Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня затронем тему взаимоотношений между учителем и ребенком, а точнее взаимоотношения учителя и первоклассника.
– Тема очень важная – многие родители наверняка уже, даже выбирая школу и класс, руководствовались установкой, что нужно выбрать учителя ребенку. Отдельные родители, может быть, даже и не выбрали школу, которую они посещали на подготовительных курсах только узнав, кто будет учителем у ребенка в классе, где ему предстоит учиться.
Это, на мой взгляд, правильный подход: если у самого родителя нет доверия к педагогу, с которым будет ребенок работать, то ему трудно будет как-то позитивно представлять ребенку учителя, направлять его к нему, самому общаться с ним. Поэтому я надеюсь, что все родители, которые привели детей в первый класс, уважают и испытывают хорошие чувства в отношении его первого учителя. Это первый учитель не только ребенка, но и родителей в том числе.
Отношения между учителями и детьми складываются не сразу, не с первых дней в школе. Дети присматриваются к учителю, учитель – к детям, и спустя какое-то время (пройдет, может быть, месяц-полтора) формируется определенное мнение и о ребенке и у детей формируется мнение об учителе. Иногда бывает так, что первое впечатление, которое ребенок приобрел от учителя, бывает позитивным: учительница была красивая, на первое сентября особенно, она была яркая, добрая, веселая, принимала цветы с удовольствием. Но потом, когда начинаются учебные предметы и требования, учитель проявляет твердость, строгость, какую-то категоричность, некоторых детей порицает за что-либо. И у ребенка, который не готов был так видеть педагога, может возникнуть разочарование, иногда раздражение, злость на то, что он перед собой видит. А может возникнуть нежелание идти к этому педагогу – она его разочаровала.
Чаще всего это бывает у мальчиков в первом классе, они более склонны принимать решение быстро, и чуть позже это приходит к девочкам, которые говорят о том, что «меня учительница не любит» или «она ко мне хуже относится, чем к другим детям».
И на эту ситуацию родителям есть смысл обратить внимание. Может быть так, что педагог действительно проявляет определенную субъективность и кого-то из детей выбирает, а кого-то, может быть не особо выбирает, но я не думаю, что это как-то очень явно или адресно для ребенка. И здесь ребенку важно прокомментировать поведение учителя и объяснить, что «педагог так относится к тебе не потому что он тебя не любит, а потому что у него есть определенные требования, которыми он руководствуется, – в принципе, учитель уважает всех детей». Если же ребенок, наоборот, отмечает, что к нему особое какое-то положительное отношение со стороны учителя, он его хвалит, то тогда сказать ребенку не «ты хорошая девочка» или «ты хороший мальчик, а «ты хороший ученик, примерный, ты стараешься» – сделать акцент на то, что педагог в большей степени (и это так) ориентирован на качества ребенка как учащегося, как обучаемого. Если он хорошо усваивает и понимает, конечно же, это ребенок будет со стороны педагога выделяем и он будет на него опираться во время учебных предметов.
Поэтому родителю важно отслеживать отношение ребенка к своему учителю или учителя к ребенку.
Бывает так, что ребенок очень любит своего учителя и проявляет это всяческими формами своего поведения?
– Да, бывает, что дети настолько любят, они готовы ходить с подарками к учителям, с конфетами, шоколадом, цветами, есть мальчики, которые целуют руку педагогу, девочки, которые пытались что-то принести «от мамы». Одна клиентка рассказывала, что ее дочь взяла у мамы самый красивый красный лак и подарила его учительнице. Когда она пришла за ней в школу, учитель сказала: «Спасибо большое за лак, очень мне понравился» Мама удивилась «Какой лак?» Она показывает бутылочку, конечно, неполную, это не новый лак. Мама сказала :«Я очень рада, что вы так нравитесь моей дочери, но это спонтанный такой подарок, не думайте, что это я так ей сказала – «подари мой лак, который наполовину уже искрашенный»…» Это хорошие проявления ребенка – я думаю, что останавливать их не надо, как и сильно поощрять, пусть это будет так, как протекает, и я думаю, что здесь участие родителей особо не нужно: пусть ребенок насладится хорошим чувством симпатии, принятия, доверия к своему учителю.
Поговорим о проблеме, когда первоклассники не хотят идти в школу на уроки, не собирают ранцы, не одеваются, не едят и, самое ужасное, начинают плакать без остановки. Что делать с ребенком в такой ситуации родителям?
– Прежде всего – понять, что такое нежелание вполне для человека естественно. Я не думаю, что каждый взрослый каждый день с удовольствием бежит на работу, у него заранее все собрано, приготовлена одежда, и он настроен правильно. Поэтому такая ситуация для ребенка, как и для любого человека вполне может быть естественной. И, как у любой ситуации, на то есть определенные причины – родителям следует, прежде всего, подумать о причинах, которые привели ребенка к нежеланию идти в школу.
Одна из них – позднее засыпание. Ребенок поздно лег спать, он не выспался; его каприз, слезы – это естественная разрядка напряжения, которое он сейчас испытывает от того, что он не отдохнул… Скорее всего, время в школе пройдет для него достаточно сложно – все-таки отдых и режим дня, своевременное засыпание играют большую роль. Особенно речь идет о выходных днях, когда ребенок спал сколько хотел, а в понедельник нужно просыпаться в 6.30–7 утра, и ему это сделать крайне трудно. Поэтому когда ребенок очень долго спит в выходные, есть смысл не позволять ему спать очень долгов эти дни, будить его раньше.
Вторая причина, которая может быть связана с таким нежеланием, это отношение к школе: ребенка либо родителей. Может быть, ему там не интересно, либо у него там нет друзей, его там не любят, не принимают, ему там одиноко. А может быть, он испытывает трудности в усвоении, в понимании и ему в эту крайне сложную для себя ситуацию идти не хочется. Поэтому есть смысл посмотреть, насколько ребенок понимает все происходящее в школе, есть ли у него там друзья, нравится ли ему там учиться.
Когда родители негативно оценивают школу и говорят, что «ой, это опять школа началась, ой, вставать надо», или, например, «если бы не твоя школа, то я бы поспал (или поспала) подольше», или «вот, ехать по этим пробкам», получается, что они сами окрашивают процесс проезда в школу негативными красками, и ребенок совершенно естественно заражается этой негативной оценкой и нежеланием идти в школу.
А могут эта негативная оценка и нежелание приобретаться в самой школе, когда ребенок туда приходит и «заражается» от других детей?
– Это может быть, когда ребенок зависимый, быстро-внушаемый, ведомый – он видит, что все себя так ведут, он заражается этим общим фоном и начинает себя так же вести. Родителям таких детей имеет смысл наставлять ребенка и давать ему такие установки, что «даже если кто-то из детей не очень хочет идти в школу, тебе же это нравится, тебе нравится узнавать новое, у тебя красиво получается разукрашивать, очень аккуратно, у тебя красивые, ровные буквы, тебя хвалит учитель». Сконцентрировать позитив у своего ребенка – и тогда он будет идти в школу ради собственных достижений.
А есть смысл непосредственно перемещение ребенка из дома в школу превратить в какое-то интересное, увлекательное путешествие, когда ребенок постигает этот внешний мир, видит что-то интересное?
– Можно. Единственное, что это не должно становиться какой-то игровой манерой. В каких-то случаях можно не останавливаться на каком-то одном варианте, пользоваться разными способами, разными средствами, чтобы ребенку нравились школа и процессы пробуждения и прихода в школу.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.