Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (862) → Протоиерей Андрей Канев: Сам Бог открывает нам все, что необходимо

Протоиерей Андрей Канев: Сам Бог открывает нам все, что необходимо

№13 (862) / 5 апреля ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №12 (861)

Жизнь земную должно проводить в приготовлении к вечности – эту мысль свт. Игнатий (Брянчанинов) повторял во многих своих творениях, но особое внимание этой теме он уделил в знаменитом «Слове о смерти»...

По словам святителя, основные свойства земной жизни человека – краткость, постоянная изменчивость и суета. Так, в письме к другу схимонаху Михаилу он писал: «Довольно нагляделись на все земное: кажется, надо бы научиться и твердо знать, что все земное превратно, что всякая горесть и радость – земные минуты, яко сон обманчивый, проходят и не возвращаются». А в другом письме, уже своей сестре, он советовал не потерять оставшуюся часть жизни и не принести ее в жертву суете: «Недавно я размышлял о краткости земной жизни человеческой. Внезапно жизнь представилась мне так краткою, что и остальное время моей земной жизни представилось мне уже прошедшим. Буду еще жить – и что увижу нового на земле? – Ничего: те же добродетели и те же страсти, которые до сих пор являлись предо мною в разнообразных костюмах и действиях, будут являться и впредь; точно также добродетель будет тихо пробираться между людьми, не примечаемая, гонимая ими; точно также порок прикрываясь бесчисленными личинами, будет обманывать людей и господствовать в среде их. Двухлетняя жизнь и столетняя жизнь одинаково малы, ничтожны пред вечностью. Обыкновенно людям только будущее время представляется продолжительным; прошедшее кажется им так коротким, мгновенным, как бы сон минувшей ночи. Уединение, соединенное с вниканием в себя, соделывает и будущее время коротким. Коротко прошедшее, коротко будущее! … Сколько земля на поверхности своей сменила поколений! – и они как будто никогда не были на ней. Давно ли слышались между нами многие громкие имена? – а теперь они забыты. Давно ли наше поколение вступило на поприще гражданской жизни? – а теперь уже вступает на это поприще новое поколение и теснит нас из обширного круга деятельности в скромный уголок состарившихся, отживших. Поколения человеческие на земле точно листья на дереве! ныне одни, – вскоре другие! губит их и зной и мороз, и самое время, разносит их ветер, стаптывают путники». И еще: «Земная жизнь – это путь к вечности. И его надо совершать не числом дней и лет. Его надо совершать умом и сердцем, чтобы стать наследником вечных благ».

Мы уже говорили: самому человеку постичь, что есть смерть, невозможно, но Сам Бог открывает нам все, что необходимо о смерти знать.

Мы узнали об участи тела по смерти и приступили к рассмотрению посмертной участи души. Свт. Игнатий учит, что наши души вместе с ангелами по естеству своему составляют один разряд существ, то есть души человеческие подобны ангелам. И души людей после их разлучения с телами присоединяются к ангелам света или к падшим ангелам, в зависимости от приобретенных ими в земной жизни качеств – добрых или злых. И далее святитель приводит многочисленные цитаты из Священного Писания и святоотеческих творений, в которых подтверждается мысль, что воздаяние как праведникам, так и грешникам различно. И Правосудие Божие воздает каждому человеку «по делом его».

«Христиане, одни православные христиане, – продолжает святитель Игнатий, – и притом проведшие земную жизнь благочестиво или очистившие себя от грехов искренним раскаянием, исповедью перед отцом духовным и исправлением себя, наследуют вместе со светлыми ангелами вечное блаженство. Напротив, люди нечестивые, то есть не верующие во Христа, злочестивые, то есть еретики, и те из православных христиан, которые проводили жизнь в грехах или впали в какой-либо смертный грех, но не уврачевали себя покаянием, те наследуют вечное мучение вместе с падшими ангелами».

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г.Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мы должны понимать, что это основа нашей веры, основа нашего понимания спасения. Кто спасается? Не просто добрые, хорошие люди, как часто сейчас об этом говорят, а спасаются те, кто верит во Христа, и, более того, не просто теоретически верит, а пытается избавиться от грехов и живет действительно благочестиво. Это правило, которое мы должны принять. Но это понимание вызывает большое отторжение у современных христиан. Как же китайцы или другие народы? Но зачем беспокоиться о других народах? Христос пришел, чтобы нас спасти, и нам надо жить так, чтобы не попасть в ад. А мы начинаем заботиться о японцах, китайцах… Господь Сам о них позаботится. Мы должны понимать твердо, что спасение возможно только в Православной Церкви и только в благочестивой жизни. А то начинаются непонятные истории, которые можно уже назвать отходом от христианства, когда начинают утверждать, что все спасутся, например. Эта идея всеобщего спасения противоречит самому духу Евангелия. Если Христос пришел для всех, но есть люди, не желающие быть с Ним, – как они могут с Ним находиться? Господь говорит: «Кто будет веровать и креститься – спасен будет, а кто не будет веровать – осужден будет». Но находятся люди, которые, обладая какими-то земными знаниями, противоречат Самому Христу – и тут не важны степени, звания, сан и положение этих людей: они обманывают нас, а мы должны ориентироваться на святых отцов, на святителя Игнатия, который не сам придумал это.

Общаясь с катехизаторами разных храмов, я замечаю, что современные христиане начинают стесняться того факта, что спасение – только в Православной Церкви. Меня это очень тревожит. Либерализм разъел наши мозги – мы начинаем стесняться, что Бог открыл нам, Православной Церкви, истину. Это приближает катастрофу, что мы хотим с собой и всех притащить. Когда начинаются разговоры, что «все спасутся» или «нужно ли крестить младенцев – родился ребенок и умер некрещеный, например, что с ним?», то есть канонические ответы на эти вопросы. А мы начинаем – «жалко», «не жалко», – поднимать непонятные вопросы, например, «человек был хороший», «не нагрешил» и т. п., как будто нет первородного греха, как будто мы не наследники падшей натуры и смертности. Поэтому если тебе не нравится Христос, не называй себя христианином, гуляй, ищи место, где тебе комфортней, а если мы говорим о спасении, о христианстве, то мы должны принимать веру такой, какая она есть, а не исправлять ее под себя, под современное гуманистическое мышление – принимать то, что есть. Истина как раз в том, что спасаются те, кто крещен, верит и живет по вере. (Продолжение следует)

Ведущая:
Ольга Баталова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс