Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (853) → Митрополит Луганский и Алчевский Митрофан: Все проистекает из заповеди любви

Митрополит Луганский и Алчевский Митрофан: Все проистекает из заповеди любви

№4 (853) / 26 января ‘16

Архипастырь

23 ноября исполнилось бы 80 лет ушедшему от нас в 2014 году Блаженнейшему митрополиту Владимиру, которого многие и многие вспоминают очень тепло, с добром. 22 года он был Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Наверняка и у Вас есть какие-то теплые воспоминания об этом достойнейшем архиерее. Поделитесь ими, пожалуйста.

– Личность Блаженнейшего митрополита Владимира занимает особое место в нашей новейшей церковной истории. Это был выдающийся архипастырь, мне посчастливилось 11 лет трудиться под его непосредственным руководством, его управлением. Я исполнял обязанности управляющего делами Украинской Православной Церкви, затем по благословению митрополита Владимира и решением Священного Синода был назначен на должность, которую сейчас занимаю в нашей Церкви, – председателя Отдела внешних церковных связей. Общение с Блаженнейшим митрополитом Владимиром навсегда останется в моей душе и моем сердце, потому что для всех нас он действительно был отцом, который дал нам путевку в духовную жизнь...

Практически вся моя жизнь – как администратора, преподавателя, викария – прошла под его непосредственным попечением. Митрополит Владимир действительно уникальный человек. С ним можно было очень легко вести беседу на любые темы: и на темы, касающиеся исполнения моих непосредственных обязанностей, и на темы, касающиеся каких-то личных вопросов. Он всегда старался найти доброе слово, поддержать в трудную минуту. Блаженнейший принимал всех, невзирая на то, молодой это человек или человек старшего поколения, занимает человек какое-то положение в обществе или это простой рабочий – он был настолько открытым, настолько доступным для каждого, что люди сегодня с любовью вспоминают и его службы, и его благословения. Я помню, как он, выходя из храма или идя на службу в храм, благословлял огромное количество людей: каждый хотел прикоснуться или к его руке, или к одежде; каждому хотелось получить его благословение.

Роль Блаженнейшего митрополита Владимира в нашей церковной истории трудно переоценить, потому что он был избран на Киевскую кафедру в очень трудное для нашей Церкви время, – время, когда начался церковный раскол, когда в нашей стране начались нестроения, когда нашу Церковь просто не принимали, игнорировали. На первых порах ему было очень трудно. Но благодаря авторитету, который он уже имел к тому времени и среди епископата, прекрасно знавшего Блаженнейшего, и среди духовенства, благодаря тому что родился и вырос в Украине (в селе Марковцы Хмельницкой области), к нему сразу потянулись люди... Блаженнейший рассказывал, что когда он подъезжал уже к Киеву, к нему в поезд подсели сотрудники КГБ и сказали, что лучше бы ему выйти где-нибудь раньше, чтобы, не дай Бог, не было никаких столкновений или каких-либо непредвиденных обстоятельств. На что Блаженнейший ответил: «Я еду к своей пастве, мне бояться нечего». И вот он приехал, на вокзале его торжественно встретили, провели в лавру, и с того момента началась новая страница в истории Украинской Православной Церкви.

Будучи долгое время непосредственным помощником Блаженнейшего митрополита Владимира, я могу свидетельствовать, сколько ему приходилось решать самых различных вопросов: и с руководством страны, и с политиками, и с предпринимателями, и с другими людьми, чтобы общество приняло Церковь, чтобы с Церковью начали считаться, чтобы Церковь стала тем институтом, который вносил бы в общество дыхание духовности, проповедь Евангельских истин.

Эту линию на духовное оздоровление нашего общества, на укрепление единства нашей Церкви он и проводил до самых последних дней своей жизни. Даже невзирая на тяжелый недуг, который сковал его, он всегда имел чистый разум, прекрасно понимая то, что происходит в стране, и очень переживал особенно по поводу последних событий, произошедших в Украине. Но никогда не унывал и всегда, когда мы спрашивали его, как же будет дальше, как нам жить и устраивать наши дела, очень спокойно говорил: «С нами Бог, как-то оно все будет». Вот эти несколько слов настолько западали в душу, внушали такой оптимизм, что все проблемы забывались и казались уже не столь неразрешимыми. Именно его вера, которая давала Блаженнейшему такой оптимизм, помогла, наверное, выжить и нам в непростое и сложное время. Поэтому мы всегда в своем сердце, своих молитвах помним его, молимся о нем и надеемся, что он тоже о нас не забывает.

Владыка, люди, с которыми мы много и подолгу общаемся, нередко становятся нашими учителями. Какой главный урок дал Вам митрополит Владимир?

– Что касается каких-то личных моментов, то Блаженнейший всегда (и он это часто показывал своим личным примером) говорил: «Ничего для себя не просите, но и ни от чего не отказывайтесь». Это был девиз его жизни, он часто повторял эти слова. То есть если Церковь оказывает тебе доверие и дает какое-то послушание в епископском ли сане, пресвитерском ли, ты должен исполнить его как можно лучше, как можно добросовестнее. Именно так и поступал Блаженнейший. Он всегда учил любить людей, какими бы они ни были – со всеми недостатками и проблемами. Он умел это делать сам: мог тонко, часто с юмором так подчеркнуть какие-то недостатки людей, что этого было достаточно, чтобы понять какую-то свою ошибку или неправильное действие. Это было очень ценно.

Владыка, если позволите, я перейду к проблемам. В наше время не просто меняется, а рушится очень многое из привычного, казавшегося таким надежным... Как сохранять душевный мир и внутреннее спокойствие в этих обстоятельствах?

– Перемены бывают разными, и переживает их человек по-разному. Большие, сложные, кардинальные перемены переживаются труднее; те, что попроще, – легче, мы быстрее адаптируемся к новым обстоятельствам. Но самое главное: какие бы перемены ни происходили (а жизнь и состоит из таких разных перемен, просто мы не всегда об этом задумываемся, не всегда это замечаем), даже серьезные геополитические изменения в жизни и деятельности нашего общества, всегда нужно помнить слова Спасителя, которые Он сказал Своим ученикам, когда возносился на Небо: «Я с вами во все дни до скончания века».

А ведь апостолы в свое время тоже жили в эпоху перемен, но сумели преодолеть и преследования, и непонимание, и пренебрежение к их словам. Если с нами Господь, если мы к Нему обращаемся в молитве, если мы просим, чтобы Господь укрепил наши духовные, телесные силы, просветил, вразумил нас и дал нам сил и мужества, Господь все это даст, и, какие бы перемены ни были, с Божией помощью мы их сможем преодолеть...

Ведь наша Церковь после переворота 1917 года тоже пережила время страшных перемен, когда все перевернулось с ног на голову, когда были и преследования, и физическое уничтожение Церкви. Но благодаря вере, которую имели крепкие духом люди, которых мы сегодня почитаем в лике новомучеников и исповедников, благодаря их трудам, их страданиям, их крови наша Церковь пережила все это, и сегодня мы пользуемся спокойствием и обустраиваем нашу и церковную, и личную жизнь. Я думаю, что мы должны идти этим путем и дальше и не бояться никаких перемен.

Владыка, каждый день мы читаем молитву «Отче наш», где есть слова, порой нас обличающие, – «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Когда митрополит Антоний Сурожский был еще подростком, он никак не мог простить кого-то, кто его обидел, и духовный отец сказал ему: «Ну, тогда ты пропускай эти слова в молитве». Когда он попробовал так делать, то понял, что не может без этих слов читать молитву, потому что хочет быть прощенным Богом. И тогда он смог простить… Как любить врагов, когда тебе не просто на ногу наступили или как-то задели твою гордость, а когда все очень серьезно?

– Конечно, заповедь эта достаточно сложная в нашем человеческом понимании. Иногда приходится слышать даже такое мнение, что «это вообще нереально – простить своего обидчика, зложелателя». Наоборот, когда нас кто-то обидит, сделает нам что-то плохое, мы стараемся как-то отомстить этому человеку, ищем возможность отплатить ему тем же, а то и сделать хуже. Но нужно понимать: насколько эта заповедь трудна, настолько может быть и легко исполнима. Главное, нужно всегда помнить, что если мы будем воздавать злом за зло, то зло будет только умножаться. А если мы найдем в себе силы (а силы нам даст Господь через нашу к Нему молитву), переступив через себя, через свои личные амбиции и эмоции, по крайней мере не отплатить человеку, нас обидевшему, тем же, то рано или поздно этот человек поймет, что он поступил неправильно по отношению к нам.

Есть множество тому примеров, когда, поступая именно таким образом, обидчики, осознавая свою неправоту, приходили и примирялись с другим. Два человека примирились, и, таким образом, зло преодолевается. Мы можем это сделать, хотя это и трудно, но нужно постараться научиться переступать через какие-то свои личные эмоции и настроения. И помнить, что по-другому мы никогда не преодолеем и не победим зло, потому что одно зло, причиненное и помноженное на другое, только увеличивает его. Посмотрите на пример Самого Господа: ведь, имея такую Божественную власть, Он мог бы наказать Своих обидчиков, Своих распинателей, но Он, наоборот, молился о них; они предавали Его на такую ужасную смерть, а Он молился о них и по Своему человечеству их простил. Это и в наших силах, и мы можем это делать, ведь мы верующие люди и должны помнить, что если не будем прощать нашим ближним каких-то обид и прегрешений по отношению к нам, то и Господь нам не простит. Господь говорит: если хотите, чтобы вас простили, и вы прощайте; если хотите, чтобы вас любили, и вы любите; если хотите, чтобы вам делали добро, и вы делайте добро… Бывает и так, что мы сами являемся причиной каких-то не очень хороших действий со стороны других людей. Чаще всего мы этого не замечаем и всегда обвиняем того, кто, как нам кажется, нас обидел. Поэтому нужно быть очень внимательными к себе, к своим действиям и поступкам. Но еще раз повторю: заповедь эта вполне реализуема в нашей жизни.

Мы должны следить за каждым своим словом, за каждой своей мыслью, я не говорю уже о каких-то поступках. А все это проистекает из заповеди любви.

Владыка, потеря близких, причем неожиданная, во время бомбежки, теракта, в транспортной катастрофе – с этим люди сейчас сталкиваются, может быть, чаще, чем 10–20 лет назад. Как это пережить? Что бы Вы сказали тем, кто в данный момент переживает потерю близких?

– Конечно, потеря близких людей переживается всегда очень тяжело. Часто мы бываем беззащитны перед проявлениями агрессии и ненависти. Но я думаю, что в любом случае мы не должны отчаиваться, потому что отчаяние – очень плохое состояние, которое может привести человека к трагическим последствиям. Что бы ни случилось, даже если мы потеряли родных и близких людей, мы не должны думать, что жизнь на этом останавливается; мы должны жить дальше, молиться Богу, чтобы Господь вразумил тех, кто производит такие страшные действия, когда гибнут невинные люди. Те, кто должен бороться с проявлениями этой агрессии, с терактами, пусть занимаются своим делом, но нам ни в коем случае нельзя падать духом! Нам нужно молиться Богу за своих усопших, за тех, кто пострадал, кто покалечился, потому что другого пути у нас нет. Мы не все можем сделать, наши возможности ограниченные, особенно перед такой угрозой, как терроризм, который сегодня волнует весь мир. Я думаю, что те, кто может реально бороться с этим злом, должны объединить свои усилия, потому что одному человеку или одному государству трудно бороться с проявлениями насилия и агрессии. Мы можем сделать это только все вместе...

Владыка, какие главные духовные проблемы наших дней Вы бы назвали? Какие опасности в большей степени подстерегают современных христиан?

– Я думаю, причина здесь в том, что иногда мы хотим не себя найти в Церкви, а Церковь подстроить под себя, под свои какие-то слабости. Поэтому высказываются иногда такие пожелания: «А может, было бы лучше, если бы Великий пост был не сорок дней, а гораздо меньше, зачем нам столько поститься?» Или: «Может быть, надо отменить поклоны, зачем нам поклоны? Зачем себя утруждать? И молитвы надо сократить!»

Если мы будем подделывать Церковь под себя, ничего доброго из этого не получится. Видим: это и есть причина все большей секуляризации общества – как бы идти по линии наименьшего сопротивления… Православная Церковь сильна своим консерватизмом, именно в нем сила Церкви, потому что все сохранено так, как передали нам святые апостолы, мужи апостольские, святые угодники Божии.

Духовная жизнь требует усилий, и если мы будем сдаваться просто так, без всякого боя, без сопротивления своим страстям, то в конечном итоге духовно себя обедним и никакой пользы для нас не будет. Духовная жизнь – это труд, который мы должны применять каждый день: молиться теми правилами, которые установила Церковь, соблюдать все без исключения посты; без всяких послаблений совершать те правила и каноны, которые предписаны нашей церковной традицией. Тогда мы будем сильными, тогда наша вера не будет ослабевать и мы не будем потакать нашим желаниям сходить погулять по магазинам вместо того, чтобы идти в церковь.

Спасибо, Владыка! О верности православным канонам Вы говорили и в недавнем комментарии о подготовке Всеправославного Собора. Если можно, расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– Поскольку большинство верующих людей не посвящено в тонкости подготовки к Собору, возникают различные опасения, что будут отступления от истин Православной веры, что будет упразднение постов и многие другие новшества, которые вызывают у нас, мягко выражаясь, удивление и неприятие. Поэтому я и давал комментарии по поводу того, какие документы будут приниматься на Соборе...

Чтобы не получилось так, что документы на Соборе примут, а на уровне простых верующих эти документы не будут иметь силы, не будут работать, что может привести к очередному расколу Церкви. Мы уже имеем такие примеры: это и новый стиль Греческой Церкви, и старостильные Церкви, и календарный вопрос в Поместных Православных Церквах, – все это сегодня до конца не высказано, до конца не объяснено и вызывает тревогу верующих людей. Поэтому в нашем обращении к пастве мы подчеркнули важность того, что те, кто готовит документы, должны быть очень внимательны к настроениям, которые сегодня имеют место в среде верующего народа.

То есть тревогу вызывает не сам факт созыва Всеправославного Собора, а то, что есть неразрешенные вопросы, которые усугубляются тем, что люди начинают что-то еще себе придумывать, и эти неясные мнения распространяются дальше?

– Да, есть и такие разговоры, что это будет якобы Восьмой Вселенский Собор и все дружно предадут Православие. Люди переживают не о самом факте созыва Собора, а о том, что будет на нем происходить. Они обеспокоены именно тем, какие решения будут приняты и как на них нужно будет реагировать. Поэтому мы, еще раз повторюсь, и упомянули в документе, что все должно быть очень хорошо продумано, чтобы, не дай Бог, не дать повода к соблазну для верующего народа...

Хочется поговорить и о радостном. В 2014 году исполнилось 70 лет Луганской епархии. В этом году Луганск отметил свое 220-летие, и вообще 2015-й год – год 1000-летия преставления святого князя Владимира, 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Владыка, если можно, расскажите, пожалуйста, об истории Луганской епархии. 70 лет – епархия была сформирована сразу после окончания Великой Отечественной войны?

– Православие имеет очень глубокие корни на Луганщине. Я думаю, и так говорят некоторые историки, что появление здесь христианства связано непосредственно с Крещением Руси святым князем Владимиром, хотя каких-то конкретных свидетельств, исторических памятников того периода не сохранилось. Мы больше говорим о периоде, когда на этих землях начали разрабатывать угольные месторождения, началось развитие металлургической промышленности... Именно тогда эта территория начала формировать и определенные структуры церковной жизни, начали организовываться приходы, кое-где открывались даже монастыри. Луганск отпраздновал в этом году 220 лет, и, наверное, так же, как и Екатеринбург, основанием своего возникновения имеет развитие угольной и металлургической промышленности.

Первоначально это было небольшое селение, но с развитием промышленности городок укреплялся, увеличивался. Со временем было построено несколько храмов; в самом городе до революции было 6 больших красивых храмов, но переворот 1917 года, революция внесли свои коррективы не только в общественную, политическую, но и духовную жизнь общества. За время атеистической пропаганды, воинствующего безбожия храмы были уничтожены не просто физически, самое печальное, что вместе с храмами уничтожалась и душа народа.

Луганщина была очень сильно подвержена воздействию той безбожной пропаганды, которую мы ощущаем до настоящего времени. Петропавловский собор оставался единственным уцелевшим церковным зданием, когда в 1944 году решением Патриарха Алексия I и Священного Синода образована Луганская епархия, епископом которой был назначен Никон (Петин). Благодаря его трудам и началось развитие Луганской епархии как самостоятельной. В городе был построен еще один большой храм и открыт молитвенный дом. Эти три храма просуществовали все время советского периода, вплоть до перестройки. Если в советское время по всей Луганской епархии насчитывалось 65 приходов, то сегодня только в одном Луганске существует 46 приходов. Это и часовни, и ведомственные храмы; богослужение совершается во всех сорока шести приходах. Кроме того, было открыто четыре новых, вновь образованных монастыря – два мужских и два женских. Благодаря трудам Владыки Иоанникия было сделано очень много для укрепления жизни епархии.

Мы продолжали начатое Владыкой Иоанникием дело, но, к сожалению, во многом нам помешали военные события. Они спутали наши планы, касающиеся осуществления различных больших проектов в области духовного образования, особенно в области работы с молодежью, детьми и что касается духовного просвещения. До войны мы издавали епархиальную газету «Луганщина православная», начали издание детского журнала «Серебряный звоночек», который получил даже статус всеукраинского; удалось издать также один выпуск журнала «Агапа», который имеет религиозное философско-историческое направление. Кроме того, некоторые приходы выпускали свои газеты, приходские листки, но, к сожалению, последние события помешали нам продолжить возрождение этих изданий. Мы очень надеемся, что все-таки начнем трудиться над этим. До войны нас приглашали и на радио, и на телевидение, мы имели возможность обращаться к людям с добрым словом, наставлением и очень надеемся, что, если это перемирие станет уже необратимым, если установится мир на Луганщине, все эти проекты будем реализовывать и дальше.

Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить всех, кто молится сегодня за Украину, за украинский народ, за тех, кто сегодня страждет, кто находится в разделении, и хотел бы сказать без всякого преувеличения, что эти молитвы нам очень помогают. Они являются той духовной поддержкой, в которой так нуждается сегодня простой верующий народ. Когда я вернусь к себе в епархию, расскажу людям о добром отношении к нам, о тех молитвах, которые возносятся о нашей Церкви, нашей стране. Я думаю, это будет сильным стимулом для того, чтобы люди не падали духом, верили в лучшее и это лучшее связывали с Богом; молились Богу и учили детей молитве; учили детей, как правильно относиться к старшим, различать добро и зло, то есть всему тому, что будет способствовать их духовному возрастанию.

Сердечно благодарю Вас, Владыка!

Расшифровка:
Наталья Коваль

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс