Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (849) → Архимандрит Савва (Мажуко): Господь все знает и Ему не нужно слов

Архимандрит Савва (Мажуко): Господь все знает и Ему не нужно слов

№48 (849) / 22 декабря ‘15

Свет невечерний

У апостола Петра в его Соборном Послании есть замечательная фраза, что для Бога важно сокровенное сердце человека, и мы неоднократно встречаем у апостолов эту так или иначе изложенную мысль о том, что Господь не смотрит на лица, Он нелицеприятен: всякий творящий Его волю человек в любом народе, в любом состоянии, любого пола и образования – такой человек угоден Ему. Если у тебя доброе сердце, если оно стремится к святости, к истине, добру и красоте, Господь всегда увидит тебя и поддержит.

Мы ведь очень одиноки в этом мире, и нам бывает очень сложно и тяжело именно оттого, что нас «не видят»: ходим среди «невидимок», слышим «невидимок» и сами «незримы» ни для кого. В конце концов, это утомляет, потому что каждому человеку очень хочется взгляда любящего, влюбленного, очень хочется, чтобы его увидели.

В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки (трех евангелистов, чьи тексты мы называем синоптическими, потому что они часто перекликаются друг с другом) есть эпизод о такой «невидимке», о женщине, которая страдала кровотечением 12 лет, 12 долгих лет. Когда у нее началась болезнь, родился человек, который даже достиг для того времени – времени Древнего Израиля – совершеннолетия. Вот все это время она болела.

Она страдала постыдной болезнью, о которой никому не расскажешь (у нас говорят «болела по-женски»). Разве с кем-то можно об этом говорить, разве можно с кем-то посоветоваться, разделить свою боль с человеком? И вот Евангелие говорит, что эта женщина имела некоторые средства и все эти 12 лет очень интенсивно, упорно, сложно лечилась, пыталась исцелиться от этой болезни, но все свое имущество растратила на врачей, от которых не получила никакой пользы. И вот эта нищая, больная и, кроме того, женщина, а ведь надо помнить, что речь идет о древнем Ближнем Востоке – действие этого эпизода происходит 2000 лет назад на территории Израиля, – где женщина в то время была и безликой, и безымянной, ведь еще не восторжествовало слово христианства, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, что для Бога ценны женщины так же, как и мужчины, что женщина может быть даже ученицей и учителем, что она способна быть мудрой, что она стоит перед очами Божиими, может молиться, может быть святой. И Господь берет себе в ученицы женщин, исцеляет их, не гнушается ими ни в коем случае… И вот эта безликая, незримая, невидимая женщина, с никому не интересной болезнью, с никому не любопытными проблемами, с неинтересной, может быть, биографией, и сама по себе женщина, нищенка, она услышала, что по дорогам Галилеи бродит такой же нищий, как она, Учитель, Наставник, Бессребреник, кроткий Учитель доброты и милости, и Он не просто ходит и учит народ, но Он и так исцеляет, что все это видят, и даже известны случаи воскрешения из мертвых. И вот она решила сама в себе, что обязательно найдет этого Человека и не будет просить Его об исцелении; она просто тайком прикоснется к Нему, и Он, может быть, исцелит. Она не будет просить Его, потому что ей было стыдно говорить про это мужчине, потому что женщин, тем более нищих и больных, было принято гнушаться в те времена, да еще и потому, что Учителя всегда окружала толпа, всегда были чьи-то посторонние уши, которые слышали то, что говорилось где-то рядом.

И вот эта женщина, страдавшая кровотечением долгие 12 лет, издержавшая на врачей все свое имущество, подойдя сзади, коснулась края Его одежды, и тотчас кровотечение остановилось: она почувствовала, что исцелилась. Это очень важное замечание, потому что все люди, которых Господь исцелял, чувствовали приток жизни в свое тело. Они чувствовали, что болезнь и смерть, та медленно жующая тяжеловесными челюстями смерть в виде болезни отходит, отступает, разжимает свои зубы, свои холодные объятия.

«И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8, 45).

Мы мыслим иногда себе Церковь как народ, и это правильно. И нам кажется, что Богу нет дела до нашего маленького происшествия, до нашей беды, болезни, может быть, до очень скромной нужды, в которой мы боимся признаться, попросить об этом, но для Бога нет народа, Он смотрит в сердце каждого из нас, Он почувствовал не прикосновение народа, а прикосновение женщины, которая уже отчаялась получить исцеление, отчаялась быть зримой, вернуться в это общество, вернуть себе имя и лицо.

«Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8, 46).

Сила, которая влилась в тело больной женщины, эта жизнь была получена от риз Спасителя. Не было, казалось бы, никакой просьбы, не произнесено нужных слов, с огромной надеждой она коснулась одежды Христа (та самая одежда, которую изображают иконописцы: красный хитон, голубой гиматий – одежда, в которую одевались цари и пророки), к концу риз прикоснулась рука женщины, которая считала себя скверной и недостойной того, чтобы говорить Ему или даже касаться пророка.

«Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему, и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 8,47 – 48).

Почему она не утаилась? Как нам говорит Евангелие, потому что почувствовала, что Господь все знает и Ему не нужно слов, Ему просто нужно, чтобы женщина рассказала свою историю перед толпой, чтобы лишний раз подчеркнуть, что Господь не смотрит на лица, для Него нет скверных людей, для Него нет безликих, не признанных обществом маргиналов: каждый для Него есть Свой собственный ребенок. Мы ведь не гнушаемся своим ребенком, если он заболел или с ним что-то случилось – мы еще больше любим его за это. Господь – наш Отец, и Он нами не гнушается, но было очень важно для наставления народа услышать слова этой женщины, чтобы еще раз научить этих людей тому, чтобы они не презирали нищих, больных и отверженных, а научились смотреть на своих близких глазами Бога, Который нас любит и всегда ободряет к этому дерзновенному предстоянию перед Ним. Это ведь нам говорится: «Дерзай, дочь! Дерзай, сын! Вера твоя спасет тебя!»

Расшифровка:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс