Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (852) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Можно ли сохранить душевный мир в современной жизни?

Протоиерей Димитрий Беженарь: Можно ли сохранить душевный мир в современной жизни?

№3 (852) / 19 января ‘16

Беседы с батюшкой

Батюшка, а что же такое душевный мир?

– Господь наш Иисус Христос в Евангелии от Иоанна в 13-й главе говорит очень важные для всех христиан слова: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). В этом же Евангелии Господь говорит еще об одном очень важном явлении для всех христиан: мир будет их всегда ненавидеть.

В русском языке есть только одно слово «мир», хоть и имеющее разные значения, а вот в греческом есть три разных слова, обозначающие мир – как космос, как совокупность человеческих страстей и как внутреннее благодатное состояние.

Господь говорит: «Вас будут все ненавидеть имени Моего ради». Почему такое происходит? Господь сказал: «Если бы вы (ученики) были от мира, то мир любил бы свое (то, что сродно ему)». «Мир» как «совокупность человеческих страстей» любит в каждом человеке что-то свойственное миру: страсти, похоти, стремление к славе, богатству и всему, что удаляет от Бога. А далее Господь говорит Своим ученикам: «Но Я избрал вас от мира, и поэтому мир вас ненавидит». То есть важное свойство, которое отличает христиан от всех окружающих людей, – что мир будет их ненавидеть, и в то же время Господь говорит, что раб не больше господина своего и ученик не выше учителя своего: «Если Меня гнали – и вас будут гнать. Если Мое слово соблюдали – и ваше будут соблюдать». Христиане должны иметь любовь между собою и, хотя мир будет их ненавидеть, должны светить своим внутренним миром окружающим людям, должны продолжать любить всех и помогать всем прийти ко Христу.

Получается, христианин излучает свет, дарит мир, любовь, а его ненавидят. Почему?

– А Господь об этом сказал: «возненавидят вас имени Моего ради». «Почему мир возненавидит вас?», – говорит Господь в Евангелии от Иоанна Своим ученикам и апостолам, а в их лице и всем нам. «Потому что не познал ни Меня, ни Отца, пославшего Меня. Мир больше возлюбил тьму, нежели свет» – они возненавидели Господа Иисуса Христа, и поэтому все истинные последователи Христа будут и ненавидимы миром, и в то же время мир будет смотреть на них с восхищением.

Еще очень важно поразмышлять, возможно ли сохранить душевный мир в наше время. Мы ежегодно вспоминаем: когда Господь наш Иисус Христос Родился в Вифлееме, то ангелы явились пастухам и пропели удивительную, доселе не слышанную людьми песнь: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение». То есть ангелы свидетельствуют, что с Рождением Господа Иисуса Христа в эту земную реальность приходит новое состояние – внутренний благодатный мир, хотя и продолжает царствовать грех. Христианин призван стяжать этот внутренний мир, и когда он его обретет, то может больше помочь окружающим, чем словами, статьями, книгами и т.д.

Можно ли сказать, что человек, стремящийся к душевному миру, как бы становится равнодушным ко всему окружающему?

– У людей нецерковных, вообще далеких от веры, иногда создается ложное представление, что верующие как бы живут в своем мирке, где им комфортно, они общаются с себе подобными, со своими единомышленниками, находятся в некоем «коконе» – им интересно, тепло и уютно здесь, и они как бы закрываются от скорби и страданий всех окружающих людей, как будто человек верующий – это эгоист по принципу: «моя хата с краю – я ничего не знаю». Это неверно.

Собственно, те люди, которые закрываются от бед и страданий других людей, никогда не будут иметь душевного мира, ведь равнодушие и безразличие – это не синоним мирного внутреннего состояния, напротив: подвижники веры, святые мученики, преподобные молились о мире, об окружающих людях, о своих гонителях и распинателях, о тех, кто на них клеветал, лишал их имущества, разлучал их друг с другом, они больше всех страдали в этом мире и в то же время имели благодатный внутренний мир, какого не имели их гонители.

Сколько было в истории людей, которые имели – по мирским представлениям – все, их жизнь была полная чаша, но они не могли найти внутреннего покоя. И сейчас таких людей немало, они готовы путешествовать по миру, искать все новых и новых развлечений, впечатлений, у них есть на это финансовые возможности.

Преподобный Паисий Святогорец многим из таких людей советовал: «Если у тебя есть средства, пойди лучше в ближайший дом престарелых или детский дом, помоги нуждающимся». А ему с искренним недоумением говорили: «А зачем? Что мне это даст? Ведь это же неинтересно». Они готовы тратить свои средства, время и силы на то, что все равно не даст душевного мира и внутреннего покоя, вместо того чтобы пожертвовать собой ради ближних и хотя бы частично стяжать внутренний мир, думая о других, а не замыкаясь в себе. У светских или околоцерковных людей есть такое представление, что душевный мир – это безразличие и равнодушие, но это совсем не так.

Получается, что человек сострадающий, как бы находящийся в немирном состоянии, стяжает внутренний мир состраданием и помощью другим.

– Тот, кто больше всего страдает от разных внешних негативных проявлений, но живет крепкой верой и надеждой на Бога, имеет внутри мир – подобно тому, как в океане на поверхности может быть буря в девять баллов, а на дне тишина.

Паисий Святогорец говорил, что ни к чему, кроме покаяния, в молитве стремиться не стоит. Как через молитву обретается душевный мир?

– Преподобный Паисий Святогорец говорил так не только о молитве: все подвижничество должно быть так направлено, чтобы взыскать покаяние, любые телесные подвиги направлены на то, чтобы испросить покаяния – в подвиге нужно искать только покаяния.

Дело в том, что сознавая перед Богом свои грехи, каясь, плача о них, человек получает от Бога прощение: на него снисходит благодать Духа Святого, и он получает душевный мир. У подлинно кающихся людей есть душевный мир. У тех, которые не каются или считают, как большинство современных людей, что особых грехов не имеют («что я такого сделал, чтобы мне на Исповедь идти?»), у тех, кто вообще не видит своих грехов и закрывает для себя двери покаяния, никогда нет внутреннего мира и покоя. Они готовы красиво рассуждать о вере, благочестии, подвигах других, но не хотят хоть немного этим подвигам подражать. Как очень мудро пишет один из современных авторов архимандрит Лазарь (Абашидзе), у которого есть замечательная книга «Мучения любви»: «Мы порой очень любим читать о подвигах подвижников веры, а не хотим хоть немного этому подражать».

Но, подражая, не нужно впадать в самомнение...

– Да, только так, потому что покаяние – основа духовной жизни.

Как не потерять душевный мир?

– Сначала хорошо бы задуматься, как его стяжать: теряет обычно тот, кто уже что-то имеет. Отчего теряется душевный мир? Наверное, все православные люди, старающиеся по мере своих сил вести духовную жизнь, испытывали состояние благодатного душевного мира и помнят состояние, когда его вдруг теряешь. Это происходит по причине гордости, которая есть «генеральный штаб всех страстей», как говорил старец Паисий Святогорец, и производных от нее.

А современная суета? Мне кажется, это очень мощный противник душевного мира. Допустим, человек исповедовался, причастился, вышел на улицу, а там и метро, и реклама, и телевидение...

– Даже если вы благополучно вышли из храма и без каких-то лишних встреч и разговоров дошли до дома, то там вас встречает его величество телевизор в центре комнаты, а, может, даже и в каждой комнате, еще есть интернет, и обязательно помысел тянет узнать, что нового произошло… Только включишь телевизор или зайдешь в интернет, обязательно узнаешь что-нибудь, что лишит душевного мира, поэтому тут надо себя очень внимательно блюсти, в том числе от лишней информации.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Как определить разницу и не перейти грань между христианским смирением и активной гражданской позицией православного человека в современном обществе?»

– Судя по всему, вы очень мужественный, решительный человек, раз задаете такой вопрос. Вы хотите и стяжать христианское смирение как основу всех добродетелей, и в то же время активно проявлять себя в современной жизни. На самом деле одно другому не противоречит, но для нас недосягаемый, непревзойденный образец, к которому в то же время надо стремиться, – это Господь наш Иисус Христос.

Внимательно прочтите Евангелия – и увидите, как Себя вел Господь, когда, например, надо было очистить ветхозаветный Соломонов храм от тех, которые превратили его, мягко говоря, в рынок (там и волы, и овцы были, и столы меновщиков, и скамьи продающих голубей). «Дом молитвы превратился в вертеп разбойников», – вот слова Господа, движимого праведным гневом. Господь сделал бич из вервия и выгнал всех оттуда, и никто из тех, кто это видел, не смог Ему воспрепятствовать. «Ревность по дому Божию снеде Мя», – записал святой Иоанн Богослов, который описывает это событие.

То есть когда надо защитить святыню, надо поступить так, а когда Господь Сам был предан на страдания, начиная от Гефсимании и до Креста, когда Он стоял перед Иродом, а тот ради любопытства хотел увидеть от Него какое-то чудо, Господь ни одного слова не произнес ни в Свою защиту, ни в обвинение окружающих людей. Когда стоял перед судом Пилата, Он тоже не осуждал людей, которые предали Его крестной смерти и кричали: «Распни Его!» Он не говорил Пилату: «За что они хотят Меня распять? Я исцелил стольких больных, прокаженных, стольких накормил пятью хлебами в пустыне, за что они хотят Меня осудить?» – Господь не пытался защитить Себя. Он добровольно пошел на смерть ради спасения человеческого рода.

В то же время мы читаем в Евангелии эпизод, когда Господь в день субботний пришел в синагогу, а там была одна женщина, скорченная восемнадцать лет, – она могла видеть только землю. И хотя в субботу по иудейским законам нельзя было ничего делать, Господь ее исцеляет, и начальник синагоги с негодованием обращается к народу. А народ-то в чем виноват? Люди пришли в субботу, чтобы вместе молиться, слушать Священное Писание, а начальник с укором говорит им, что есть шесть дней чтобы исцеляться, в те дни и следует приходить, а не в день субботний. Укор был направлен Христу, а обращен к народу. И Господь здесь не смолчал, когда надо было защитить честь ближних, и сказал: «Лицемер! А не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла и не ведет ли поить? А эту дщерь Авраамову, которую на восемнадцать лет связал сатана, разве не надо было исцелить в день субботний?» И нечего было на это ответить. То есть золотое правило: быть строже к себе и снисходительнее к ближним.

И как говорил мудрый старец Паисий Святогорец, в каждой ситуации есть до 10–15 подситуаций. Есть ситуации, когда надо решительно действовать или сначала обдумать, а потом действовать и говорить… Иногда надо помолчать и потерпеть. Да поможет нам всем Господь стяжать такую мудрость и рассудительность!

Я не думаю, что человек, который стяжал душевный мир, будет активно участвовать в каких-то дебатах или спорах.

– Совершенно верно. Все эти «прекрасные» (в кавычках) аналитические телепрограммы, где собираются люди и ведущий дает возможность им высказаться, интересны тем, что это кипение страстей, и люди готовы часами сидеть, устремив свой взор на экран и не замечая рядом стоящих своих же близких, которые нуждаются во внимании, и слушать, как там «умные дяденьки и тетеньки рассуждают о том, что и как будет», и ищут виноватых. И все слушают, хлопают и думают, что так оно и будет.

Люди, которые это смотрят, сразу теряют душевный мир, и потом, когда передача закончится, они еще и между собой в семье спорят до двух часов ночи. Такого рода телепрограммы (которые якобы дают нам правдивую оценку событий) на самом деле лишают нас душевного мира и едва ли объективно освещают то, что происходит. Это всего лишь котел, где кипят человеческие страсти.

Программы новостей сообщают, что происходит в мире, но на самом деле зачастую просто расшатывают человека и выводят его из равновесия. Стоит ли их смотреть?

– Здесь каждый решает для себя сам, но я дерзну посоветовать. Если вы очень любите смотреть новости, стараетесь не отстать от событий мира и знать все, что происходит, возьмите для себя хотя бы некоторый мораторий: накануне Божественной литургии в субботу вечером, а лучше с вечера пятницы, если вы в воскресенье готовитесь причаститься на богослужении, лучше воздержаться даже от новостей.

Это совет. Принять или нет – свободная воля каждого.

Что бы ни происходило в мире (хорошее или не очень), Божественная литургия несравненно важнее, и если вы готовитесь присутствовать на ней, лучше ввести мораторий на просмотр новостей. Вы ничего не потеряете, ваш кругозор не станет от этого уже, лучше внимательно почитайте положенные три канона и Канон ко Причащению, если вы готовитесь, чтобы ваши мысли и чувства умиротворились и душа приготовилась к соединению с Творцом этого мира. В Его руках все, что будет, Господь будет судить, кто прав, кто виноват, а не люди, которые собрались на какую-то аналитическую передачу. Слава Богу, что не они и не мы будем судить мир, а Сам Господь. Ради встречи с Христом лучше воздержаться и от новостей.

Вопрос телезрительницы из Сергиева Посада: «Очень переживаю за своих близких, родственников и друзей, которые пока далеки от Церкви и от веры, в храм не ходят, в таинствах не участвуют, живут нераскаянно, будто и нет Бога. Так хочется, чтобы они веру обрели. Можно ли им помочь и как?»

– Эта тема очень актуальна. Дело в том, что Бог не спасает нас без нас. Это догматическая истина. Господь создал человека разумным и свободным существом и хочет, чтобы человек сам осознавал, что он не раб и не животное, которое можно тянуть к себе насильно, чтобы человек сам осознал величие того дара, который ему дал Господь, – свободную волю. И, конечно, если кто-то из наших близких живет вдали от Церкви, попирает все заповеди Божии и не слушает никаких советов, наша душа за него переживает.

Как ему правильно помочь? Есть очень мудрый совет у святителя Николая Сербского в книге «Миссионерские письма», где в письме 37-м он ответил одной девушке, которая переживала за своего неверующего брата. Святитель приводит пример из своего опыта об одной матери, которая молилась за аморально живущего сына. Что она только ему не говорила – он над всем смеялся и даже на нее руку поднимал. И однажды она перестала ему что-то говорить, по благословению священника взяла на себя еще один день поста кроме среды и пятницы, обильно давала за него милостыню и со слезами молилась Богу много лет и просила такими словами: «Господи, имиже веси судьбами (то есть – как Ты Сам знаешь) спаси моего сына, чтобы он не погиб. Если Тебе угодно – через болезнь, скорбь, лишения, только спаси его душу». То есть она не просила ему здоровья, благоденствия, успехов – она просила спасения его души и полностью доверяла Богу. И Господь послал ее сыну болезнь, которая привела его в чувство.

И вот она ухаживает за сыном у его одра, но больше ничего о вере ему не говорит, и он первый раз в жизни сказал: «Мама, помолись Господу, чтобы я не умер». А она говорит: «Сынок, я помолюсь, и Господь тебя исцелит, но обещай, что ты исправишь свою жизнь». Он со слезами на глазах обещал это, и тут же Господь исцелил его по молитвам матери.

Если мы действительно хотим помочь, надо пойти на жертву, чтобы дать Господу права помочь этому человеку: пожертвовать своим временем, попоститься, помолиться, милостыню дать...

Как благоразумно хранить душевный мир?

– Святые отцы говорят: чтобы душевный мир сохранить, надо понуждать себя возделывать добрые помыслы. Любому событию, которое мы узнаем, стараться найти разумное христианское объяснение. О всех негативных проявлениях и событиях, которые мы видим в современном мире, Господь ясно сказал в Евангелии: «…услышите о войнах и военных слухах, смотрите, не ужасайтесь». Господь Всеведущ, в Его власти весь этот мир, но Он не сказал Своим апостолам: «Ужасайтесь, бойтесь», – Он сказал: «Не надо ужасаться, ибо должно этому быть, что будут землетрясения и моры по местам, все это начало болезней, будут предавать и гнать вас за имя Мое, будете всеми ненавидимы, но и волос с головы вашей не упадет. В терпении вашем стяжите души ваши». То есть Господь обо всем сказал заранее и отметил: «Я победил мир». Надо на Бога надеяться и понимать, что без Промысла Божия волос с головы не падает. Поэтому верующий человек на Господа взирает, уповает и за все благодарит.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс