Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (849) → Архимандрит Димитрий (Байбаков): «МузСоюз» пока только в начале пути, у него еще все впереди

Архимандрит Димитрий (Байбаков): «МузСоюз» пока только в начале пути, у него еще все впереди

№48 (849) / 22 декабря ‘15

Интервью

Почему телеканал «Союз» принял решение запустить отдельный православный музыкальный телеканал? Какие цели перед ним поставлены? В чем состоит концепция телеканала?

– По законам диалектики большое количество чего-либо однажды переходит в новое качество. Пробное вещание в интернете православного музыкального телеканала «МузСоюз» мы запустили в день десятилетия теперь уже достаточно широко известного православного канала «Союз». За эти десять лет было накоплено очень много музыкального материала, значительная часть которого не устареет еще десятилетия, а может и столетия. А с другой стороны, количество нового материала просто перестало помещаться в 24 часа вещания: один показ и один повтор каких-то новых музыкальных произведений, нередко очень интересных, делает их «невидимым» для зрителей. Собственно эти две причины стали основным толчком для начала реализации идеи по созданию пула православных каналов разной тематики. Я об этом думаю уже не один год. Хотя «дума» эта, быть может, далека от оригинальности. Сужение специализации каналов – весьма уже не новая тенденция мирового телевидения вообще. Ведь у нас давно почти нет спортивных микс-каналов: есть каналы про хоккей, футбол, бокс, регби, баскетбол, борьбу и т.д. И это естественно: любитель хоккея, когда у него есть время, хочет смотреть именно хоккей, а не фигурное катание на «общеспортивном» канале. То же самое и с музыкой. Даже фильмовые каналы давно разделились: по жанрам, по аудитории, даже по давности выхода… Но Православие – это еще более огромный мир, не замыкающийся исключительно на религиозном компоненте. Да, кому-то из христиан нужны только богослужения: они хотели бы иметь телеканал с суточным кругом богослужения. Чтобы в любой момент, включив телевизор, можно было помолиться (кому-то такая совместная молитва очень помогает собраться, сосредоточиться), а не слушать новости церковной жизни Н-ской епархии… А как здорово, если это богослужение да еще в прямом эфире совершает Святейший Патриарх! А другим, наоборот, нужны только новости – что происходит в церковном мире, а молиться они предпочитают исключительно индивидуально и без телеприемника. Поэтому я и вынашивал уже несколько лет идею о том, что нужно 5-6 вот таких разножанровых, с более узкой специализацией православных каналов. Детский канал, замечательная «Радость моя» у нас есть. Вряд ли ее можно превзойти в обозримом будущем. Такой «общественно-политический» тоже есть – «Спас». «Союз» мне видится с более информационной направленностью – мы сегодня агрегируем контент многих десятков наших епархий. «Царьград» создается – они говорят, что это будет аналитика в основном. Вот родился «МузСоюз». Думаю, в какой-то, может быть годичной, перспективе мы запустим исключительно религиозное вещание – где будут только богослужения. Ну и образовательный – канал с лекциями, такая «телевизионная семинария» дай Бог, тоже когда-то появится. Наверное, я несколько отвлекся от «МузСоюза» и от вопроса о нем. Но мне кажется, такое разъяснение будет нелишним. А что касается целей и концепций, то ничего заумного в них нет – дать зрителю возможность знакомства с различными христианскими музыкальными направлениями, от более-менее приемлемой самодеятельности до классики. Потому что на сегодня у людей такой возможности или нет, или почти нет. Причем, как у зрителей, так и у исполнителей. А между тем, музыка обладает очень сильным воздействием на душу человека. И, в конечном итоге, «МузСоюз» создан для того, чтобы помочь кому-то найти свою тропинку к Богу. Вот это и есть концепция: хорошей музыкой освещать людям их зачастую тернистый путь к Богу.

Каким образом «МузСоюз» будет способствовать возрождению духовных и национальных ценностей, если перед ним поставлена такая задача?

– Вы знаете, я как-то не очень люблю такие штампы возвышенные: «возрождение духовных и национальных ценностей». Они такие очень неконкретные. Не всегда понятно, что тот или иной человек их произносящий подразумевает и под «духовными», и под «национальными» ценностями. Конечно, это неплохие задачи.Наверное тем, что будем предоставлять площадку для реализации самодеятельным, народным, православным исполнителям и коллективам, не имеющим пока такой площадки. Открывать, если хотите, для широкой аудитории новые имена. Как то так.

Какова аудитория «МузСоюза»? Какова динамика зрительского интереса? Какие формы обратной связи со зрителями Вы используете?

– Об этом пока еще рано говорить – о структуре аудитории, динамике интереса. Наверное хотелось бы, чтобы переключая каналы, человек, и в первую очередь невоцерковленный, «зацепился» за что-то из звучащего. Может быть потом снова вернулся на эту кнопку. Не хочу сейчас говорить о «миссионерстве» – за последние годы это стал настолько истрепанный термин, вплоть до какой-то даже негативной окраски. Но по сути мы хотели бы внести своим вещанием в этот мир капельку света, добра, которых на экранах сейчас очень немного, увы. Предложить человеку задуматься не только о том «что нам есть, что нам пить и во что одеться», но и о вечном, о Боге. А насколько это будет получаться – для этого мы будем использовать, как и на «Союзе», все возможные средства обратной связи со зрителями: и бумажные письма, и электронные, и телефонные звонки, и форумы и комментарии в социальных сетях, и прямые эфиры. У «Союза» невероятно активная аудитория. Любое изменение, новшество вызывает такую реакцию бурную. Надеемся, что так же будет и с «МузСоюзом».

Каковы критерии отбора исполнителей и композиций? Могут ли попасть в эфир произведения авторов, не разделяющих православные взгляды? Каково соотношение православных исполнителей, фолк-коллективов и передач о классической музыке?

– Критерии отбора достаточно несложные у нас – творчество должно нести свет. Он или есть или нет. Или есть искра Божия в творчестве или там полный мрак. Или это просто что-то параллельное. Вот якутские шаманы, например, или различные языческие танцы с бубнами. Наверное, их музыкальное творчество кому-то может быть и интересным. Но всетаки, если мы позиционируемся как православное телевидение, то такие направления у нас в эфире будут неуместны и чужеродны. Что касается течений (фолк, поп, рок, авторская песня, классика, богослужебные произведения) – не думаю, что это обязательно как-то регламентировать в процентах. Посмотрим, как сложится, как будут зрители реагировать на те или иные формы; что будет им ближе и понятней.

Кто, на Ваш взгляд, больше всего соответствует сегодня в России образу православного музыканта? Почему?

– Не могу ответить. Идеал – он недостижим. А стремление к нему сегодня, слава Богу, есть у многих. Собственно, все кто есть в нашем эфире так или иначе, в той или иной степени глубины старается говорить о Боге, о Христе.

Какой круг вопросов обсуждается с исполнителями в эфире? Обсуждаете ли Вы с ними острые, злободневные темы?

– По-разному. С кем-то больше о творчестве, с кем-то о судьбе, с кем-то об окружающей жизни, с кем-то о пути к вере, с кем-то обо всем этом понемногу… Люди же разные все. И не только с разной судьбой, жизненным опытом, мировоззрением, но и даже элементарно с разным настроением приходят на эфир. В любом случае мы стараемся уж слишком не трогать болезненные для общества темы. Для этого есть другие каналы – кто хочет порасцарапывать раны, можно переключиться. Кому-то это не нравится, слишком, типа, у нас все «сусально». Но только ни от драки в эфире, ни от ненормативной лексики, ни от «вскрывания» в прямом эфире язв и болячек лучше никому не станет. Не стало. Не становится. Хотя этого более чем полно и без нас. Мы стараемся как-то успокоить душу, умиротворить, мир привнести, а не раздрай. Я совсем не утверждаю, что все должны быть такими обязательно. Но мы вот такие, может быть поэтому мы официально разрешенный на Украине российский телеканал. Один из очень немногих. Не просто «незапрещенный», а именно официально разрешенный Национальной Радой к трансляции на территории Украины российский телеканал. И лично у меня это вызывает очень большую радость. Радость и удовлетворение. Простите, я сейчас говорил, конечно же, о «Союзе», а не о «МузСоюзе». «МузСоюз» пока только в начале пути, у него еще все впереди.

Если канал адресован в том числе и молодежной аудитории, то намерены ли Вы использовать музыкальные формы, которые ей интересны? Возможно ли появление, к примеру, православного рэпа?

– Да. Это ужасно, но да. Я имею в виду, лично для меня ужасно. Для меня рэп – это квинтэссенция музыкальных вкусов, антиподных лично моим. Но у нас есть молодежь, для которой сейчас даже рок, не говоря о поп или тем паче классике – архаика. Им нужны вот таки формы – рэп, такие ритмы. И чтобы пробиться, достучаться до них, мы не то чтобы будем, а собственно уже выпускаем в эфир конечно же христианского содержания это направление в музыке. Пусть «всякое дыхание да хвалит Господа!». Хвалит, как может...

Какова степень консервативности «МузСоюза»? Что сделано для того, чтобы он не стал «телевидением для бабушек?»

– А что, бабушки – не люди? Меня всегда и обижает, и коробит такая постановка вопроса. Может быть, кого-то из так спрашивающих их бабушки не любили? А меня мои бабушка и дедушка очень любили. Именно от бабушки своей, Адели Петровны, Царствие ей Небесное, я впервые услышал о Боге, об Иисусе Христе… Мне не стыдно было бы сделать хороший канал даже исключительно для бабушек. А если бы еще и для дедушек тоже, то я был бы просто очень рад и счастлив. Это замечательная и благодарная аудитория. Это люди, которые нуждаются в нашей заботе, внимании, тепле… Я не боюсь сделать «телевидение для бабушек».

Чем «МузСоюз» может быть интересен светским людям? Или же это телеканал исключительно для православной аудитории? Заинтересованы ли Вы в расширении аудитории в принципе?

– Конечно. Именно светскую аудиторию мы надеемся заинтересовать, «зацепить» при переключении кнопок «божественным». Чем? Спокойным тоном, нормальным темпоритмом, человеческими интонациями, живыми глазами и не загримированными лицами, русским языком, композициями, состоящими больше чем из двух притопов и трех прихлопов. Чем еще? Честностью, искренностью.

Андрей Кураев высказался о православном вещании в России так: «Не хватает материала, разнообразия жанров, лиц и интонаций. Возникает нечто монотонное, монохромное, картинка православного гетто. Одни и те же слова, картинки, ракурсы, вздохи, одна и та же какая-то покаянно-воздыхательно-печалющаяся интонация». Какие форматы использует «МузСоюз» чтобы не попасть под эту характеристику?

– Комментировать заочно чьи-то оценочные суждения очень неблагодарное занятие. Тем более не совсем понятно, к какому году относится эта цитата, если она вообще была. Насколько я припоминаю, эра монохромного телевидения в нашем Отечестве закончилась в конце 80-х годов прошлого века. Что касается «покаянно-воздыхательно-печалющейся» интонации – то это естественная и нормальная интонация, например, Великого поста. И мы в этот период наоборот меняем свою сетку именно так, чтобы постараться попасть именно в эту интонацию, а не «не попасть». Потом наступает Пасха – и там совсем другие интонации во всем. Мне кажется, даже малоцерковный человек это знает. Вообще годовой церковный круг жизни имеет разные интонации, связанные с теми или иными евангельскими событиями. Даже разную цветовую гамму. И в этом тоже мы стараемся следовать церковному календарю, используя ту или иную подсветку студий и одежду ведущих: на Троицу, вы наверное знаете, – зеленую, на Благовещение – голубую, на Рождество – белую, на Пасху – красную. Великим постом ведущие одевают одежду более темных тонов. Как и в храмах, в это время все облачения темно-фиолетовые или даже черные… Что касается вообще состояния православного телевидения в нашей стране, ну конечно предела совершенству нет. Все должны совершенствоваться. Но сравнивать тот же «Союз», живущий на пожертвования, и, например, «Первый канал», бюджет которого превосходит бюджет успешной области – это просто некорректно. Мы стараемся делать то, что можем и так как получается именно сегодня. Сегодня, а не завтра. Завтра это станет лучше. Послезавтра еще лучше, еще совершеннее. Развитие. Вместе со зрителями, кстати. Я все же, в первую очередь, священник, а не телевизионный менеджер. И смотрю на все эти вещи – правильность-неправильность телевидения, его полезность-не полезность, его предназначение, в конце концов, – именно глазами священника, а не медиаменеджера или бизнесмена. А кто может сделать уже сегодня динамичнее (всегда ли это надо?), интеллектуальнее (всегда ли это надо?) и так далее – вперед! За чем дело встало? Делайте! Но «делать шоу» – это все же в любом случае не к нам.

Каковы источники финансирования «МузСоюза»?

– Источник один: пожертвования зрителей. На эту тему можно долго говорить. Но пока мы вещаем – это значит, что мы востребованы. За нас рублем голосует исключительно наш зритель. Не бюджет, не рекламодатель, не меценат, а только зритель.

Проявили ли интерес к «МузСоюзу» кабельные операторы?

– «МузСоюз» пока не проводил большой рекламной компании среди кабельных операторов, но – да, заявки на подключение уже есть. Первыми кабельными операторами, запустившими «МузСоюз», стали «Телеком-Сервис» (Воронеж) и «Гарант-Телесети» (Ижевск). Начало положено. Но, как я уже сказал: «МузСоюз» пока только в начале своего, надеюсь, большого пути, и у него еще все впереди!

Беседовала
Полина Виноградова

«Русская планета»

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс