Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В житии преподобного Антония Великого есть несколько эпизодов, которые поражают нас своей двусмысленностью. Антоний Великий – человек, который десятилетия провел в пустыне, великий аскет, который одолел все страсти (уж как его демоны ни искушали, какими страхованиями ни смущали), крепкий, настоящий монах, труженик, борец. Несколько раз в житии встречается один и тот же эпизод: Антоний Великий идет по пустыне, и демон подбрасывает ему то золотые монеты, то серебряные блюда, то россыпи драгоценностей.
Подобный эпизод встречался в житии подвижников Киево-Печерской лавры. Сами киевские пещеры были вырыты подвижниками в том месте, где варяги хранили награбленные сокровища; монахам неоднократно попадалась эта пещера и известно, что демоны искушали иноков этим золотом. Преподобного Антония в IV веке демон искушал золотом, подвижников Печерской лавры в XI–XII веках смущал пиратским варяжским золотом...
Что это такое? Может быть, у людей была какая-то страсть к сребролюбию? Ведь известно из отеческих писаний, что, если демоны приносят какой-то навязчивый помысел, значит, залог этой страсти в нас хранится. Но Антоний и начал свой подвиг как раз с того, что раздал полностью все свое имущество и был человеком подчеркнуто несребролюбивым, как и подвижники Печерской лавры. Чем же демон искушал Антония и киевских монахов?
Я думаю, дело не в сребролюбии: в сердце этих людей не было никаких залогов страстей. Бесы приносили подвижникам тот самый помысел, которым искушали в свое время и Христа. «Вот, тебе дается много средств – дается возможность реализовать массу проектов: построить детский приют, больницу, школу, монастырь, библиотеку. Там, где средства, там возможности, власть, влияния, а если у тебя доброе сердце, чистые мысли и работящие руки, то ты можешь с этими средствами сделать очень много замечательных вещей!» Я думаю, именно этот помысел смущал подвижников, именно он был навязчивой идеей, в сердцевине своей очень доброй и правильной, но совершенно не подходящей для человека, который избрал аскетический, уединенный, подвижнический образ жизни.
Мы себе сейчас задаем вопрос: что бы такого случилось, если бы Антоний взял это золото, построил больницу или библиотеку, собрал ученых, основал храм? Мне кажется, что, отказавшись, эти подвижники сделали гораздо больше всего того, что можно было бы купить, построить или организовать на это золото, и в этом для нас содержится очень важный урок той добродетели, которой нет в каталогах добродетелей святоотеческих книг, в популярной религиозной литературе: я бы назвал ее добродетелью отказа.
Любая аскеза начинается с отречения, когда человек отказывается от карьеры, семейного счастья, от светского успеха, богатства. Насколько далеко простирается это отречение и как обычному человеку эту добродетель не просто даже освоить, а хотя бы очертить, в чем она состоит? Ведь нас никто не учит отказываться, среди христиан стиль поведения, когда мы отказываем кому-нибудь, непопулярен. Многие из нас переживали такой очень деликатный момент, когда отказывали в подаянии нищему, так как понимали, что этому человеку лучше ничего не давать, или другой сложный, тонкий момент, когда вынуждены отказать именно потому, что нет времени, средств, возможности. Иногда случается, что человек, который напросился в гости, в компанию, становится вором времени (есть категория людей, на которых можно потратить свое внимание, время, и все это превратится в жуткое пустословие, винегрет образов, слов, мыслей, которые опустошат и тебя, и собеседника, и мы вынуждены ему отказать, понимая, что это меньшее зло по сравнению с тем, что это нам принесет)...
В Послании к евреям есть формула, очень важная для христианской аскезы, для христианской культуры, философии, этической и даже политической мысли. «У совершенных, – говорит апостол Павел в Послании к евреям, – чувства навыком приучены к различению добра и зла». Бывают такие ситуации, когда вдруг тихий, неприметный человек в какую-то долю секунды принимает самое верное решение, не топчется на месте, не колеблется. Его интуиция, нрав, чувства сами обучены уже к различению добра и зла, он научился, кроме всего прочего, еще и добродетели отречения, добродетели отказа.
Мне кажется, научиться отказывать – это свойство, которое нужно воспитывать с детства. Это очень важное свойство, оно требует храбрости и мужества: отказывая другому человеку, ты совершаешь зло, но, оказывается, зло меньшее. Жизнь взрослого человека в этом и состоит: в постоянном выборе не между добром и злом (это очень редкий случай), а между бόльшим злом и меньшим злом. Добродетель отказа – как раз то самое меньшее зло, когда понимаешь, что иначе нельзя, иначе можешь потерять самого себя. В наш подвижный, суетливый век у человека вдруг исчезло право на «ненаходимость», право отключить телефон, скрыться. У Николая Рубцова есть такие строчки:
Постучали в дверь –
Открывать не стал,
Я с людьми не зверь,
Просто я устал.
Может быть, меня
Ждет за дверью друг,
Может быть, родня...
А в душе – испуг.
Бывает и такое: надо скрыться от людей – мое сердце не кочан капусты, не могу каждому по листику раздать. Для этого нужно не бояться отказывать, нужно приучить себя принимать эту ситуацию (конечно, не злоупотребляя этим правом и этой добродетелью). Мне кажется, учиться отказывать – это очень важное свойство зрелого христианина.
Расшифровка:
Светлана Домрачева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.