Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда-то в древности на территории современной Италии водились небольшие хорошенькие слоны. Читаешь об этом, об археологических раскопках, находках ученых-зоологов, специалистов по ископаемой жизни, и думаешь, что хорошо бы иметь маленького лохматенького слоненка: взял бы его на руки, чтобы он у тебя заснул и нервно посапывал. Мысль, конечно, наивная; я говорю с улыбкой, шутя, потому что люблю зверюшек, но мы сами знаем, что есть в Русской Церкви странная традиция – не держать дома всякое зверье… Кошку еще терпят, а вот если в доме есть собака, то некоторые священники даже отказываются освящать такое жилище и требуют изгнать собаку из дома: только тогда они придут в ваше жилище, чтобы прочитать молитву.
Что это за обычай? Почему собака вдруг стала виновницей, почему это зверь нечистый, Богу неугодный? Этот обычай идет из глубокой древности и имеет корни даже не в христианской древности, а в языческой и ветхозаветной. Один из авторов «Добротолюбия» говорил, что существовал такой языческий обычай, чтобы во время домашней молитвы из дома выводить собаку. Молиться можно только в доме, в котором нет собаки. Чем же провинилась собака, она же тварь Божия, Господь же ее тоже сотворил?
Если мы полистаем страницы Священного Писания, то тоже увидим, что авторы Библии не очень честят двух животных – собаку и поросенка. Например, в Послании апостола Петра говорится о том, что человек, который нетверд в своей жизни, в христианском намерении, подобен или псу, который возвращается на свою блевотину, или вымытой свинье, которая снова идет валяться в грязь (во Втором Послании вы можете найти эту строчку).
Собака и свинья относятся авторами Ветхого Завета к нечистым животным – к ним нельзя прикасаться, их нельзя вкушать в пищу. Мы знаем множество сравнений, которые позволяет себе пророк Исаия, сравнивавший язычников с псами и свиньями. Эти животные нечистые, потому что на Востоке, в жарких странах, было очень много уличных псов и свиней; они всегда находились в грязи, были бездомными и даже использовались в магических ритуалах, связанных с вызыванием душ усопших людей, и поэтому в древней восточной культуре эти животные, их образ очень плотно был связан со злыми магическим манипуляциями. Но один из авторов «Добротолюбия», на которого я уже ссылался, говорил, что собака тут ни при чем: мы должны к этому зверю относиться спокойно, но увидеть в этом запрете из древности совсем другое.
На самом деле, какая связь между молитвой и собакой? Блаженный авва Евагрий говорит о том, что этим наставлением – не держать дома собаку – наши предки хотели сказать нам, что нельзя человеку, который носит имя Христово, обращается к Богу в молитве своей, иметь зверский помысел – вот такой термин вы найдете в первом томе «Добротолюбия». Зверский помысел. Нас пугает это выражение, но что имеют в виду святые отцы, когда его называют?
Дело в том, что нельзя человеку молиться, обращаться к Богу, если вы не противоборствуете злости, раздражительности, ярости, которая в вас кипит. И святые отцы, которые являются учителями молитвы, говорят, что христианам нельзя позволять себе злости, ярости, раздражительности в сердце, тем более когда они становятся на молитву. Вот что значит этот образ изгнания пса из нашего жилища.
Собаки не виноваты, и, по большому счету, квартиру и дом, в котором находится любой зверь, можно освящать, потому что в очах Божиих нет скверных животных, все благословлено Богом, но в древности образ изгнания пса являлся иконой, мифом, сообщением человеку: если ты стоишь перед Богом, если ты носишь имя христианское, ты должен уничтожить в себе любое зло, всегда противостоять зверскому помыслу. Апостол Павел всегда обращал на это большое внимание, и особенно в Послании к Галатам вы найдете упоминание о внимательном отношении к христианским нравам. Он говорил, что «… вы, христиане, ученики Бога Любви и Человеколюбца, грызете друг друга и съедаете! Как вы выживете, если вы друг друга поедаете?».
То есть тогда, в древности, когда были мученики, когда были живы еще свидетели, самовидцы служения Христа, уже тогда между христианами была какая-то грызня, споры, распри – это совершенно недопустимо, это и есть зверские помыслы.
И вы знаете, друзья мои, в древности христиане научились оправдывать свой зверский нрав религией. Это высший пилотаж лицемерия, когда мы ненависть и зло называем святыми, когда мы позволяем себе проклинать, ненавидеть, обижаться, оскорблять людей, которые, например, не согласны с нами во взглядах, которые не разделяют нашу точку зрения или раздражают нас своими привычками. Только доброта, любовь и человеколюбие создают ту атмосферу, в которой молитва наша чиста, оправданна и слышима Богом; в единомыслии, в единодушии, в воспитании милующего сердца можно молиться.
Только так можно молиться, и собаки, конечно же, тут ни при чем. И вы можете найти, например, в Евангелии от Луки в притче о богаче и бедном Лазаре, как к Лазарю, нищему, всеми брошенному, забытому, лежащему у ворот богача, только псы приходили и лизали его раны. Собака тоже благословлена Богом, и мы ничего и никого не имеем права проклинать, потому что мы ученики Бога Любви, Бога-Человеколюбца, нам вменено в обязанность благословлять все сущее в молитвах и прошениях, в религиозных и церковных действиях благословлять все вокруг нас, молиться о здравии даже тех людей, которые причиняют нам боль. Вот что завещано нам в Евангелии.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.