Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (845) → Протоиерей Артемий Владимиров: Зачем читать книги?

Протоиерей Артемий Владимиров: Зачем читать книги?

№44 (845) / 24 ноября ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №43 (844)

Вы, как пишущий и читающий человек, как педагог, можете сказать, какие книги сейчас востребованы, а какие не востребованы?

– Все зависит от того, кто и что читает. Справедлива грубоватая, но верная пословица: «Свинья грязь везде найдет». И сегодня, проходя у станций метро, смотря на книжные развалы, мы могли бы произвести определенное социологическое исследование, спросив этих книгонош, какие же книги преимущественно пользуются спросом и у кого. Безусловно, мы сейчас находимся в очень благоприятной ситуации, и речь идет не только о нашем оборонном комплексе, благодаря которому Россия вновь становится сверхдержавой, но речь идет о том, что сегодня на прилавках магазинов, в том числе и церковных, можно встретить множество книг как новых писателей, наших современников, которые ставят перед собой задачу нравственного возрождения нашей Родины, так и переиздания тех книг, которые в советское время просто невозможно было увидеть на прилавках. Речь идет о той гонимой великой русской литературе, которая по цензурным соображениям в коммунистическое время находилась под спудом.

И, конечно, сегодня задача педагогов и родителей, как носителей книжной культуры, – приохочивать современных детей, не давать им превращаться в митрофанушек, в неучей, в емелек, которые засыпают с гаджетами в руках, но как в домашнем обиходе, так и на уроках мало-помалу делиться с нашими питомцами сокровищами литературы и поэзии. И если я сам люблю слово, если я являюсь носителем пусть не художественного, но чистого и высокого слова, по закону сообщающихся сосудов произойдет выравнивание жидкости в человеческих сердцах. Сегодня это особый подвиг воспитателей, учителей, наставников: вводить наших детей в пространство живого и письменного слова.

Библия – самая издаваемая книга всех времен и народов. Несмотря на это, особенно на Западе, интерес к ее изучению падает. Говорят, что все уже изучено. Что еще нового там можно почерпнуть?! Как Вы думаете, так ли это на самом деле?

– Думаю, что виновато не это представление. Мало-мальски сведущему человеку известно, что Библия – это таинственная книга, и, сколько ни вникаешь в нее, все больше уровней понимания в ней находишь. Потеря интереса к ее чтению, мне кажется, объясняется другим – развращенностью современного человечества. Посудите сами: накурившись спайсов, способен ли вообще человек сосредоточить свое внимание на каком-то стоящем предмете? Мы видим по телевизору будоражащие нас слухи о том, что люди забывают голос крови, поднимают руку на невинных детей, по существу превращаются в маньяков через современные средства развращения и омрачения ума и сердца. Вот почему оставляется в небрежении подлинная культура, в том числе и приобщение к слову Божию. Но там, где создается хоть немного благоприятная среда для воспитания, самообразования, Священное Писание может и должно быть положено во главу угла знакомства со словом: это уже не просто человеческое, но Божие слово.

Вопрос телезрительницы: «Как начать читать Библию так, чтобы понимать ее?»

– Для этого прежде всего нужно осознать свою немощь и ограниченность и приступить к Слову Божию с детской молитвой. Одну из таких молитв дает нам в качестве примера святой Иоанн Златоуст: «Господи, просвети мою душу, открой мне чудеса от закона Твоего, да, разумея читаемое, буду прославлять имя Твое Святое». Чтение Священного Писания предполагает знакомство со Святым Преданием: как истолковывали Библию отец Иоанн Кронштадтский, святой Иоанн Златоуст.

Помню, как на первых шагах своего собственного воцерковления, еще в советское время, будучи юношей, студентом гуманитарного вуза, я открыл для себя толкования на Евангелие от Матфея святого Иоанна Златоуста и настолько увлекся этим благодатным чтением, что стал от руки переписывать и выписывать то, что меня особенно трогало и поражало. Поэтому стоит зайти в церковный книжный магазин и спросить истолковательную литературу святого Иоанна Златоуста или российского духовенства начала XIX века, есть и современные истолкования, размышления пастырей, например отца Алексея Уминского на Евангелие от Марка, и вы обретете золотой ключ разумения Священного Писания.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «У меня есть шестилетний внук, с которым мы читает книгу «Священная Библейская история», я объясняю ему, сколько могу. Мы прочли о том, что Авраам приносит в жертву своего сына Исаака, и внук спрашивает: «Боженька нас всех любит, жалеет, но почему он взял ножик и хочет его убить? Как и что я могу ему объяснить?»

– Вы дочитайте до конца это повествование, из него становится ясным, что Бог не хочет кровавой жертвы Исаака, но Господь, испытывая верность Авраама, посылает ангела, который удерживает руку, уже занесенную над Исааком. Объясните ребенку, что Бог есть Сама Любовь, и в Священном тексте Библии вы найдете такие слова: «Если ты, Авраам, явил Мне верность, то и Я дам тебе обетование». И именно после того как Авраам был испытан, Бог обещал ему послать в мир Искупителя, Своего собственного Сына, которого вознесли на Крест и распяли.

Случившееся с Исааком было отображением, прообразом того, что именуется евангельской историей. История Авраама и Исаака – это пророчество о том, что в мир должен прийти Искупитель, который, взойдя на Крест, вознесет на древо грехи всего человеческого рода. Но вы делаете правильные акценты при чтении Библии, поэтому наверняка в вашей библейской истории так и написано, что Бог испытал Авраама, но не позволил ему прикоснуться к своему сыну и, обнаружив, что Авраам верен Отцу Небесному, даровал ему обещание, что в мир придет Искупитель. Снимайте некоторую остроту библейских текстов, указывая на первопричину, на движущий мотив, на развязку этой истории.

Как часто стоит обращаться к Священному Писанию, к святоотеческому писанию?

– Как часто нам должно вкушать хлеб и пить воду? Мы вкушаем земную пищу ежедневно: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». В этом смысле каждый христианин может по древней христианской традиции ежедневно читать одну главу евангельского повествования, одну или две главы апостольских посланий и, пользуясь закладочками, прочитывать постепенно весь Новый Завет. Также можно, если хватит времени, знакомиться и с Ветхим Заветом, и это действительно пища, которая насыщает бессмертный человеческий дух.

Вопрос телезрительницы: «Можно ли читать Евангелие и труды святых отцов вслух некрещеному и мало верующему человеку для его просвещения, например, верующей жене неверующему мужу? Он не против, но не всегда внимателен».

– Если вы сами благоговейно прочитываете текст, не делаете это машинально, то, безусловно, это очень благое дело, потому что «вера от слышания», и, если человек сам не против слушать Священное Писание, есть надежда, что золотые семена Слова Божия упадут в глубину сердца и мало-помалу прорастут первые росточки. Дай вам Бог с терпением и любовью вот так проповедовать вашим ближним, читая им Священное Писание с тайной молитвой: «Господи, просвети умы и сердца слушающих Слово Божие».

В последнее время распространилось такое явление, как электронная книга, аудиокнига. Как Вы считаете, это явление не ставит под угрозу существование обычной печатной книги, читальных залов?

– Само по себе явление не плохое и не хорошее – все зависит от наполнения твоей аудиокниги. Россияне – читающий народ. Мне приходится часто летать в самолетах, и я вижу у путешественников аудиокниги, и можно только порадоваться, что наши соотечественники не теряют время и приобщаются к чтению. Что касается библиотек и читальных залов, мне достаточно часто приходится держать там слово в провинциальных городах. Библиотеки у нас не пустуют во многом потому, что школа взаимодействует с ними, есть определенные программы, по которым школьники посещают библиотеку, им там читают лекции, они встречаются с интересными людьми. Безусловно, сегодня по сравнению с 60-ми годами XX века ситуация очень сильно изменилась, поскольку дома можно иметь не только цифровую библиотеку, но даже домашний кинотеатр. Тем не менее в библиотеках особенная атмосфера: они просторные, в них много цветов, библиотечные работницы, преимущественно женщины, – это люди, любящие книгу, любящие детей, и для меня всегда радостно держать там слово. Я вижу, что в библиотеках собираются местные краеведы, поэты, любители художественного слова, и сегодня нужно много трудиться, чтобы наше подрастающее поколение действительно не потеряло вкус к серьезной литературе. Библиотека – это еще и образ общения людей, которые в кои-то веки хотят отдохнуть от электронных носителей, увидеть глаза друг друга, посвятить время серьезным собеседованиям, дискуссиям, а главное – приобщиться к высокому слову.

Как Вы относитесь к употреблению электронных книг на богослужении вместо Требника и Служебника?

– Мне приходится участвовать в соборных службах духовенства. Иногда, если служит архиерей и праздничная служба, престольное торжество, в алтаре множество священнослужителей, и видишь телефончики: в то время как царствует размеренное богослужение, а иногда и суета, перемещение помощников архиереев, батюшка в тишине читает каноны Ангелу-Хранителю, Богородице, Правило к Причащению, слегка и незаметно переворачивая электронные странички. Что в этом может быть дурного? Важен результат – освящение ума и сердца, богомыслие, собеседование с Богом. И если какой-то современный пастырь, посетив «медвежий угол», где только возникла община, имеет в телефоне и богослужебные Минеи, и проповедническую литературу, то это своего рода удобство, дарованное временем.

Вопрос телезрительницы из Саранска: «Я живу в Саранске, а внучка с семьей в Москве. Она очень читающая девочка, воцерковленная, поет в церковном хоре, с пеленок очень любит книги. Она читает и классическую литературу, русскую и зарубежную, и для своего возраста, и постарше, и многое другое. Я сама удивляюсь, сколько она прочла! Она хотела бы почитать что-нибудь современное, а я затрудняюсь с выбором. Мне посоветовали в книжном магазине книгу Наринэ Абгарян «Манюня» (лауреат премии), но там такие кощунства про Иисуса Христа и вообще там что-то не совсем подходящее. Что бы Вы посоветовали, что я могла бы отыскать, заказать для ее чтения?»

– Есть целый жанр церковной беллетристики, представленный достаточно известными именами: Юлия Вознесенская (уже почившая писательница), о. Александр Торик, книги которого издаются многотысячными тиражами («Флавиан» и прочие), и в этих книгах ткань современной жизни, поданная еще и с современной интригой, так что книга будит любознательность и вместе с тем утверждает читателя в нравственном чувстве, обращена к совести.

Мне в этом смысле тоже очень отрадно писать для детей. Могу рекомендовать вам книги воспоминаний о детстве, в частности, у меня есть книга «С высоты птичьего полета» – это первая часть моей трилогии, вторая называется «Мой университет», третья – «Учительство». В книге «С высоты птичьего полета» в небольших невыдуманных рассказах (это не жанр фэнтези) я вспоминаю собственное золотое детство, эпоху второй половины XX века, кажется уже безвозвратно ушедшую; над этой книгой можно и поплакать, и посмеяться. Есть книга «Моя первая исповедь», в которой я пытаюсь помочь подростку заглянуть в собственное сердце. Зайдите в любую книжную лавку, посетите книжные православные ярмарки, которые сейчас путешествуют по городам России (Самара, Саранск, Омск, Томск), и у вас глаза разбегутся от того, сколько интересного написано и переиздано для современного подростка-христианина.

Батюшка, у Вас на столе лежат книги, как я понимаю, Вашего авторства?

– Вот книга, выпущенная издательством Московской Патриархии, – «Равный апостолам». Это рассказ о князе Владимире, мы сейчас вспоминаем тысячелетие его преставления, книга богато и интересно иллюстрирована. Интересно, что я получил задание написать о жизненном пути князя Владимира, используя и малоизвестные для обывателя факты, и в качестве прототипа мне передали книгу А.О. Ишимовой, писательницы начала XIX века. Ее книга была последней, которую А.С.Пушкин читал перед дуэлью, она лежала раскрытой, и он оставил запись: «Вот так нужно писать». Конечно, текст госпожи Ишимовой имеет определенный аромат, его строй отличается от современного языка, но я использовал самые факты из этой книги, и получилась достаточно интересная историческая ткань. Эту книгу можно приобрести в издательстве Московской Патриархии и у нас в Алексеевской обители, в книжной лавке.

Следующая книга тоже издательства Московской Патриархии – «Заметки о пастырском служении. Благодать священства». Она адресована не только священнослужителям и не только будущим батюшкам, но и бабушкам, которые размышляют, читать или не читать внукам «Сказку о попе и его работнике Балде». В этой книге я хотел поразмышлять над всеми острыми вопросами, сопряженными со служением современного священника: священник и интернет, взаимоотношения священника и его собратий, священник и его досуг, священник и его семья, взаимоотношения батюшки и матушки, выбор самого призвания, искушения и соблазны, которые встречаются на пути пастыря.

Мне будет отрадно пригласить вас, дорогие друзья, 29 ноября в 18.00 в концертный зал «Останкино»: там будет представление этой книги, вечер называется «Дар священства», и мы сможем побеседовать с вами о высоком пастырском служении. Эту книгу вы можете приобрести в издательстве Патриархии и у нас, в книжной лавке Алексеевского монастыря. А насчет встречи 29 ноября – билеты будут в этот день в концертном зале «Останкино», их можно заказать и по телефону 916-225-09-62.

Что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям в завершение передачи?

– Пожелать хочется и себе, и нашим телезрителям выкраивать, выкрадывать время из мирской суеты, вырывать благословенные полчаса, хотя бы в постели перед сном, для того, чтобы раскрыть Священное Писание, раскрыть Ф.И.Тютчева, знакомиться с интересной и стоящей современной литературой, потому что, с чего мы и начинали нашу передачу, общение с книгой сегодня и просвещает, и успокаивает, и возвращает тот мир, который мы так быстро теряем, сидя перед телевизором с его будоражащей манерой подачи новостных сюжетов. Общаясь друг с другом, тоже часто ссоримся, волнуемся, поэтому пусть добрая и высокая книга будет для нас подлинным лекарством, которое возвращает спокойствие и продлевает нашу жизнь.

Расшифровка:
Елена Кузоро

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс