Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (855) → Протоиерей Евгений Попиченко: Ценность – это Господь и отношения с Ним

Протоиерей Евгений Попиченко: Ценность – это Господь и отношения с Ним

№6 (855) / 9 февраля ‘16

Беседы с батюшкой

Немногие из нас задумываются, чьим именем названа та или иная улица. В нашей стране тенденция называть улицы в честь какого-либо человека появилась после революции – до этого называли по названию церкви, находившейся на этой улице, по названию праздников (Покровская, Рождественская и т.д.). Это достаточно активный вид пропаганды, когда табличкой с названием улицы и произнесением ежедневно одной и той же фамилии мы ставим этих революционных деятелей в ранг положительных героев. Как Вы считаете: на сегодня нужно ли поднимать этот вопрос и требовать убрать из названий имена таких людей?

– Отношение к этому подразумевает нашу активную гражданскую позицию. Слова – не пустой звук: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» – «как вы яхту назовете, так она и поплывет». От того, как мы слово произносим или в каком контексте употребляем, чье имя называем, оно или освящает, или оскверняет. Надо понимать, что катастрофа, которая произошла в нашей стране почти сто лет назад, перевернула с ног на голову многие ценности, и мы по инерции находимся сейчас в этом движении. Пришло время, когда нужно вставать с головы на ноги – современная жизнь каждый день показывает страшные ситуации и трагические события, в которых зло от конкретных людей превращается в великое всенародное горе, – те же теракты. За всеми этими событиями стоят конкретные люди. Давайте представим, что сейчас какие-то улицы или площади будут названы, например, в честь Шамиля Басаева. А чем он отличается от Войкова или В.И. Ленина? Те тоже были террористами. Они устроили террор в России и перевернули все так, как будто это было благо, хотя залили страну кровью и их жертвы в миллионы раз превосходят жертвы тех боевиков, одно имя которых наводит ужас. Почему-то к Басаеву у нас определенное отношение, что это однозначно зло, но мы спокойно живем на улице, названой именем революционеров-террористов, которые уничтожили огромное количество наших сограждан. Надо смыть эту грязь с наших улиц.

Когда мы с Вами встречаемся, у Вас всегда есть какая-то актуальная тема, над которой Вы размышляете. Может быть, есть тема, которой Вы хотели бы поделиться с нами?

– Есть такая тема. Один из святых сказал, что все наши проблемы от помыслов, что любые ошибки всегда начинаются с помыслов. Величайшая наука, к которой мы все призваны, – наука управления своим умом, сосредоточением его на том, что важно, ценно, значимо, и уклонение от зла. Этот труд необходимо освоить, отцы называют его наукой из наук и искусством из искусств. Ум человека всегда там, где внимание, и наоборот. Наше внимание рассеянное, мы живем очень поверхностно, не углубляясь, а нужно научиться сосредоточенно относиться к жизни, очень внимательно, чтобы не писать черновичок. Мы обычно все время живем в надежде, что наступит понедельник – и мы начнем новую жизнь. И вот мы ждем, что придет этот час, когда что-то щелкнет – и начнется новая жизнь. У нас есть надежда на будущее, тоска по прошлому, а то настоящее, в котором мы призваны жить, проходит очень блекло.

Внимание ума, умение им управлять, навык к молитве и память о Христе – вот то, о чем я думаю, потому что очень многие трагедии происходят из-за того, что мы теряем из виду то, на чем наш ум всегда должен быть сосредоточен. Апостол Петр говорит: «Господи, если это Ты, скажи мне – я приду к Тебе». Он говорит: «Иди». Пока Петр видел Христа, он шел по воде как посуху, но вдруг отвлекся, испугался и стал тонуть, но не потерял Христа из виду и воскликнул: «Господи, спаси меня, погибаю!». Господь сразу дал ему руку («Маловерный, почему усомнился?») и вытащил его из погибели. Целеустремленность, собранность, сосредоточенность на Христе, на Его имени, на личном обращении – это то, о чем должны болеть наше сердце и душа. Этому нужно учиться. У нас так мало времени – и так много нужно успеть. Хожу и об этом думаю.

На сайте собора Успения прочитал: «В соборе Успения будут говорить о дружбе перед Венчанием». Расскажите, как прошла беседа и к каким выводам Вы пришли?

– Очень много энергии пришлось отдать. Самое главное дело, которое мы сегодня совершили, – собрались вместе для молитвы (собралось около 80 человек, в основном юноши и девушки), почитали акафист Иисусу Сладчайшему – потрясающее духовное произведение, которое все время приводит во внимание имя Иисуса. Потом пили чай и немного пообщались на тему, получился хороший разговор. На самом деле все знают, что нужно, что не нужно, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо – совесть есть у всех. Другое дело, когда «любовь нечаянно нагрянет», сразу мозг отключается, и человек начинает вести себя по животным страстям, и уже никакие аргументы логики, здравого смысла часто не влияют на его выбор. Поэтому очень важно уберечь себя от этого. Об этом мы и говорили – о технике безопасности.

Какова же она?

– В первую очередь, должно быть определенное время дружбы, она все равно возникает тогда, когда у юноши и у девушки есть намерения быть вместе. Это не просто куда-то сходили вместе, потусовались. Через какое-то время серьезным молодым людям все равно нужно обозначить, для чего они это делают. Зачем зря время терять, если нет цели двигаться вместе в сторону создания семьи? Очень важно на каком-то этапе проговорить, что эти отношения имеют цель – узнать друг друга.

Познание бывает на разных уровнях. Важно в добром уме и в доброй памяти, с рассуждением создавать то, что будет влиять на всю оставшуюся жизнь, – семью, не в слепой любви, не в очаровании, не в каких-то безумных ожиданиях. Очень часто у нас есть такие ошибки, которыми мы как будто бомбу подкладываем под семью, когда есть какие-то сверхожидания от себя: «Моя любовь настолько сильна, что я точно смогу его исправить, хоть он и пьет, имел в прошлом загульный образ жизни, но я его полюбила и точно смогу исправить, поставлю его в рамки по стойке «смирно». Все эти вопросы должны быть разрешены на уровне дружбы.

Если человек не хочет над собой трудиться и менять себя на этом этапе, в браке точно ничего не будет. Поэтому очень важно намерение, чтобы прошло определенное время (не месяц или полтора, а минимум полгода или год): подружили, пообщались, посмотрели, есть ли приятие на телесном уровне (цвет волос, запах), на душевном уровне (мировоззрение, умение договариваться и ценить то, что ценит другой, умение отказываться от своего ради ближнего, общие книги, общие разговоры). И самое главное – чтобы было единство на духовном уровне, чтобы то, что для человека является ценностью, было ценностью для двоих.

Ценность – это Господь и отношения с Ним. Если нецерковный юноша встречает церковную девушку и ему важны эти отношения, он пойдет за ней в храм (или она пойдет за ним в храм) и будет ради нее узнавать то, что для нее важно и ценно. Если этого не происходит на этапе дружбы, и он остается в оппозиции, в сопротивлении, скорее всего, когда возникнет семья, он скажет: «Сиди дома, зачем тебе это все нужно?».

Очень важно узнать, ценности ли для человека семья, верность в семье, дети, потому что, может быть, юноше хочется много детей, а девушка хочет строить карьеру до 35 лет. И если эти вещи не проговорить заранее, то в отношениях будут серьезные проблемы.

Очень важно именно дружить, чтобы было отсутствие плотских отношений, даже не в последней стадии греха, а чтобы не было плотских вольностей – если мы позволяем себе руки распускать (девушка позволяет, и юноша себя не сдерживает), то здесь очень небольшое расстояние до перехода на сторону греха. Как только возникает серьезная плотская связь или влечение, которое перекрывает душевное и духовное познание, человек серьезно ограничивает себя только телесной привязанностью. Очень важна эта техника безопасности, чтобы не оставались один на один.

Самое радостное, что было много вопросов. И вопросы больше практического содержания (например, что делать, если юноша не решается сделать предложение?), были и общие вопросы, немало вопросов духовнического уровня. Очень важно, чтобы у молодых людей и девушек формировались в Церкви духовные отношения с каким-либо батюшкой: роль духовника очень значима.

Вопрос телезрительницы из группы «ВКонтакте»: «Моей дочери 7 лет, и мы с ней вечером читаем молитвенное правило. Она хоть и стоит со мной рядом, когда я читаю правило, но говорит, что ей неинтересно. Можно ли что-то изменить и как это сделать?».

– Конечно, обязательно нужно экспериментировать: молитва должна быть живой, не формальной, в том числе и для детей. Дети должны участвовать в молитве. Для детей до 12–13 лет можно предложить следующее молитвенное правило: оставляем начальные молитвы («Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…», Символ веры, 50-й псалом как очень глубокий), а потом десять земных поклонов вместе с молитвой Иисусовой или «Боже, милостив буди мне, грешному» (пусть их читает девочка). Или можно взять десять прошений из 7-й молитвы на сон грядущий (молитва Иоанна Златоуста). Потом можно ребенка отпустить заниматься своими делами, а самим дочитать положенное молитвенное правило.

Ребенок может зажечь лампадку перед молитвой, как-то настроиться. Пусть это будут 5–7 минут молитвы – для детей такого возраста достаточно, но чтобы им это было легко, понятно.

Следующий вопрос из группы «ВКонтакте»: «У меня злое сердце, и из сокровищницы сердца я выношу только злое. Так случилось, что у меня благополучная жизнь: муж, ребенок, и все хорошо, но всех ненавижу: и мужа, и сына, и мать. Куда бежать и что делать? Как любить?».

– В первую очередь нужно перестать оценивать людей и принимать их такими, какие они есть. Если Господь дал возможность жить с этими людьми, значит, это те условия, те обстоятельства, в которых только вы и можете достигнуть спасения. И каждый ближний – это ваш «Бог», нужно его принимать, понимая, что через него Господь нас лечит, открывает нам наши немощи.

А как поступать? «Благословляйте проклинающих вас, и добро творите творящим вам напасть, и молитесь за обижающих и гонящих вас». Нужно на практике ежедневно упражняться в этих заповедях Божиих – делать добро, молиться и благословлять. Если человек вызывает раздражение, или зависть, или неприятие, от всего сердца искренне пожелайте ему счастья, здоровья, благополучия. Этот обязательный и непростой труд (не в течение одного года, а многолетний) непременно даст свои плоды, нужно просто трудиться день за днем.

Следующий вопрос: «Мне 29 лет, раньше ходил в церковь часто, последнее время из-за большой загруженности на работе ходить получается очень редко, не во все субботы на всенощную, и времени читать правило и Библию практически нет, а вот душа тянется к Богу. Что делать? Бросать работу?».

– Вопрос не во времени, а в ценности – время всегда находится на то, что для человека важно. Жизнь, в которой Богу нет места, бессмысленна: «Что толку, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?». Кому нужна такая работа, которая вытесняет Бога из жизни? Дело не в работе, потому что «шесть дней делай дела твои, седьмой день – Господу Богу». Господь труды любит, но, видимо, дело в том, что Бог не является ценностью, вот мы и находим разные предлоги.

Просто надо правильно организовать свою жизнь. Нужно убрать из жизни «паразитов», которые убивают время: телевизор, интернет. Можно спокойно прожить без интернета, используя его исключительно по необходимости, по работе: не нужны бесконечные новости, отдых в интернете, развлечения, и даже хождения по православным форумам оказываются для человека западней, потому что под благовидным предлогом человек лишает себя практического общения с Богом.

Попробуйте прожить неделю без «паразитов», то есть использовать электронные средства информации только по необходимости. Мы много о себе узнаем: насколько мы зависимы, насколько наши мысли и чувства контролируются нашими привязанностями и сколько времени отнимают у нас эти зависимости.

В группе «ВКонтакте» девушка пишет, что грешит уже два года с одним женатым человеком, просит прощения за откровенность. Она пыталась отойти от этого, каялась на Исповеди и причащалась, вроде бы бросила этот грех, но опять попала в ту же грязь и с тем же мужчиной. Вопрос такой: «Если я не в силах ничего сделать с этим, могу ли я просто поменять место жительства, чтобы вообще больше никак не пересекаться с этим человеком?».

– Это единственный способ в этих жизненных обстоятельствах: «если соблазняет тебя рука или нога, отсеки, брось от себя, лучше тебе войти в жизнь вечную без руки или без ноги, чем оказаться целым в геенне». Именно в этом случае, если грех связывает человека, нужно его отсечь. Это болезненно, но лучше здесь чего-то лишиться, чем в будущей жизни оказаться связанным и брошенным в огонь.

Один из аскетических законов – страсть или преодолевается, или отсекается. Или человек покаянием, трудом, усилием воли, ненавистью к греху, благодатью Божией вычищает себя и приобретает мирное сердце и ненависть к греху и этим греховным отношениям – и происходит исцеление души.

Следующий вопрос: «Какие книги сформировали Вас и Ваше мировоззрение?» (может, имеются в виду те книги, которые в какой-то момент перевернули Ваше сознание, приоткрыли какую-то грань)...

– Самая главная книга, которая реально на мистически-физическом уровне перевернула мое сознание, это, конечно, Евангелие. Я впервые открыл его в подростковом возрасте и начал пытаться читать, а потом в десятом классе стал вести дневник с выписыванием важных цитат. Попадались среди мыслей умных людей какие-нибудь евангельские цитаты или заповедь какая-то. Это же ростки, которые пробиваются сквозь цемент наших душ и приносят плоды. Евангелие пробудило во мне интерес.

Если говорить о книгах, которые сформировали мое мировоззрение, это книги митрополита Сурожского, которые я читал много, запоем, они пробуждали любовь к Церкви, к жизни христианина, это живое переживание Евангелия. Ценны книги отца Андрея Кураева 20-летней давности, его беседы, проповеди. В них очень много моментов, которые формировали мое мировоззрение.

«Журнал Московской Патриархии» читал, потому что, когда начиналось мое священническое служение, не было никаких сборников проповедей, а нужно было каждый день выходить и что-то говорить после службы. Отец Димитрий (Байбаков) собирал их в библиотеке по годам, и в каждом журнале было по две-три проповеди уважаемых иерархов и проповедников, которые я читал во время подготовки к проповеди.

Следующий вопрос телезрительницы из сети «ВКонтакте»: «Читали с сыном детскую Библию издательства «Нижний Новгород», текст написан Чугуновым. Написано: «На пути в Египет на Святое Семейство напали разбойники, но один из них, взглянув на Младенца, умилился сердцем и сказал, что, если бы Бог воплотился, Он не был бы прекраснее сего Младенца. И не допустил других к разбою. Потом этот разбойник и будет распят по правую руку Спасителя и войдет с Ним в рай». Сын сразу прокомментировал: «Так вот почему разбойник первым вошел в рай!». Я смутилась, ведь разбойник первым вошел в рай, осознав свое недостоинство и смирившись. Подскажите, действительно ли существует такая библейская история? Я о ней узнала впервые».

– Это не библейская история, скорее всего, это из церковного Предания. В Священном Писании об этом не написано, но Господь очень мудрый, справедливый и милостивый, поэтому Он ищет возможности, чтобы человека спасти и привести к покаянию, к познанию истины. Вместе с Христом были распяты два разбойника, которые по закону были приговорены к смертной казни по делам своим, но один смог увидеть во Христе Бога и исповедовал Его, а другой хулил, смеялся, издевался и зло к злу прилагал. Только у одного разбойника Богу было за что зацепиться в душе.

У Достоевского есть история про луковку: женщина умирает, попадает в гееннское озеро, ангел-хранитель мечется, как бы ее спасти, а там бесы справедливо говорят, что она принадлежит им по закону. И вдруг ангел вспомнил, что она когда-то подала милостыню: бросила в нищенку луковицей. Он нашел эту луковку, протянул ей и сказал, что если луковка не порвется, то он ее вытащит из озера. Он начинает тянуть – и происходит чудо – луковка не рвется. Постепенно душа этой женщины выходит из этого озера, а все остальные, кто был там, начинают цепляться за нее, чтобы она и их спасла. И ангел бы вытянул их, потому что милость превозносится над судом, но эта женщина начинает от них отбиваться – и луковка рвется. Богу было за что ухватиться в жизни разбойника, чтобы вытащить его и дать возможность покаяться.

Следующий вопрос: «Стоит ли мне, находясь в общественном месте, где есть неверующие люди, а подчас и противящиеся Богу, творя молитвы, креститься, вызывая негодование или насмешки? Или можно читать молитвы молча и не крестясь?».

– Конечно, можно читать молитвы, не привлекая к себе внимания, чтобы не давать повода ищущим его. Нужно учитывать, что хула против Бога и Церкви – это тяжелый грех. Если мы человека на это провоцируем, зная заранее, что он может таким образом отреагировать, то это нехорошо. Но если мы не знаем, как люди отреагируют, то не нужно бояться или стыдиться исповедовать себя христианином: например, перекреститься, проходя мимо храма.

Расшифровка:
Елена Кузоро.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс