Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (849) → Протоиерей Андрей Канев: За смертью есть жизнь

Протоиерей Андрей Канев: За смертью есть жизнь

№48 (849) / 22 декабря ‘15

Уроки Православия

Смерть непостижима человеку и открывается ему Богом, пишет свт. Игнатий. Однако сердце и падшего человека, как ни было мрачно и тупо, постоянно осязало свою вечность. И доказательством тому служат все идолопоклоннические верования. Все они обещают человеку загробную жизнь – или счастливую, или несчастную, соответственно земным заслугам...

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Что значит «осязать вечность?» Это не какое-то необычное для нас ощущение. Это, наоборот, обычное ощущение – мы не чувствуем смертности.

На самом деле, мысль о собственной смерти кажется какой-то неестественной для нас. Только примеры других людей показывают, что это будет. Кажется, что не должно такого быть – это противоестественно человеческой природе. И не случайно так происходит, что у каждого народа, который жил на земле, было то или иное религиозное представление о загробной жизни: человек сохранял память (пусть уже извращенную, пусть уже не в таких понятиях), что за смертью что-то есть. И в каждом, даже самом примитивном, языческом веровании есть представление о существовании загробной жизни. Поэтому ощущение, что ты бессмертен, ощущение неестественности смерти есть у каждого человека.

Потому святитель и предлагает нам не удовлетворяться лишь ощущениям или догадкам о своей бессмертности, а узнать, какой может быть наша участь в вечности. Он пишет: «Необходимо нам, кратковременным странникам на земле, узнать нашу участь в вечности. Если во время краткого здешнего странствования наши заботы сосредоточены на том, чтоб устранить от себя все печальное и окружить себя всем приятным, тем более должны мы озаботиться об участи нашей в вечности. Что совершает с нами смерть? Что предстоит душе за пределом вещественности? Неужели там нет воздаяния за добро и зло, совершаемые человеками на земле произвольно и невольно? Неужели нет этого воздаяния, тогда как зло на земле по большей части преуспевает и торжествует, а добро гонимо и страдает? Необходимо, необходимо нам раскрыть таинство смерти и увидеть невидимую телесными очами загробную будущность человека.

Таинство смерти объясняется нам Словом Божиим, а посредством действия Святого Духа соделывается даже доступным и открытым для чувств, очищенных и утонченных благодатию: Святый Дух, сказал апостол Павел, испытует глубины Божия, не только человеческие (1 Кор. 2, 10).

Смерть – разлучение души с телом, соединенных волею Божиею и волею Божиею паки разделяемых. Смерть – разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело престало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем. Смерть – казнь бессмертного человека, которою он поражен за преслушание Бога. Смертию болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его». А отец Андрей в продолжение этих слов добавляет: «Ведь если мы не узнаем о загробной участи человека из учения Православной Церкви, то будем узнавать об этом из многочисленных мифов, доверять которым никак нельзя. Для нас важно выяснить не то, какими бывают обряды погребения или приметы, связанные с похоронами человека – нам важно узнать, что происходит с его душой». И свт. Игнатий указывает нам, где можно почерпнуть эти знания – в Священном Писании, ибо «таинство смерти объясняется нам словом Божиим».

Протоиерей Андрей Канев: – Тут не просто имеется в виду , что мы не знаем, а Господь нам говорит, что смерть есть: мы это видим.

Господь говорит, что за смертью есть жизнь. И очень важно, что не люди это придумывали, не священники, чтобы манипулировать народом, как думали не так давно (а может, кто-то еще до сих пор так думает). Сам Господь открывает, что там, за гробом. Это настолько важное знание для правильной веры человека! Иначе, как только христианин не опирается на Священное Писание, так начинаются «мифы и легенды народов мира». Мы должны понимать, что о смерти нам открыл Господь, то есть это истина в первейшей инстанции.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс