Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №38 (839) – №45 (846)
В ночь на 27 августа (9 сентября) 1918 г. в Алапаевском заводе расстреляли священника села Мурзинка Павла Ивановича Фокина. Летом для контроля власти в селе была образована военная коллегия. 8 июня со священника взяли подписку, что он обещается не выступать с проповедями против советской власти ни с амвона, ни в собраниях и общих молениях, ни в частных разговорах, а также что он признает местную и государственную власть как власть законную и каких-либо противодействий ее распоряжениям делать не намерен.
Комиссар Северо-Урало-Сибирского фронта Георгенбергер предложил Павловскому для усмирения рабочих отпустить священника под расписку, а расстрелять потом, при более удобном случае. По всей видимости, склонный к эпатажу и недалекий Павловский передал этот разговор священнику, что заставило того покинуть свой приход и стать странником. Такой тип священников был распространен среди гонимого духовенства в годы Советской власти.
11 (28) июня Горных заезжал к своему другу священнику Троицкому в отдаленное село Сарафаново и пробыл до вечера, после чего отправился в с. Коптеловское. Следующий раз о. Платон появляется, по воспоминаниям священника Троицкого, 5 (23) июля, когда его арестовал отряд латышей, выдававших себя за белогвардейцев. Так в случае со священником Горных открывается ряд приемов, которые использовала новая власть для преследования любой оппозиции. Это слежка, доносительство, провокация.
Задержанных направили в Егоршино, но по дороге отпустили. «Готовясь к смерти, дорогой мы с о. Платоном исповедались друг у друга, и стало как-то легче на душе». По всей видимости, после этого священник Платон остался в Сарафаново, так как через три дня туда с обыском и намерением убить в 6 утра опять «нагрянули товарищи». Священники скрылись от них в лесу, избежав в тот день ареста.
Для поимки священников, опять же по доносу, только уже не представителя власти, а одного из крестьян, в 2 часа ночи на 27 июля/9 августа приехал целый карательный отряд с пулеметами. Арестовали более 20 человек, из чего можно сделать вывод, что отряд карателей был направлен не только за священниками. Подтверждением может служить и тот факт, что вынесено было постановление о расстреле не только священника Горных, но и двух прихожан Сарафановского, «на страх другим».
Горных нашли в приходской школе грамотности д. Сарафановой. «После полдня был вынесен приговор: меня отправить на суд в Егоршинский штаб, а о. Платона и двух моих прихожан расстрелять на страх другим. Незаконный приговор привели в исполнение около 2-х часов дня в небольшом леску в версте от храма. О. Платон убит двумя пулями. Одна – в сердце, а другая – в правое легкое. Смерть была моментальная. Встретил ее о. Платон мужественно, со сложенными крестом на груди руками и поднятыми глазами к небу». 29 июля (11 августа) утром он был похоронен на приходском кладбище.
Еще долго, до самого отступления, красноармейцы чинили террор в селе: во время Литургии заезжали в церковь на лошадях, взламывали дверь, настоятелю удалось выжить в эти дни чудом.
Принудительная мобилизация в ряды Красной армии коснулась и жителей села Мироновского. По воспоминанию И. Н. Королева, «Они сконцентрировались в селе Мироновском с целью уклониться от службы, хотя они не были вооружены и играли в городки».
Разгадку такому скоплению молодых людей дает анализ даты этих событий. Известно, что оба мироновских священника пострадали 13 августа. В этот же день, по-видимому, разогнали молодежь.
13 августа (н.ст.) – последний день перед началом Успенского поста, называвшегося в народе заговеньем и сопровождавшегося массовыми гуляниями. Вечером в церкви праздновалась торжественная служба – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня с необычным действом выноса на середину храма большого креста и обливания его водой, в народе называемая «Медовый Спас», «Водный Спас» или «Первый Спас». Начало и конец этой службы, как и всех других, сопровождались колокольным звоном.
Красногвардейцы, сосредоточив на берегу реки Реж несколько отрядов с пулеметами, вошли в село с требованием немедленно подчиниться мобилизации. «Большинство согласились, поехали на станцию Егоршино, некоторые дорогой начали разбегаться, некоторых порастеряли...».
В организации протеста снова обвинили местных священников. Говорили, что позднее в церкви нашли политическую литературу и утверждали, что поп был членом РСРП и его расстреляли напрасно.
О убийстве отца Иоанна Шишова позднее рассказывала газета «Уральская жизнь». В Мироновское вошел отряд из пяти вооруженных конных красноармейцев. Явившись к обоим служившим там священникам Иоанну Шишову и Иоасафу Панову, красноармейцы объявили им о поступившем на них доносе в антисоветской агитации и приказали следовать в штаб полка, располагавшийся в то время на станции Егоршино.
Отца Иоанна вызвался сопровождать его сын Владимир, только что вернувшийся из австрийского плена, а с отцом Иоасафом поехал сын Сергей. «Выехали за село, – пишет автор статьи. – Проехали с версту. «Стой», – командуют красные. Священники остановились. «Попы-черти, вылезайте! И ты, белогвардеец (сын отца Панова)!». Священники и молодой человек слезли. Сын отца Шишева (Так в тексте.– Прим. авт.) остался на лошади. «Ну, попы, вставайте в ряд, поднимайте руки вверх, молитесь своему Богу, сейчас вас расстреляем», командуют изверги. Следует брань, залпы из ружей, и три жертвы принесены... Свидетель этой ужасной сцены, сын отца Шишева, сидел как бы окаменелый, потеряв рассудок...». В семье Оранских сохранилось предание о том, что В. И. Шишов отрекся от своего отца, поэтому и не был расстрелян вместе с ним, о чем будто бы Владимир сказал жене отца Михаила.
Согласно «Известиям Екатеринбургской Церкви», священник Иоасаф Панов был убит вместе с сыном Сергеем, бывшим воспитанником Пермской духовной семинарии.
По местному преданию, священников расстреляли на развилке дорог, идущих из села Мироновского, из деревни Одиной (Лягушинского села) и села Егоршино. Старожилы говорили, что один из священников, предвидя эти события, успел заранее спрятать четырехфунтовый крест и во время расстрела попросил поставить его на это место. Некоторые жители, узнавшие об этой истории, впоследствии искали этот крест, но так и не нашли.
По другой версии, согласно рассказу З.Ф. Недзельской, о. Иоанна привезли на повозках на большую поляну, где к тому времени было собрано много священников, вместе с ними его и расстреляли.
После расстрела отца Иоанна Владимир получил разрешение на захоронение тела отца в селе Мироновском, что и было им сразу же исполнено. По воспоминаниям местных жителей, первоначально священника похоронили в церковной ограде, при строительстве водонапорной башни в 1970-е гг. его останки обнаружили и перезахоронили к самому храму.
В этот же день священник Константин Ионович Попов, узнав о событиях в селе Мироновском, направился туда. На дороге его встретил красноармейский отряд. Священнические одежды выдали в нем принадлежность к «контрреволюционному» духовному сословию, что оказалось достаточным для убийства. Священника расстреляли 13 августа. Если верить Поминальному списку, о. Константин был привезен в штаб полка на станцию Егоршино, где его в тот же день по приказанию командования расстреляли.
По другой версии, описанной в газете «Уральская жизнь», озверевшие красноармейцы бросились к нему прямо на дороге, стащили с коробка, на котором он ехал, били его, мучали и закололи штыками. Близкие ходатайствовали о захоронении священнослужителя на кладбище, но им отказали. Был отдан приказ отвезти священника в карантин и похоронить среди «падших скотов». Это похоже на действия штаба 1-го Крестьянского советского полка. Отдать такой приказ мог как П.Н. Подпорин, так и Ф. Акулов, ставший во главе полка.
В дневнике священника Троицкого под датой за 6 августа (ст. ст.) о гибели мироновских священников сохранилась следующая запись: «6-го августа кругом пожары. Это горят соседние села и деревни (Шмаковское, Осинцевское, Антоновское, Бичурское, Костромщина и Лебедкина), зажженные «товарищами». Узнал от своих прихожан, которые были очевидцами, что красноармейцами расстреляны 4 священника: Удинцев (села Коптеловского), последний, как говорят, убит в алтаре, Шишов, Панков (села Мироновского), Панков убит вместе с сыном, и Попов (села Клепинского). О. Попова не позволили похоронить даже на кладбище, а велели свести на карантин и там бросили среди павших скотов».
Даты этого дневника приведены по старому стилю. (Продолжение следует)
А.В. Печерин,
г. Екатеринбург
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.