Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (847) → Протоиерей Андрей Ткачев. «Беглец от мира». Христианнейший писатель

Протоиерей Андрей Ткачев. «Беглец от мира». Христианнейший писатель

№46 (847) / 8 декабря ‘15

Книжная полка

Как говорит протоиерей Андрей Ткачев, человека воспитывают не только эпоха и родители, но и книги, которые он читает. Цитируя Иосифа Бродского, священник выделяет его слова: «Человек – это продукт чтения». Но что читают современные дети и взрослые. Что знают они о литературе вообще? По словам отца Андрея, «нам не понять свою историю и не разобраться в ней, если мы не разберемся в своей литературе: в религиозных корнях ее, в ораторских успехах революционеров, в гражданском пафосе лучших писателей и прочем». В большой степени литературе посвящена и новая книга протоиерея Андрея Ткачева.

В одном из интервью протоиерей Андрей Ткачев сказал, что книга «Беглец от мира» «посвящена рефлексии на прочитанное». К этому стоит добавить – не только на прочитанное, но и услышанное, и увиденное. Потому как автор размышляет не только о книгах и писателях, но и о картинах, о музыке, обо всем, что делает нас культурными людьми.

Вот, например, он говорит о «Божественной комедии» Данте и размышляет над вопросом: «Если бы Данте жил сегодня, смог бы он написать свое гениальное произведение?». Далее останавливает свой взор на картине Уильяма Ханта «Светоч мира» и, по его собственным словам, вчитывается в нее. А после от художественного искусства о. Андрей переходит к философии и уделяет внимание творчеству Григория Сковороды. Собственно его, этого философа, автор и называет «Беглецом от мира».

Говоря о поэзии, отец Андрей вспоминает А.С. Пушкина и отмечает: «Его нельзя не читать. С ним нужно познакомиться. А то у нас одни с Библией знакомы только по мультику «Суперкнига», а другие – с Пушкиным только по школьной хрестоматии. На этом фундаменте и рассуждения с осуждениями строят. Научиться читать Пушкина (равно как Ахматову, Мандельштама или Пастернака) тяжело. «Поэтическая неграмотность ни в коем случае не совпадает ни с грамотностью обычной, то есть с умением читать буквы, ни даже с литературной начитанностью». Это слова Мандельштама.

Несколько глав книги отец Андрей посвящает творчеству Гоголя. «Пророк, не устроенный в быту», «великий человек, не умеющий обустроить свою частную жизнь» – таким, по словам автора, был в глазах обывателей Николай Васильевич Гоголь, человек, перед которым хочется снять шляпу. Гоголь не мог похвалиться комфортом, семейным счастьем, личной святостью. Но все же он мог сказать нечто, касающееся человека вообще. Из «господина сочинителя» он перешел в разряд пророков, а это и опасно, и малоприятно одновременно. По мнению Освальда Шпенглера, на смену цивилизации Фауста должна прийти цивилизация Достоевского. Но Достоевский сам признался, что он, как и многие другие, вырос, вышел из гоголевской «Шинели».

Значит, заключает отец Андрей, будущая православная цивилизация, востребованная ныне как никогда, цивилизация, чей призрак маячит на мысленном горизонте, вырастает в том числе и из Гоголя. Ведь он – «христианнейший писатель». Этим высоким именем можно назвать многих, к примеру Диккенса. Диккенс много и проникновенно, с огромной степенью внутренней достоверности пишет о кротости, молитве, о силе добра и внутренней слабости зла. Но он ничего не пишет о Литургии. А Гоголь – пишет. Первый из всей писательской братии Николай Васильевич включает в поле своего внимания литургическую жизнь Церкви. Его интересуют таинства! Не отдельно мораль, не отдельно текст Нового Завета, но таинства, как средоточие новозаветной жизни. «Если люди не поедают друг друга еще, то тайная причина этому – ежедневное служение Божественной литургии», – пишет Гоголь в своих «Размышлениях...» о Божественной службе. Чтобы сказать эти слова, мало быть талантливым. Нужно быть прозорливым или сверхчувствительным». Именно таким и был Гоголь.

Автор размышляет о творчестве М. Лермонтова и П. Чаадаева, Ф. Достоевского и Л. Толстого, Г.К. Честертона и К.С. Льюиса и других. А потом переходит к такому жанру, как фантастика. Из писателей-фантастов о. Андрей выделяет Рея Бредбери, который пишет для современного человека о вечных и прописных истинах, для человека, который живет в фантастическом мире, уже далеко превосходящем фантазию Жюля Верна.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, который давно известен всем и каждому: очень важно, что человек читает, как и в каком количестве. «Те девять минут, которые, согласно статистике, отдает книге в день средний россиянин, должны испугать нас своей ничтожностью». По словам автора, «книге хорошо бы отдавать столько времени, сколько отдается сидению за обеденным столом и ничуть не меньше, чем жертвуется телевизору». «Человеку крайне важно научиться работать с текстами и информацией, – говорит отец Андрей, – чтобы не захламлять сознание, чтобы избегать ловушек, чтобы не повторять чужих ошибок. В информационном же обществе (а именно в нем мы и живем) сей навык просто-напросто приравнивается к необходимой технике безопасности».

В книге собрано более 30 очерков протоиерея Андрея Ткачева, который ничего не запрещает, но учит мыслить без фарисейской оглядки на авторитеты.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс