Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня у нас в гостях помощник управляющего Юго-Западным викариатством города Москвы по строительству протоиерей Сергий Тришкин.
Четыре года назад Святейшим Патриархом было объявлено о строительстве в спальных районах города Москвы порядка двухсот храмов. Эта программа реализуется, но все же скажите, для чего строятся храмы? В Москве ведь и так их много.
– Спальные районы строятся новые. И там поселяются такие же православные люди, как и живущие в тех местах, где храмы есть. А в тех местах, где строятся дома, пока храмов нет, и чтобы восполнить неполноту жизни в новых районах, чтобы жизнь района была насыщенной, приняли решение найти там место для строительства храмов. Сейчас храмы более или менее равномерно расположены в тех районах, где их раньше не было. Появление этой программы вполне естественно, так должно быть, потому что наш народ православный, а верующему обязательно нужно ходить в храм.
200 храмов – это не слишком много?
– Если мы посмотрим на карту Москвы, то окажется, что это как раз столько, сколько нужно. Даже если посчитать в среднем по России, сколько людей приходится на один храм, то окажется, что по России приходится больше, чем на Москву – чтобы в Москве сделать количество прихожан на один храм такое же, как в среднем по России, то нужно строить не 200 храмов, 600, 800. Мы же знаем, что в Москве было сорок сороков, понятно, что Москва сейчас сильно расширилась, но, с другой стороны, – очень много храмов было разрушено.
Но они же восстановлены в большинстве своем...
– Не все, некоторые были разрушены совсем, остались только фрагменты. Эти храмы были построены в сложившейся исторически застройке – строились дома, а рядом храмы. А в начале 90-х дома строились, но храмы почти нет, и чтобы как-то восстановить равновесие, сейчас принято это решение. Слава Богу, что московские власти поддержали инициативу Святейшего Патриарха, ведь в этом есть необходимость.
Могу сказать по опыту нашего спального района – Южное Бутово: там был один храм Рождества Христова на бывшем кладбище, сейчас там пять храмов, и они заполняются так же, как и храм Рождества Христова. Строятся храмы, и они не страдают от недостатка прихожан. На самом деле, люди, живущие в спальных районах, все равно в храмы ходили, но им приходилось ездить в центр Москвы или в те места, откуда они переехали, а сейчас, когда храм построен рядом, они, естественно, переходят в него.
Надо учесть, что очень много приходит детей. Если посмотрим на количество причастников, то половина из них – дети: младенцы, младшие школьники. Многодетной семье, например, трудно ездить в другой конец Москвы. Они в конечном итоге придут в тот храм, что рядом с ними. Это удобно и естественно, как это и раньше было – был храм, а рядом с ним приход.
То есть нельзя сказать, что сейчас храмы наполняют исключительно бабушки или старшее поколение?
– Бабушек сейчас меньшинство, нынешние бабушки – это те женщины, которые начали наполнять храмы с 90-х годов. Им было 40 лет, когда они пришли в церковь, прошло 25 лет – им стало 65. Вот такие бабушки приходят, но их сейчас уже нельзя назвать бабушками, потому что мы их воспринимаем просто как пожилых женщин. Они очень активны, всегда готовы помочь, участвуют в церковной жизни. У нас в храме людей старше 60-ти лет самое большее 15–20%, а в остальном это дети, молодые семьи, люди среднего возраста.
Вопрос телезрительницы из Сургута: «Почему такое внимание уделяется именно Москве, если прихожанам в Москве есть куда съездить, есть транспорт и храмы? А вот в Татарстане (Алексеевский район, я сама родом оттуда, ездила в этом году на свою родину) огромное количество деревень оставлены без храмов, там и транспорта нет. То же самое и в Тюменской области (у меня муж родом оттуда): там на 10–15 деревень нет храмов вообще. Так, может, надо строить не в Москве такое количество? Я в этом году была в Москве, порадовалась за строительство храмов, но обратите внимание на периферию, где люди не могут ни причаститься, ни исповедоваться».
– Во-первых, это вопрос не ко мне, это не мой уровень, я простой приходской священник, который поставлен в качестве координатора на строительство Юго-Западного района Москвы. Это вопрос к вашему епархиальному архиерею, к местному начальству, к губернатору, главе района или муниципалитета. К сожалению, мы не можем решать такие вопросы. Естественно, Святейший Патриарх обращает внимание на все это, у него сердце болит за то, что люди не могут ходить в храмы, но по мере сил этот вопрос решается.
Недавно были предприняты определенные шаги: например, принято решение Синода, что люди, которые заканчивают Московскую семинарию, два года служат в отдаленных епархиях. В Тюменской области вопрос, скорее, в кадрах – нет людей, которых можно поставить на это служение. На местах уже владыки распоряжаются этими батюшками или диаконами, выпускниками Московской семинарии, и могут их направить в те места, где не хватает священников. Но это должно решаться не в Москве, а на местном уровне – это не к нам вопрос.
И второе, что делается по инициативе снизу: в Богословском институте, в семинариях или приходах организуются миссионерские путешествия прихожан, священников, просто инициативных ребят по отдаленным районам. Было множество экспедиций по Архангельской области, где такая же тяжелая ситуация. Люди там ни разу не видели священника за всю свою жизнь. И там проходят массовые Крещения: по 100–120–150 человек. Им рассказывают о Православной вере, наставляют их, служат Литургию, крестят, причащают.
То есть мы пытаемся что-то сделать, но, естественно, не можем решить этот вопрос в масштабах всей нашей огромной страны – Московской епархии и московским властям это не по силам. Не зря крупные епархии сейчас делятся, и Святейший Патриарх ведет такую политику, что у архиерея должна быть такая площадь епархии, которую он физически сможет объехать и окормить. Может быть, не сразу, но в конце концов решения, принятые на церковном уровне, приведут к разрешению тех конкретных вопросов, которые вы задаете. Помоги вам Господи, конечно, мы всячески болеем за вас, но здесь надо потихоньку двигаться к этому, и Господь может все это устроить.
Первое, что можно сделать: обратиться либо к благочинному либо к Правящему архиерею, так?
– Естественно, это вопрос Правящего архиерея.
Скажите, как местные жители реагируют на строительство храмов в своих районах? Когда идет строительство – это и грязь, и строительная техника, а если это временный храм, то, может быть, еще и колокольный звон, что-то еще – людям это мешает или нет?
– Может быть, на первых этапах, первые несколько месяцев какие-то голоса против раздаются, но потом люди видят, что плюсов гораздо больше, чем минусов. Территория вокруг храмов благоустраивается, туда можно прийти и просто погулять, там стоят скамеечки, люди с любовью относятся к тому участку, который им выделен. Открываются воскресные школы, туда приходят дети, где их учат разумному, доброму, вечному – как жить по-христиански, открываются какие-то лектории, идет общественная жизнь, люди ездят в паломничества, начинается социальная деятельность, людям начинают помогать. Это естественно для христиан, чтобы они делали какие-то добрые дела, потому что в этом реализуется наша вера, а вера без дел мертва.
Могу сказать насчет колокольного звона нашего храма. Наши соседи – строительный кооператив, где строят таунхаусы: линия таунхаусов идет вдоль нашего храма, и есть линия, которая отходит немного вглубь. Оказалось, что та линия, которая была построена около храма, разбиралась покупателями гораздо быстрее, то есть люди, скорее, поселились в тех домах, в которых этот колокольный звон, казалось бы, должен мешать. Это не та проблема, которая мешает жителям этого района: это не шум машин или стройки, это звук, который добавляет гармонии в жизнь. Ничего плохого в этом нет, мы же не по рельсам бьем, мы звоним в колокола, которые издают благолепный звук. Наоборот, это вносит гармонию в окружающий мир, в ту стандартную городскую застройку, которую мы видим вокруг себя, это оживляет нашу жизнь, звуковую атмосферу города.
Вопрос телезрителя из Белгородской области: «В Евангелии, в 4-й главе от Иоанна, где говорится о том, как Христос встретился с самарянкой, Он ей сказал: «Настанут времена и настали уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Разве поклонение в духе и истине зависит от количества храмов? Можно и на огороде поклоняться, а можно в храме спать. Мы не наступаем на те же грабли, что были до революции? Храмов было не счесть, только чем это закончилось?».
– Очень хороший вопрос. Конечно, есть опасность наступить на те же грабли, которые были до революции, но эта опасность не такая уж и близкая, потому что перед революцией было триста лет Синодального периода, когда церковная жизнь подминалась жизнью государственной, и поэтому она была не такой естественной, какой должна была быть.
Сейчас Церковь все-таки свободна от государства, и она живет своей жизнью и реализует свои внутренние потребности. А внутренние потребности христианина и Церкви – это все-таки движение к Царству Небесному. Конечно, это движение может превратиться в движение к земным благам, и это самая главная опасность для каждого христианина и для всей Церкви в целом. Пока не видно, чтобы эта опасность была для нас актуальна. Скорее всего, когда люди приходят в храм, они искренне стремятся к тому, чтобы прийти к Царству Божию, соединиться с Богом, и для этого они стараются жить по заповедям, молятся, приходят в храмы и живут церковной жизнью (исповедуются, причащаются), всячески освящают свою жизнь.
А насчет вопроса самарянки давно известно, что он был задан по отношению к тому Соломонову храму, который иудеи считали единственным, где можно поклоняться Богу. Это было справедливо для ветхозаветного времени, а потом Господь сказал, что в любом месте можете поклоняться в духе и истине. Это любое место и есть тот православный храм, который мы строим.
Мы живем в такой стране, где люди нуждаются в каком-то укрытии для молитвы. Наш народ, конечно, самоотверженный и собирается для молитвы не только в храме. Когда начинают открываться храмы, собираются на пустыре, просто около воздвигнутых крестов, в какой-то холодной бытовке – это тоже поклонение в духе и истине. Но чтобы это было в русле церковной традиции, Евангельских принципов, все-таки это должно быть некое помещение, отделенное от окружающего мира. Апостолы собирались по завету Христа в Сионской горнице, это было некое помещение, так и храм – это прообраз Сионской горницы, где совершается Литургия.
Мы не просто так строим храмы, а по тем заповедям, которые даны в Евангелии и той церковной традиции, которая выработана в течение 20-ти веков. Мы строим храмы и стараемся, чтобы они были украшены. Естественно, если украшение храмов начинает довлеть над той духовной жизнью, которая должна там происходить, тогда это вызывает некоторые вопросы. Посмотрите на храмы, которые строятся, – пока этого нет, слава Богу. Постараемся больше не наступать на те грабли, на которые наступали ранее. Церковные люди и иерархи осознают эти проблемы, обращают на них внимание, поэтому стараются идти тем путем, который нам заповедовал Христос, не сворачивая ни влево, ни вправо.
Зачастую можно услышать, что храмов у нас достаточно, а нужно обратить внимание на детские сады, центры внешкольного образования. Может быть, есть смысл строить их: детей надо как-то воспитывать, растить достойных граждан своего Отечества. Вы согласны с этим мнением?
– А кто сомневается? Конечно, нужно строить, и эти учреждения строятся. Посмотрите, строится новый микрорайон, в центре его строится большое школьное здание и здание детского сада, которые занимают около 2-х гектаров, а рядом – храм, площадь его участка 0,3 – 0,4 гектара. Естественно, дети должны воспитываться, но храм этому вопросу никак не мешает. Те участки, которые выделяются под строительство храмов, были бы заняты коммерческими учреждениями, магазинами, торговыми центрами. Так промыслительно устроено, что власти сделали выбор между доходом, который могли бы получать муниципалитеты и местные органы власти от этих коммерческих учреждений, и храмом, от которого нет никакого материального дохода. Но он дает опосредованный «доход», который не измерить никакими деньгами. Храм воспитывает людей, которые будут по-иному относиться к материальным ценностям, своим семьям, детям, ближним, соседям, это стоит гораздо дороже, чем если бы на этом месте построили торговый центр.
Я не знаю ни одного места, на котором строится храм, где была бы альтернатива между постройкой детского сада или школы и постройкой храма, всегда выбор был между магазином и храмом. А детские сады, естественно, надо строить, детей надо воспитывать, для этого нужны помещения, хорошие кадры, чтобы квалифицированные люди приходили и в детские сады, и в школы.
Благодаря этой программе строительства храмов, наверное, каждый из нас может стать человеком, который способствует возведению храма. Кто-то может помочь своими руками, кто-то средствами, кто-то молитвой. Что дает Господь каждому участвующему в строительстве впоследствии?
– Это не просто так происходит. Если человек начинает участвовать в строительстве, это не только его выбор, но это выбор Божий.
То есть призвание?
– Да, Господь призывает к тому, чтобы человек это сделал. Это призвание не дается человеку, который далек от Бога, оно дается тому, кто на пути к Богу, у которого есть какие-то размышления, мысли, сомнения, какие-то умственные и душевные движения по направлению к Богу, и Господь им дает возможность поучаствовать в строительстве храма. Каждому – в разной мере.
Из Евангелия мы прекрасно знаем о вдове, которая положила две лепты в церковную копилку, и о фарисее, который высыпал туда половину своего золота. И Господь сказал, что вдовица положила больше, чем фарисей, хотя в денежном эквиваленте он положил в несколько тысяч раз больше.
Вопрос в том, что человек вкладывает в строительство храма из своей души. Каждый, кто приходит, конечно, получает очень много: и радость от сделанного доброго дела, и благоволение Божие к его жизни, потому что храмы строят бескорыстно, человек в любом случае что-то жертвует – свои силы, материалы, какие-то денежные средства. Как и любая милостыня, это дело вспахивает почву нашего сердца, открывая его для того, чтобы туда вошла благодать Божия. Когда мы от себя что-то отнимаем, мы тем самым отрываем свою душу от земли, к которой она обычно прикована, делаем шаг по направлению к Небу, к Богу.
То есть, отдавая – приобретаем?
– Естественно, отдавая – приобретаем. Задача в том, чтобы наше богатство было не в земном. «Где богатство ваше, там будет и сердце ваше». Если наше богатство в угождении Богу и жизни по совести, тогда мы, соответственно, будем приближаться к Богу, а если наше богатство в тех талантах, которые мы реализуем для себя, или в тех средствах, которые мы используем для удовлетворения собственных потребностей и удовольствий, тогда и сердце наше будет там. А Господь судит по тому, куда направлено наше сердце: или оно гвоздями прибито к земным богатствам и земной суете, или оно все-таки потихоньку, по гвоздику отрывается от этой суеты и поднимается к Царству Небесному.
Что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям в завершение?
– Если мы говорим о строительстве, то «Программа – 200» направлена на то, чтобы те люди, которые считают себя принадлежащими к Православной Церкви, не только принадлежали к ней формально по своим культурным, национальным или историческим корням, но и стали реально ее членами. Поэтому если кто-то смотрит нас из Москвы, у каждого есть возможность прийти в храм, построенный по этой программе.
Особенно интересно, когда храм только открывается: тогда начинается приходская жизнь, все новое, и можно вместе со своим воцерковлением войти в общину, в церковную жизнь – для многих это может стать главным элементом жизни. Это и на самом деле должен быть главный элемент – мы живем только потому, что живет Церковь, и если мы живем церковной жизнью, то входим в этот Божественный поток, который ведет нас к Небу.
Пользуйтесь, братья и сестры, той возможностью, которая есть в настоящее время, когда Церковь свободна, строится и развивается, чтобы глубже войти в церковную жизнь, проникнуться тем духом церковного Предания, который существует уже две тысячи лет. Это та жемчужина, найдя и приобретя которую, мы выполним свое предназначение.
«Идите в храмы Божии, пока еще звонят»...
– Да, именно так. Помоги всем Господь!
Расшифровка:
Елена Кузоро
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.