Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №5 (854) – 8 (857)
Ольга Баталова: – Святитель Василий Великий говорит, что книга Псалтирь пророчествует о будущем, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Она есть, пишет святитель, общая сокровищница добрых учений и тщательно «отыскивает», что каждому на пользу. Интересно, а может ли Псалтирь научить нас неосуждению? Да, может! Немало полезного для размышлений мы можем почерпнуть, например, из псалма 100. В нем, по толкованию святителя Афанасия Великого, псалмопевец описывает человека, который достиг совершенства, который сам живет по заповедям Божиим и научает нас – как должно жить тому, кто желает обрести Царство Небесное. В этом псалме царь Давид говорит: «Дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего – изгоню; гордого очами и надменного сердцем – не потерплю… Не будет жить в доме моем поступающий коварно; и говорящий ложь не останется пред глазами моими». Так, не говоря прямо о грехе осуждения, царь Давид указывает на те греховные проявления, за которыми неизбежно кроется презрение к ближним, превозношение над ними, а значит и осуждение. А вот другие слова – уже из 1-го псалма, которые также имеют отношение к теме сегодняшнего урока: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей…» Однако все мы порой невольно оказываемся в таких собраниях. А там на повестке дня может оказаться и осуждение какого-то человека… Как же нам тогда устоять и не втянуться во всеобщее осуждение?
Иерей Андрей Никольский, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Москва): – В житии преподобного Силуана Афонского описан такой случай. Кто-то из монахов совершил какие-то неправильные действия, которые принесли ущерб монастырю (а старец Силуан был экономом этого монастыря), причем серьезный, потому что собралась старшая братия монастыря и стали разбираться с этим вопросом – обсуждать и этот поступок, и этого человека. И вот в житии описывается, что один из присутствующих на этом собрании монахов обратился к старцу Силуану с вопросом: «Что же ты сидишь и молчишь? Тебе что, наплевать на монастырь? Ведь этот человек сделал монастырю плохо». На что старец ответил: «А ты видел, чтобы я кого-нибудь когда-нибудь осуждал?» Эта фраза, может быть, и не совсем точная, но ясно показывающая нам: даже в такой ситуации преподобный Силуан не посчитал для себя необходимым осудить, а посчитал необходимым воздержаться от осуждения. Это разумно, потому что все вокруг и так осуждают, и так все ясно, чего же тут добавлять-то еще, зачем? Душу свою он спас и этим поступком тоже, без всякого сомнения. И коллектив, и отдельные люди могут делать все, что им нравится, но мы должны брать пример не с коллектива и не с этих людей, а с Самого Иисуса Христа.
О.Б.:– Именно этим принципом руководствовался в своей жизни преподобный Силуан Афонский. И архимандрит Софроний (Сахаров), рассказавший об этой истории с неосуждением на страницах книги «Старец Силуан», сразу же после нее говорит о том, как сам старец нес ответственное послушание эконома и как он относился к своим рабочим – а их под его началом трудилось до двухсот человек. Как можно добиться эффективной работы от двухсот работников, если большинство из них – люди непростой судьбы и далеко не кроткого нрава. А старец управлялся с ними удивительно! Жаль, что его управленческие методы не могут использовать сегодняшние руководители всех уровней, поскольку для этого надо иметь определенное духовное устроение, такое, какое отец Силуан подвигом обретал долгие годы, трудясь над своей душой.
Так как же управлялся с работниками старец Силуан? А вот как: утром, обходя мастерские, он в общих чертах давал указания старшим мастерам, а после уходил в свою келью плакать о «народе Божием». Там он молился о каждом своем работнике, зная о его бедах, трудностях, недостатках, и его воздыхания к Богу были наполнены сочувствием и состраданием к этим людям. «В какой бедности и страданиях живет народ! – говорил блаженный старец. – Все они как овцы заброшенные! Никто не печется об их воспитании, обучении… Вот и научаются они всяким порокам, дичают, грубеют…» Так душа преподобного страдала за всех бедняков – страдала, несомненно, больше, чем они сами, так как он видел в их жизни еще и то, чего они в себе не замечали...
Причем интересно вот что. Отец Силуан молился о «народе Божием» тайно, а его рабочие это чувствовали и любили старца. Он никогда не стоял у них над душой во время работы, не подгонял их, но они, обласканные его молитвой, работали веселее и энергичнее, чем у других экономов. Те – другие экономы – больше «наблюдали обительские интересы», но ведь известно, что когда приходит забота об «интересах», то человек за ними не видится. Старец же Силуан видел подлинный интерес обители в том, чтобы соблюдались заповеди Христовы...
Старец Силуан говорил: «Душа, которая любит осуждать людей, или непослушлива, или невоздержна, или оставила покаяние. Такая душа не может избавиться от бесовских козней и освободиться от плохих помыслов. Но если душа плачет о грехах и любит брата, то Господь дает ей слезы за весь мир».
Но перед нами, мирянами, никто не ставит духовных задач такого масштаба. Не нам, при наших немощах, молиться за весь мир и оправдывать любые злодеяния далеких от нас людей. Как говорится, «всяк сверчок знай свой шесток»! Потому нам так важно иметь трезвый взгляд на себя, свои возможности и на окружающих нас людей и события, чтобы заповедь «Не суди…» выполнять правильно – во спасение.
Иерей Андрей Никольский – События не совсем по-христиански правильные, провоцирующие нас на грех, бывают, конечно, разных масштабов, и одно дело не осудить соседку, которая не поздоровалась с тобой сегодня утром, а другое дело не осудить, скажем, гестапо или фашистскую Германию, напавшую на нашу страну, от которой пострадала почти каждая наша семья и вся страна в целом страдает до сих пор. Но тут лучше вспомнить слова Спасителя: «Верный в мале, и во мнозе верен есть». Давайте научимся не осуждать хотя бы в тех случаях, когда это прямо нас не касается, когда размер досаждения нам минимален или вообще отсутствует. Давайте хотя бы тогда, когда не затрагивается то, что мы перенести не можем (допустим, когда не затрагивают нашего самолюбия или, скажем, наш кошелек), в каких-то простых для нас случаях постараемся избежать осуждения. А потом от простого можно будет переходить к более сложному. Давайте пока оставим в стороне вопросы, с которыми не можем совладать (как те же вопросы в отношении гестапо и тому подобные). Обычно такие вопросы не требуют срочного разрешения и ставятся перед нами отнюдь не Богом. Они ставятся людьми, далекими от Церкви, именно для того, чтобы выбить из-под наших ног христианскую почву, уязвить нашу Церковь, показать нам неправильность христианской жизни и невозможность жить по-христиански. Соответственно изначально ложна сама постановка вопроса. От нас не требуются какие-то глобальные оценки, и если рядом с нами действительно случится что-то из ряда вон выходящее и мы не сдержимся и осудим, то Господь, знающий все, что с нами происходит, думаю, простит нас. Но если мы будем осуждать, что называется, «по мелочам», то это-то как можно простить? Ведь, казалось бы, это не требует от нас особого напряжения: «верный в мале» приобретет от Господа – за эту «верность в мале» – благодать быть верным и в великих делах! (Продолжение следует)
Расшифровка:
Наталья Коваль
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.