Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (846) → Архимандрит Савва (Мажуко): Христианский трагический оптимизм. Принятие смерти

Архимандрит Савва (Мажуко): Христианский трагический оптимизм. Принятие смерти

№45 (846) / 1 декабря ‘15

Свет невечерний

Священник должен утешать, в общем-то, это наша профессиональная обязанность – говорить о хорошем, поддерживать. Но вы знаете, что христианский оптимизм– это не ходульное позитивное мышление, для христианского мировосприятия скорее характерны трагические нотки, это такой «трагический оптимизм», когда человек знает, что жить – это больно и невозможно остаться добрым, хорошим человеком и не пораниться, обойтись без трагического опыта.

И, может быть, самый тяжелый и сложный наш опыт (тот самый, от которого мы всячески убегаем, стараемся забыть, даже не упоминать о нем) – это опыт смерти, опыт умирания, который в каждом человеке появляется очень рано как опыт утраты, разлуки. Потому что однажды мы потеряем своих друзей, родителей, близких и любимых, и в конце концов сами пойдем «путем всей земли».

Это очень тяжело и сложно, и вы знаете, что Священное Писание и тексты святых отцов насыщены разного рода советами о том, что христианину следует помнить о смерти, так как тот, кто помнит о смерти, вовеки не согрешит, поскольку смерть есть суд над душой. Смерть есть суд и встреча с Богом, но мы всячески стараемся о смерти забыть и не вспоминать обо всем этом.

В нашей современной культуре вы наблюдаете некоторую уязвимость человека перед самим фактом смерти. «А что,– скажете вы, – нам теперь надо постоянно размышлять о смерти, забыть о жизни? Когда же радоваться, веселиться? Все-таки христианство – религия радости, не так ли завещал нам апостол Павел: «Всегда радуйтесь!»? Разве Пасха – это не победа над смертью? Не есть Пасхальное торжество – торжество над смертью и естественное, самое натуральное состояние самого христианина, его жизни? Что же нам, теперь угрюмыми ходить, постоянно размышляя о смерти?»

Нет, друзья мои, мы не улавливаем самого главного: люди, которые были по-настоящему мудры, умели совмещать эту радость с трагическим приговором к смерти. Так говорил апостол Павел во Втором Послании к Коринфянам, называя «приговором к смерти» судьбу человека и то, что мы сами себе выносим этот трагический приговор.

И я вовсе не призываю вас думать о смерти, но призываю размышлять о ней: и о своей смерти, и о смерти своих близких, родных, поскольку мы с вами живем в очень уязвимое время. Уязвимыми сделали нас комфорт и удобная жизнь. Что означают «комфорт», «удобство», от которых мы не можем отказаться? Кстати, я не призываю вас от них отказываться, поскольку сам всякий раз благодарю Бога за то, что родился в наше время, где есть обезболивающее, горячая вода и много других комфортных вещей, к которым я уже привык. Но жить – это больно. И без боли в этой жизни мы никак не можем обойтись, но прятаться нельзя, искать ее не следует, а принять этот факт необходимо.

В традиционной культуре люди, которые жили в крестьянских семьях и вышли «от земли», несли в себе противоядие от тревоги смертной, от страха перед болью. Ведь, по большому счету, страх смерти – это страх боли, страх уязвиться, израниться, оцарапаться о смерть, об утрату. А человека традиционной культуры, который рос на земле и не боялся труда, с детства приучали правильно переносить боль, смиряться с мыслью о том, что надо похоронить своих родителей, это достойно взрослого человека, это путь всей земли, который мы должны пройти.

Если ты трудишься, значит будь готов терпеть боль, ничего в этом страшного нет. Ничто и никто так нас не изранит, так не ударит, как сама жизнь. Жить – это больно, но ничего страшного в этом нет.

И всякий раз когда мы вспоминаем о смерти или встречаемся с утратой, мы, люди, избалованные комфортом и удобством, так растерянны, так тяжело переносим утрату своих близких: родителей, супругов, детей, друзей, что иногда это превращается в навязчивый невроз, даже некую психическую болезнь, когда человек готов умереть, лишь бы не бояться.

Вот и одна из страшилок нашей современной жизни – боязнь умереть от рака. Говорить об этой болезни сейчас совершенно не принято, мы даже не произносим само слово, а говорим «нехорошая болезнь». Болезнь, о которой даже не говорят, – это очень страшно, но старец Паисий Святогорец говорил, что рак – это благословение Божие. Почему же вдруг? Что, христиане снова взялись за мазохизм? Если не страдать, так и жизнь не мила? Непременно нужно пострадать? Нет, это очень упрощенное понимание христианского трагического оптимизма.

Ведь мы точно знаем, что умрем, но не знаем дату. Старец Паисий говорил, что онкология – своего рода пророчество, милость Божия, заранее сообщает, что нам осталось немного так приведи свои дела в порядок, закрой все вопросы, подготовься к смерти. Ведь мы все живем в суете, постоянной беготне, в поиске призраков различного рода, потому что нужно трудиться и жизнь такая. Так вот здесь есть возможность подготовиться. Я встречал старых людей, которые с благодарностью воспринимали эту болезнь. Одна старушка говорила мне: «Я вот только одно хочу успеть сделать – дочитать Библию. Я все время суетилась, не ходила в церковь: не была так воспитана, потом не было возможности из-за суеты, воспитания детей …Вот хочу дочитать, хочу успеть!». Она принимает эту болезнь как возможность подготовиться, воцерковиться, как возможность постом, подвигом молитвенным очистить свою душу и принять смерть как должное, как мудрый человек, который не трусит, не боится, а с мужеством принимает этот удар, потому что жить – это больно.

Я вовсе не призываю опускать руки перед болезнью, потому что, как говорили старые люди: помирать – помирай, а пшеничку сей, то есть трудись. А что такое труд? А труд – это и есть инстинкт выживания. Так вот когда мы находимся в тяжелой болезни, надо всеми силами выживать, бороться изо всех сил, но ни в коем случае не бояться, не отчаиваться, смотреть прямо в глаза, потому что мы все все равно умрем– это нормально, это путь всей земли. Слишком много хороших людей умерло, и мне не грех присоединиться к этому сонму. Поэтому, друзья мои, с этим трагическим оптимизмом, с этим вкусом к жизни, радостно и мужественно нужно вступать в единоборство с последним врагом, имя которому – смерть.

Расшифровка:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс