Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Татьяна Юрьевна, Вас любят, знают слушатели разных поколений. Где Вас сегодня можно услышать, увидеть?
– Концертная деятельность продолжается, просто добавилась еще педагогическая деятельность и просветительская.
Вы родились на Урале?
– На Урале, в деревне Лягушиной, железнодорожная станция Незевай.
Можно продолжить ряд замечательных для русского слуха названий. Меня поразила ваша девичья фамилия – Сысолятина, наверное, очень древняя русская фамилия.
– Древняя. У меня до сих пор сердце екает на эту фамилию. Правда, она очень редкая, и краеведы присылали мне сведения о корнях этой фамилии. Есть Герой Советского Союза Сысолятин, как говорят, из нашей породы. На Урале принято говорить – «порода», «это наша порода». Знаменитый Левша у Лескова – вымышленный, литературный образ, а воплотил этот образ Лескова в жизни, в делах рукотворных один из моих родственников, фамилия которого тоже была Сысолятин. Он рано ушел из жизни, но успел подковать блоху. Последняя его работа была – инструмент для офтальмолога Федорова. Он принимал всякие смешные заказы правительственные. Брежнев ему заказал написать письмо Татьяны к Онегину на копейке и подарил Индире Ганди.
Урал славится мастерами, Урал – это мастера, это мужчины с руками. Отец мой, шахтер, Юрий Васильевич, сказал мне как-то: «У тебя руки морковные». «Морковные» – это значит, по-уральски, «никуда не годятся». И отправил меня учиться в музыкальную школу разрабатывать пальцы. Так началась моя любовь к музыке.
А певуньи были в роду?
– Народ на Урале всегда пел. Там очень трепетное отношение к жизни, к музыке. Вот недавно у нас в Гнесинке был международный конкурс гармонистов. Приехали два мальчика из Алапаевска, один гармошечник, другой баянист. Маленькие, 9 и 12 лет. Как они играли на этих баянчиках! Знаете, даже меха не слышно, идет такая музыка, такая мелодия, такая упоенность, радость жизни. На Урале люди незлобивые и поют тихо, не орут никогда. Урал – северный край, человек выражал красоту мира. Зачем кричать? Надо петь. И пели всегда, обязательно. Помню, лежишь на печке, а к бабушке приходят ее подружки и поют обязательно. Я помню, когда не было света, радио выключалось, бабушка брала медный таз, опрокидывала его, играла на нем какие-то немыслимые ритмы, а молодежь танцевала. Вечеринки такие были.
Вы начинали петь в Уральском народном хоре...
– Да, в 15 лет я пошла в Уральский народный хор. Конкурс был очень приличный, я его выдержала, выучила репертуар хора. За год закончила вечернюю школу двухгодичную и в первый отпуск поехала и поступила в Москву в училище М.М. Ипполитова-Иванова: яочень хотела учиться там, где училась Зыкина, у меня была такая мечта.
В Уральском хоре было прекрасное отношение к молодым. И народная артистка Анна Петрова, и Мезенцева, и Добрынина, они все меня отправляли туда – иди, учись. Вообще, Уральский хор был самый красивый, потому что у нас самые дородные такие женщины были. Такая порода! Такие стояли красавицы в центре хора, с голосами! Олицетворяли край, женский характер, природу. Чудо!
В чем смысл хоров народных? Там нет глянцевости, там должна быть естественная красота и все, как в русском лесу: от большой ели до маленького подъельничка или березки тоненькой. И взрослые пели, и молодые, полнота была.
Исчезло народное пение хоровое, мы не видим такого, как раньше, в советское время, тогда послушать хор можно было, включив радио или телевизор. А ведь хор – это песенная соборность, от малых до старых, это семья поющая.
– Народ, который поет общие песни, – это народ. Это видовой признак народа – общие песни. А у кого нет общих песен – это население. У народа всегда есть общие песни, которые отражают духовную и душевную его сущность, которые соразмерны ему в его понимании слова, в его понимании образов.
Музыкальная политика нашей страны обязательно изменится, потому что нельзя все мерить деньгами. Кто сколько денег достал, того и транслируют по каналам. Это совершенно невозможно, так не должно быть. Это наша глубокая внутренняя потребность для сохранения национальной идентификации: находится в своем мелосе, в своем ритме, в своих образах, в своей истории. Мы это просто обязаны делать в такой тяжелой обстановке, чтобы просто выдержать, чтобы наша демографическая ситуация поправилась и чтобы мы выстояли в вере, государственности.
Какое глубокое понимание народной песни! Сама народная песня будет востребована в ближайшее время?
– Только такое и будет востребовано. То, что мы сейчас слышим в эфире, – это эрзац, пародия. Русь Святая, покрестившись, сразу выбрала Слово Божие, и все русские песни, которые мы знаем,– «Вечерний звон», «Степь да степь кругом», «Коробейники», «Липа вековая», «Очаровательные глазки», «По Дону гуляет» – это все авторские песни. Но только написали их для народа и в народном слове, и народ их сразу принял. Крещеный народ выбрал Слово. А все наши волхователи, веснянки, все, что бывает на наших праздниках, которые Церковь щедро оставила и соединила с праздниками, это все остается у нас, это все корни наши национальные.
Образ такой: лежит богатырь, как в русских сказках, которые мы еще от Бажова полюбили сердечно. Как его оживить? Живая и мертвая вода. Можно образно сказать, что мертвая вода – это фольклор, а живая вода – это Слово, это Православие. И только вместе они могут оживить этого богатыря. Поэтому сейчас очень серьезная задача стоит – давать хорошее слово русское, образы, темы песен. Это очень важно, необыкновенно важно. Таких песен много. Я совсем недавно встречалась с Александрой Николаевной Пахмутовой и Николаем Николаевичем Добронравовым. Сколько они написали новых песен, которые и славят Победу, и дают людям надежду на жизнь будущую!
Что дала Вам уральская земля?
– Она дала мне все: рождение, силу, и я очень тоскую по ней. Первое время, когда я уехала в Москву, я еле-еле дожидалась лета, ночами плакала, мне нужно было обязательно побывать на земле моей, повидаться с родственниками. И теперь каждый год, а иногда и два раза в год, я обязательно бываю и в родной деревне, и на родных могилах.
Как далеко от вашей родины Екатеринбург, место царской голгофы?
– Я когда работала там в филармонии, еще цел был Ипатьевский дом, потом приезжала на закладку камня в основание Храма-на-Крови, а потом, слава Тебе, Господи, не однажды и пела, и молилась в этом храме. Раньше было очень сложно добираться от моих родных мест до областного центра – на перекладных, часов 5 уходило, а теперь такая замечательная дорога, на машине всего полтора часа. (Продолжение следует)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.