Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (857) → Петр Мамонов: Господь каждому дает условия наиболее благоприятные для спасения души

Петр Мамонов: Господь каждому дает условия наиболее благоприятные для спасения души

№8 (857) / 24 февраля ‘16

Верую

Продолжение. Начало в №7 (856)

Скажите, а когда Вы остро стали задумываться о смерти?

– Это ни в коем случае не результат возраста, это результат какого-то духовного возраста, если он есть во мне, не мне судить. Это тоже очень важный момент, кстати, что картина оценивается на аукционе, а мы сами не вправе судить о себе, на какой мы степени находимся и так далее, это будет всегда ошибочка, наше дело идти.

Вот знаменитый случай с Серафимом Саровским, когда он приехал в монастырь один и там пожил у них дней 10, монашеская братия говорит ему: а кто у нас спасается? Он говорит: повар. А повар был довольно вредный и противный мужичошка, который готовил плохо, угрюмый был, ворчал. «Как так – повар?!» – «А если бы он дал волю себе, он бы вас всех зарезал». Если есть этот зазор между тем, что мы есть и к чему мы стремимся и себя понуждаем – вот христианство, вот христианство.

Спасение – это не результат, это процесс. Это очень важно уяснить. Надо идти комариными шажками в Царствие Небесное – каждый день: встал, туда-сюда, настроение, так, она опять деньги все истратила, что делать? Поехал на родничок, бутылочку водички набрал втихаря и поставил, все, – день уже прожит не зря. Через себя переступил, через то, что я ее видеть не хочу, через то, что у нас условия такие прекрасные, у нее один дом, у меня здесь, я могу закрыться, ее вообще не видеть. Но ум, страж сердца, н все время бьется, бьется и говорит: не прав, не прав, иди к ней... И если идешь к ней через свою эту правду, что же происходит? А происходит то, что ты стараешься исполнить заповедь, а если ты стараешься исполнить заповедь, Сам Бог приходит к тебе на помощь, Сам Дух Святой приходит в твое сердце гнилое, изуродованное грехом и этими своими правдами...

Вы говорите о заповеди любить свою жену, как самого себя, возлюбить ближнего?

– Заповеди две: Отец хочет, чтоб Его любили и чтоб детки любили между собой, вот и все. Если я иду к ней через силу и говорю ей какое-то хорошее ласковое слово, а в душе у меня все не так, я смотрю, через 20 минут у меня все прошло.

А если я со своей правдой сижу тут один, закрылся в этих роскошных условиях, – я могу сидеть сколь угодно долго, у меня ничего не изменится: я могу молиться, я могу бдения совершать, ничего не есть, не пить, не спать, читать день за днем Евангелие, а вот этот маленький ключик дверка в Царство Небесное для меня будет закрыто. Если мы с кем-то в ссоре, даже питаем какое-то гнилое чувство – не волнуйся, человек-христианин, на эту дверь от тебя Царство Небесное и закрыто. Пока ты не отопрешь свою вот эту вонючую правду, ты пролетаешь мимо. Это сплошь и рядом, потому что легче заменить бессонными ночами, стояниями на коленях, хождениями в храм, читанием Псалмов, чем переломать вот это, о чем я говорю. Но, дорогие мои, это правда, я имею этот опыт, приходит Сам Бог на помощь. Зачем мне ее прощать? Разве можно так делать? Затем прощать, что я отдаю свою обиду за это. За Дух Святой. Стяжите Дух Святой и вокруг вас тысячи спасутся.

Вы это здесь поняли, в затворе?

– В затворе, ну что это...

Хорошо, в уединении, «он жил почти анахоретом, в восьмом часу вставал он летом»

– Вот-вот, давайте говорить по-человечески.

Меня крайне волнует вопрос, что я буду делать за гробом. Молитва будет? Будет. Музыка любимая моя будет? Будет ангельское пение. Ремонт квартиры, обмен квартиры, внуки, дети, жены? Нет. Святой угодник Божий отец Николай будет? Будет.

«Мытарства блаженной Феодоры» читали же, конечно.

– Это вещь гадательная, это не есть учение Церкви, это не есть наша вера. Это мы хотим все приспособиться, присоседиться, все понять своим мирским умом. Какие-то будут ступеньки – одну прошла, вторую не прошла, это не факт. Факт – опыт личной нашей веры, когда сердце было в таком состоянии, благодаря каким-то определенным действиям оно стало в другом состоянии. Это то, о чем я вам говорил в отношениях с женой. Благодать Святого Духа кто не чувствует, тот может 40 лет ходить в храм. Апостол нам перечисляет дары Духа.

Я как-то был в Одессе, там меня очень любят и там собрали аудиторию огромную, а я что-то был уставший, раздраженный, думаю: сейчас я им дам! Бабки сели все эти православные, сю-сю-сю, священник замечательный и все думают: сейчас отец Анатолий из кинофильма «Остров», сейчас он нас согреет… А я начал с вопроса, который меня тоже занимает. Плоды Духа. Любовь, мир, радость, долготерпение, милосердие, кротость, благость, вера, воздержание. Накладываем эту кальку на собственную жизнь. Что-нибудь из этого имеем? Если не имеем, мы не христиане. Не надо обольщаться. Мы можем все молитвы прочитать, псалмы знать наизусть, мы не христиане. Мы можем делать добрые дела, помогать ближним, у постели больного сидеть, в темницу ездить. Если вот этих плодов нет, значит, мы делаем что-то не так.

Мой любимый святой отец Исаак Сирин говорит: слово о деятельности – сокровищница надежды, мудрость, не оправданная деятельностью, – залог стыда. Поэтому я говорю только о том, что у меня вышло. Меня часто спрашивают, а как пить бросить? Вот об этом я могу порассказывать долго.

Но Вы же ходите к ребятам, которые на игле сидели и делитесь своим опытом, как избавиться.

– Я им на сцене пою, я им делаю эти радиопередачи.

А Вы их понимаете? Откуда это взялось? От одиночества?

– От одиночества. Одиночество, наушники, капюшон.

Откуда одиночество взялось?

– От нас взялось. Почему такие наши дети? Потому что родители такие.

Разве мы росли в одиноком мире?

– Мы их бросили на произвол судьбы. Не знаю, как вы, я своих детей воспитывал десятую часть из того, что надо было бы на это положить. И получаю обратно все плоды. Я реально вижу – это я обратно получаю за свои «недо-». Что же делать с детьми? Молиться. Столько же, сколько ты не досидел с ними, не добыл с ними, сказок не дорассказывал, книжек добрых не дочитал. Ровно столько. А это огромный кусок времени. Это значит, надо практически молиться с утра до вечера за ребенка. Но мы же не сомневаемся в силе молитвы.

Вот сейчас этот ужас происходит в мире. Что делать в первую очередь? В первую очередь молиться. Сергий Радонежский, мальчик, плохо умеющий читать, писать, что делал? Пошел в лес молиться Богу. Что, он пошел молиться Богу за нашу страну? За наше войско? Крестными ходами ходил по всей земле нашей Русской? Нет. Он очень любил Бога и он пошел Ему молиться, потому что он только это и любил делать. Что же случилось? Вокруг него монастыри, ученики, Димитрий Донской – и скинули татар. Один человек. Вот путь – настоящий, подлинный, самый действенный, самый сильный, самый крутой.

Как у нас в деревне говорят: Бог – не Тимошка, видит немножко. Господь – самая реальная сила. Почему это происходит? Потому что вся христианская Европа отдала Христа, от креста отказалась. Мы тоже – в огромной степени, поэтому и нас это все задевает крылом. Если девка идет по улице раздетая, одета, как шлюха, это разве хорошо? Это разве толерантно по отношению к нам, мужчинам? Если однополые браки, это разве можно? Вот вдоль трассы стоят проститутки, они уже не знают, как им одеться, они уже одеваются более целомудренно, чем все остальные. Это что? «А, – говорят, – такая мода». И вот так во всем. Это внешнее, это наиболее маловажное, дело – внутреннее.

Вот я объездил целый мир. Собор Святого Петра. Храмы стоят во всей Европе огромные, огромные храмы. Для чего они такие большие? Они были полны народа в свое время! Они были полны народа, для этого и строились такие большие. Теперь туристы... Я не критикую ни в коем случае, я думаю, почему это происходит? Ведь Бог – Он же Бог, он же может все, Он же может прекратить. Почему? Почему Хэллоуин? Когда Святая Русь – давай в пятницу 31-го повеселимся: Хэллоуин...

Как же быть с точки зрения государства и с точки зрения личности? Две позиции. С точки зрения личности – отказ от греха. В свою меру, но война в каждом из нас должна усилиться, раз такое происходит. Богу нужен ты, ты лично нужен, а не весь этот мир. Определено уже было, что город сгорит – три дня хватило им: все посыпали головы пеплом, покаялись¸ стали плакать, отказались от греха, Господь отменил Свой собственный приговор целому городу.

Содом и Гоморра – это что, сказочки? Это был такой блуд, который приблизительно сейчас происходит, ничего нового дьявол не изобретает, он не творческая личность. Секс, насилие, наркота, Калигула – все это было всю жизнь… Поэтому, если мы на собственном уровне начнем от этого отказываться, мир изменится очень сильно.

Вот молодой человек надел пояс, идет всех взрывать. Он что, такой злой, хочет всех взорвать? Нет. Он гибнет за то, что ему дядьки напихали в уши, но на самом деле исламом не является. Мне трудно смотреть на сцены насилия, я не хочу к этому привыкать, на экране в частности. Мне трудно смотреть на раздетых прекрасных наших русских женщин и я к этому привыкать не хочу.

Цель христианина – умерщвлять свое сердце, а не ожесточить его. Привыкнуть можно ко всему… Дальше, дальше все будет отодвигаться эта грань дозволенного. А что плохого? Микеланджело, все такое – дальше, дальше, можно двигать эту грань без конца. Вот, если нравственная воля всего народа будет понятно обозначена и явно явлена, то государство будет обязано этому следовать, на то оно и государство, это в услужение нам...

Конечно. Народ создает государство, чтобы оно защищало разные его интересы от территориальных до нравственных.

– Я за цензуру. Недавно шел и думал: будь я министром культуры, что бы я сделал? Ввел бы цензуру.

А цензура – это фильтр, который отсеивает мусор, отсутствие цензуры превратилось в безответственность и вседозволенность.

– Это наш дом. Вот вы пришли, хорошие, вежливые люди, спрашиваете: а можно вот этот стул двинуть? Я говорю да. А вот этот нельзя, это мой дом, здесь я хозяин. Так и здесь. Наша страна – это наш дом и если мы хозяева, мы должны требовать определенных запретов. Человек ведь внешне сейчас очень слаб, он очень падок на всякие развлекательные вещи, а как все, как все одеты, так и я… Мы все зависим друг от друга.

Ну нельзя… Вот я тут кино смотрю: порнозвезда обклеила своими в извращенных позах фотографиями свой собственный дом и тут же ходит ее семилетняя девочка. Это 1972 год, Франция. Кем она будет? Она будет проституткой. Замечательно отец Димитрий говорит, он умеет, – но он говорит: «Я не смог объяснить 15-летней девочке, почему нельзя брать чужое. Я не смог». А он талантливый. А не смог, она ушла, вот что происходит! «Понятий нет», – как говорят блатные. Сейчас и блатной мир, криминальный, понятий нет, одни отморозки. То есть вот эти грани стираются. Результат будет какой? Что мы думаем? Бог же смотрит… Когда весь мир ляжет во зло, вот и будет конец.

У меня болит. Я думаю, как быть: у меня болит. Я не могу спокойно жить, когда вот такое в мире происходит. Как говорил Герцен, «мы не врачи, мы – боль». Художник любого уровня (я сейчас не об уровне говорю) – это боль, это нерв, это всегда с обнаженной кожей жизнь. Поэтому меня, конечно, волнует, что сейчас происходит в мире, очень, но что же мне делать? Что делать нам, каждому из нас? Я уже об этом поговорил. Отказ от греха, молитва, в меру сил – какая-то помощь материальная, реальная, но это уже в последнюю очередь.

Все, что сейчас происходит в нашей жизни страшной, это написано в Евангелии: военные слухи, землетрясения – все описано, все приметы жизни. Но каждый из нас, нам надо это понять, может очень сильно отодвинуть конец света, царство зла, очень сильно. Неважно, что я актер известный, у меня шире поляна: любой плотник, если он делает замечательный шкаф, если он удивительно живет, может реально отодвинуть очень сильно...

А таких людей у нас очень много.

– А таких людей много вообще, и во Франции этой безумной тоже.

Жива консервативная Европа, она никуда не делась.

– А мы обращаем внимание все на внешнее. По телевидению (вот я был в командировке – я так не смотрю, а в командировке) часами взрослые дядьки обсуждают, как быть. Забывая, что так быть: не орать, во-первых, перебивая друг друга, начать с этого, выслушать друг друга. Взрослые, солидные, хорошо одетые русские мужчины просто кричат в один голос, не слушая друг друга, а вся страна смотрит! И что вы думаете, Отцу нашему это приятно?

Вы часто смотрите телевизор, вот он у меня тут по правую руку.

– Нет, – видео, свои любимые кино, Жана Габена и все прочее.

А «Союз» смотрите? Какие Вам программы нравятся и что бы Вы пожелали нашей телекомпании?

– «Союз» смотрю. Я совершенно ответственно заявляю, что экран и интерес к экрану – это личность всегда. Вот Алексей Ильич Осипов – недаром он этим занят, он знает, что он это умеет: он «сеет разумное, доброе, вечное». Отец Димитрий Смирнов появляется – мы бежим к телевизору, не опоздать бы. Замечательный появился Константин Владиленович Корепанов, который удивительно тонко трактует эти вещи, видно, что это в нем, насколько он это тонко чувствует и переживает, это его жизнь.

Вы сейчас смотрите, как режиссер, артист.

– Что еще я смотрю на вашем «Союзе», на нашем «Союзе» – это новости: «Вот, – я думаю, – нет, дело еще не пропало. Там храм построили, там толпы людей идут, там молятся, по всей стране, с каждой епархии приходят эти радостные вести».

Самое главное – это народное телевидение, его поддерживает народ, люди поддерживают своей копеечкой, своими сторублевыми бумажечками они содержат это телевидение, которое фактически стало вселенским, вещает не только от Владивостока до Калининграда, но еще на 119 стран мира. И откуда выходит? Из Екатеринбурга, с места царской голгофы. Где еще такое явление у нас в стране состоялось, чтоб это были не Москва, не Санкт-Петербург?

– Случайного нет. Ясно, кто верит в случай, тот не верит в Бога. Очень хорошо сказал на эту тему ваш руководитель, что это осознанная политика. Могло бы дать государство деньги, но это – полная независимость, это отсутствие всяческой цензуры. Поэтому там все чисто с позиции верующего.

А качество должно быть высокое, увлекать. Мы привыкли, что православное, вопрос качества тут не стоит, мы говорим о нашей вере. Ничего подобного. Мы «Остров» сделали, прежде всего качественное кино, потом мы уже говорим о нашей вере, о проблемах. Прежде всего, это качественный очень фильм, в котором одно за другим события происходят, интересно, а что будет дальше. Это такой жанр, съемки прекрасные, натура прекрасная, качество.

Вот вы тут как-то спросили, а как вы к вере пришли, путь ваш… Я лично, мы делали такое, страшно, ни в сказке сказать, ни пером описать. То есть, я знаю вопрос и знаю, к чему это ведет. Вот в 45 лет я уперся в угол. У меня все было: деньги, прекрасная жена, дети, слава, дом уже здесь был, место. Мне стало незачем жить. У меня пропал мотив, я не понимал, зачем я живу. Вот это самый главный вопрос, зачем?

Как сказано в книге Иова, человек рождается для страдания, чтобы, как искра сгорая, устремляться ввысь. Наша цель – будущая жизнь, наша цель – Царство Небесное и нам это Царство обещал Господь. А не то, что у внучка грыжа пройдет, сын бросит пить, служба быта, не это. Не это. Хотя по милости своей как любящий Отец Он и это даст. Но не это цель. Нам надо понять, что мы рождены должны быть в Вечность. Вот туда. Вот за этим страдания, чтобы золото в огне очистилось и прыгнуть нам туда.

Ребята, те, кто слушает, мы будем жить всегда, но очень важно, какими мы будем жить. Вот эта жизнь нужна только, чтобы приготовиться к этому прыжку в Вечность. Вот такие мысли в уединении. Никакого уединения нет, мы все единый человеческий род, мы все единая семья.

Наступающее Рождество, с которым я вас всех поздравляю, это и есть рождение в мир Бога, Который стал человеком и на человеческом языке нам объяснил, что нам надо делать, чтобы жить в Царствии Небесном. Вот, что такое Рождество. Это когда стоял огромный муравейник в лесу, а над ним склонилось гнилое дерево, вот-вот оно рухнет. Как объяснить муравьям, что надо бежать отсюда сломя голову? Стать одним из них и на их муравьином языке сказать: ребята, атас, бежим. Кто поверит – тот спасется. В Евангелии такие слова есть «встаньте, пойдем отсюда». Вот бежим отсюда. Кто скажет я не верю, того накроет.

Отсюда откуда?

– Из приверженности этому миру. На первую ступеньку ставим Бога, потом ставим свою жену или мужа. Я тут такой поучающий (смеется). Потом ставим детей, потом работу, а потом мерседесы, дома в Ницце, можно и в Ницце, и тогда все будет хорошо, понимаете? Вот для этого родился Бог, чтобы сказать: Я к тебе пришел, муравей, пойдем со Мной. Бог хочет, чтобы мы были Его детьми. А кто сын, тот и наследник. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс