Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наша сегодняшняя тема – «Бог в душе», казалось бы, ничего плохого в формулировке нет, но почему-то мы рассматриваем как нечто отрицательное слова: «Бог в душе».
– Да, безусловно. Тема «Бог в душе», будучи одной из форм такого, можно сказать, религиозного сознания, всегда возникает на границе между миром воцерковленного православного христианина и внешним миром – либо в семье, либо на работе возникают ситуации, когда человек делится своим религиозным опытом, говорит, что он посетил храм, был на богослужении на Пасху, Рождество, и обычно находится человек, который «декларирует свой религиозный статус», утверждая, что он не нуждается в каких-либо посредниках между Богом и собой – у него «Бог в душе». Он как бы противопоставляет свое сознание сознанию воцерковленного, православного христианина.
Это довольно болезненная ситуация, и она довольно часто встречается. Поэтому имеет смысл рассмотреть эту форму религиозного сознания, чтобы быть готовым к таким разговорам и правильно понимать, что нужно ответить в подобных ситуациях.
А есть ли смысл продолжать диалог, если человек так формулирует свою религиозную позицию?
– Безусловно. Но есть одна тонкость: нужно понимать, почему человек определяет себя как индивидуум, обладающий Богом в душе.
С моей точки зрения, эта форма сознания – производная нашего времени; одна из его отличительных черт – эпоха потребления, в центре которой находится человек, его интересы. Это картина мира, в которой Бог либо отсутствует, либо находится на периферии.
Всякий человек стремится к счастью – это аксиома. Но так получается, что в нашей жизни счастье ассоциируется с вполне конкретными материальными и часто плотскими вещами. Таким образом, счастье человека определяется как непрестанный процесс потребления различного рода удовольствий. При этом сам человек в этой системе мировоззрения становится центром, все остальное имеет лишь какое-то отношение к нему: он определяет, что есть счастье, он – добро, зло. И в этой системе мировоззрения Церковь – либо одна из форм (в лучшем случае)удовлетворения какого-то удовольствия духовного порядка (если можно так выразиться), либо она отсутствует вообще.
Но религиозное сознание, сознание верующего человека не может поставить себя в центр вселенной: есть Бог, Который определяет, что есть правда, а что есть ложь, есть Судия. И вот когда два сознания сталкиваются, то есть сознание верующего православного человека, который не просто декларирует свое Православие наличием крестика на шее, но практикует Православие (то есть живет православно), и сознание, имеющее центром себя, то в этом столкновении у людей возникает декларация: «У меня Бог в душе, поэтому я как бы лучше, выше и не имею нужды ходить в храмы, соблюдать посты, обращаться к батюшкам, спрашивать какие-либо советы – я сам знаю правду». Вот такая ситуация.
При ближайшем рассмотрении очевидно, что в основе этого потребительского мировоззрения гордыня человека – банальная гордость, неспособность признать никакой внешний авторитет, нежелание его признавать. И здесь-то и возникает вопрос: «А нужно ли дальше продолжать диалог с человеком?»
Нужно понимать, что люди, обладающие подобным мировоззрением, очень трудно, болезненно реагируют на критику, и если мы будем противопоставлять себя им, это неизбежно приведет к обострению конфликта. Поэтому, с моей точки зрения, понимая, что очевидная истина для нас для окружающих людей может быть фактом, ранящим их самолюбие, нужно с осторожностью относиться к декларации своих религиозных взглядов. Поэтому, когда человек утверждает, что у него Бог в душе, я думаю, было бы конструктивнее, разумнее и с точки зрения христианской любви целесообразнее указать на следующее: «Это очень хорошо, что у вас есть Бог в душе, и это нас объединяет – я, как верующий человек, тоже надеюсь, что у меня есть Бог в душе. Но я, как верующий, воцерковленный человек, знаю путь, который мог бы оказаться для Вас полезным». И попытаться раскрыть красоту православных богослужений, таинств, жизни православного христианина, показать, что причастность к таинству, к храму во многом упрощает жизнь человека, которая и без того запутана по причине различных грехов.
Я думаю, что такого рода подход имеет надежду на то, что до человека можно как-то достучаться. Но если с ходу начинать критиковать, доказывать очевидную несостоятельность этого религиозного мировоззрения, это не приведет ни к каким позитивным изменениям в душе человека.
Как Вы уже сказали, люди, которые декларируют свое мировоззрение как «Бог в душе», представляют нас как людей слабых, нуждающихся в посреднике между собой и Богом. Так ли это? Есть ли посредник между обычным христианином и Богом?
– В прямом смысле никакого посредника между Богом и душой быть не может. Но видите ли, дело в том, что Господь учреждает Церковь на земле и учреждает все, что сопутствует церковному духу церковной жизни, считая это целесообразным и необходимым для развития души человека. Это понятно и очевидно для любого человека, который живет христианской жизнью.
Трудно представить себе, какое развитие имеет религиозное мировоззрение, именуемое «Бог в душе». Человек предполагает, что он может предстать перед Богом, изложить Ему все свои мысли, все свои пожелания. Но, как правило, это сводится к банальным просьбам, носящим бытовой характер: все люди, по сути своей, в духовном плане дети, и то, что они просили в детстве, во взрослом возрасте сублимируется в более дорогие вещи. То есть, как правило, молитва к Богу выражается в банальных, простых вещах: люди просят здоровья, хорошей работы, заработка, покоя, каких-то материальных благ и тому подобное, и на этом, как правило, все заканчивается; на этом духовное развитие человека завершается.
Но Церковь приучает человека к осознанию, что есть вещи значительно глубже, чем даже та реальность, в которой ты живешь, несравненно важнее твоих сиюминутных потребностей и желаний. Есть цели, к которым призван человек, – это очищение от греха, покаяние, уподобление Господу в исполнении Его святых заповедей. И все в Церкви устроено так, чтобы максимально реализовать эту идею Бога в душе, чтобы она не стала каким-то статичным фактором в душе человека, а получила развитие, раскрылась максимально и обратила душу человеческую к Господу в полном смысле этого слова.
Часто можно услышать характеристику, что у того или иного «есть Бог в душе», потому что мы, верующие, не всегда оправдываем те нравственные ожидания, которые на нас возлагаются.
– Бывает. Я предполагаю, что это многообразие состояний определяется вектором внутреннего духовного развития человека. Люди приближаются к Господу либо удаляются от Него. И, конечно, можно представить себе человека, человеческую душу, которая симпатизирует Церкви, симпатизирует христианству, Христу, душу, которую тронули Евангельские слова, и которая стремится, как может, приобщиться к этому свету, но еще не знает как. И первые шаги в храме его страшат, потому что с детства человек не получил христианского воспитания. Это вектор, обращенный к Господу.
Бывает состояние, когда человек определился со своими религиозными исканиями и избрал именно Православие как единственный и полный путь к Господу и, живя в Церкви, реализует себя с точки зрения исполнения заповедей Христовых. Это, собственно, жизнь в Церкви.
А бывают и такие ситуации, когда человек, находясь в Церкви, формально исполняя все предписания, которые требуются для православного христианина, в душе отрекается от Господа и совершает сознательный грех, тем самым обессмысливая свое состояние в Церкви и удаляясь от Христа, хотя визуально это не видно для окружающих. Порой это может выражаться в каких-то печальных событиях, связанных с тем или иным человеком. Я думаю, что в некотором смысле эти явления только лишь доказывают то, что Церковь жива – одни приходят к Богу, другие оставляют Его. Человек – свободное существо, и в его свободе – его богоподобие: ему нельзя запретить что-либо делать или не делать.
А какое место занимает лень в жизни говорящих, что у них «Бог в душе»?
– Если человек закоснел в формулировке «Бог в душе» и считает для себя необязательным ходить в храм Божий, испрашивать у священников каких-то советов, участвовать в таинствах и тому подобное, то на самом деле это вектор в сторону от Бога. И лень в этом мировоззрении занимает доминирующее положение: лень – это центральный пункт сознания потребителя; в его сознании все максимально упрощается, и если избирать религиозную сторону, то здесь фрмой упрощения религиозной жизни становится лень.
Вопрос из группы «ВКонтакте»: «Как объяснить человеку, что «Бог в душе» не есть правильное убеждение? Как донести, что в жизни важно давать место молитвам, таинствам и прочему, что воспитывать детей в вере – это важно?»
– Возвращаясь к сказанному, хочу подчеркнуть, что (особенно если эта ситуация связана с ближайшими родственниками) нужно понимать, что в истории вообще не было ни одного прецедента, когда человека с помощью палки загнали в Церковь и он искренне стал верующим человеком.
Если человек декларирует «Бог в душе», то он декларирует свою дистанцию между вами и собой. Поэтому я предполагаю, что это нужно принять и с терпением относиться к такого рода вещам, с терпением и любовью, пытаясь (не навязываясь и не критикуя человека постоянно) открыть ему красоту жизни Церкви – неотъемлемой части для всякого православного христианина. С терпением, любовью и главным образом своим собственным примером; в этом случае, я полагаю, есть надежда каким-то образом быть услышанным.
Вопрос, поступивший через группу «ВКонтакте»: «В Библии написано, что вера без дел мертва. Почему многие отрекаются от истинной веры и надумывают себе, что вроде как они с Богом?» Акцент сделан именно на вере без дел. Молитва, присутствие в Церкви – это одно, а какие-то реальные дела в мире должны прилагаться?
– Предполагаю, что мировоззрение «Бог в душе», как правило, включает в себя ряд общепризнанных моральных, нравственных норм. При этом сам себе человек преподносит как великую добродетель то, что он, к примеру, не участвует в уголовных преступлениях, не ворует и тому подобное, и это, собственно, считается главным деланием. Но истинная вера, по слову Священного Писания, должна сопрягаться с делом. Это очевидная вещь, потому что человек есть целостное существо – и душа, и тело. И его внутреннее убеждение неизбежным образом должно выражаться в делах. Это так же естественно, как естественно дышать. Поэтому апостол об этом и говорит: «Вера без дел мертва».
Наши дела как верующих православных людей – это дела исполнения заповедей Христовых. Первая и главнейшая заповедь Христова: «Возлюби Бога и ближнего, как самого себя». Кто пытался это реализовать на деле, понимает, насколько это тяжело. Если любовь к Богу может не выражаться каким-то явственным образом, то любовь к ближнему, как правило, требует жертвы. И для того чтобы реализовать эту заповедь Христову, требуется определенный уклад, усилие, чтобы найти в себе силы пожертвовать своим временем и собой ради того, кого ты любишь. И именно Церковь, церковный уклад – таинства, молитва, пост, покаяние – делают душу способной к исполнению главной христианской заповеди – любви. Без этого, как правило, разговоры о любви остаются профанацией, если речь не идет о ближайших родственниках – детях, родителях, то есть о любви, которая вложена в нас естеством. А если говорить о любви в широком смысле, как об этом говорил Господь, то без Церкви реализовать ее именно делом – без жизни во Христе, без христианского уклада – невозможно.
Преподобный Серафим Саровский говорил о стяжании Духа Святого. Это как раз и есть то, что должно называться «Богом в душе», – приобретение Святого Духа? Как Вы считаете, насколько эту идею можно донести людям, которые говорят, что у них «Бог в душе»?
– Я предполагаю, что если с любовью обращаться к человеку, с терпением относиться даже к его (прошу прощения) религиозным глупостям, то можно донести мысль преподобного Серафима, что в жизни человека должно присутствовать обязательно именно духовное делание, исполнение той или иной добродетели – либо жертвенного служения ближнему, либо молитвы, либо любви, помощи, поддержки и тому подобное. И это целое дело – исследовать свою душу, понять, в чем твое призвание, к чему ты наиболее Богом приспособлен, и реализовать этот дар в жизни.
Я думаю, эту мысль можно донести до человека. Но, повторяю, лучше воздержаться от каких-либо толчков, какой-либо критики: то, что для нас очевидно, для окружающих светских людей пока остается тайной за семью печатями, которую мы призваны открыть им.
Есть еще такой аргумент: когда людей светских приглашают посетить храм, прийти на богослужение, они говорят, что им «не нравится стилистика православного богослужения» или стилистика православных храмов. Что можно им ответить и как их привлечь?
– Ответить можно следующее: церковь, храм Божий, есть отражение Царствия Небесного. В некотором смысле пребывание в церкви отвечает на вопрос: «Каково пребывание на Небесах с Богом?», поскольку церковь – это и есть образ Царствия Небесного.
Но проблема в том, что эгоцентричное мировоззрение потребителя требует и упрощения, и того, чтобы весь мир вокруг приспособился к его взглядам, привычкам и представлениям. А вхождение в мир Церкви подразумевает собственное изменение, собственное усилие, чтобы понять церковнославянский язык, чтобы хотя бы раз в жизни выстоять службу до конца, преодолеть свой страх и стыд и покаяться в грехах перед Господом в присутствии священника, услышать красоту православного песнопения… Все эти действия требуют усилия, и оно не напрасно тратится человеком, а преобразует его душу, то есть делает ее ближе к Богу и, если выразиться языком, понятным для человека, еще больше расширяет границы Бога в его собственной душе.
Вопрос телезрительницы из Башкирии: «Одна женщина мне говорит: «Я в храм не хожу. Служба идет по телевизору, я слушаю все молитвы, все службы, в церкви мне делать нечего». Она правильно делает? Так разве можно?»
– Я полагаю, здесь может быть два ответа. Если человек по состоянию здоровья не может встать, то, естественно, в качестве некоего попущения участие в богослужебной жизни посредством телевизионных передач приемлемо. Но если человек может прийти в храм и ограничивает свою религиозную жизнь телевизионным приемником, то с точки зрения Церкви – это грех, лень: если ты можешь воспользоваться оригиналом, зачем копии? Телевизионная передача – это все-таки копия, это не непосредственно воспринимаемое в храме Божием. Конечно же, нужно ходить в церковь, если есть возможность.
Бывают иногда достаточно тяжелые, запущенные случаи, когда люди, говорящие о Боге в душе, имеют там, может быть, уже не Бога, а беса: озлобление, гордыню, дух противления вообще всему доброму и светлому. Что с ними делать, и стоит ли с ними контактировать?
– С одной стороны, в этой ситуации может быть (и главным образом, я так предполагаю) личный выбор человека в сторону зла. С другой стороны, возможен был какой-то негативный опыт общения с людьми церковными: либо люди друг друга не поняли, либо человек стал свидетелем какой-то несправедливости, в результате как бы озлобился и противопоставляет свое сознание, что у него «Бог в душе», религиозному церковному сознанию.
Что делать? Очевидно, что если мы будем с ожесточением доказывать, что мы правы, а другой не прав, то этот разговор зайдет в тупик. Я предполагаю, что если и можно уврачевать чем-либо гордыню, то только любовью и терпением, ничем иным. Сокрушать душу человека обременительно для твоей собственной совести и тяжело для души и сердца. (Окончание следует)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.