Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (843) → Митрополит Курский и Рыльский Герман: Это пробуждение веры

Митрополит Курский и Рыльский Герман: Это пробуждение веры

№42 (843) / 10 ноября ‘15

Есть что сказать

Сегодня мы имеем честь принимать в студии телеканала «Союз» митрополита Курского и Рыльского Германа. Владыка привез на Урал Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение», тот самый чудотворный образ.

– Сердечно приветствую вас, дорогие зрители телеканала «Союз»! Божие вам благословение!

Владыка, Вы участвуете в богослужениях в Храме-на-Крови. В одной из проповедей митрополит Кирилл назвал Вас (и Вы сами называете себя) давним почитателем Царственных Страстотерпцев. Когда началась Ваша любовь к ним?

– Для меня это особая поездка. Я счел своим долгом проводить Курскую Коренную икону Божией Матери Знаменского собора, где она находилась 10 дней, в Екатеринбург (благо был отдельный самолет) и посетить этот город по приглашению Владыки митрополита Кирилла. И, конечно, я посещаю Екатеринбург как паломник, моей давней мечтой было побывать на месте страданий Святых Царственных мучеников, посетить Храм-на-Крови, Ганину Яму, что и осуществилось. Я не только посетил, но и служил в Храме-на-Крови, молился в приделе, который был устроен на месте расстрельной комнаты, где пролилась кровь Государя Императора Николая II, Императрицы Александры Феодоровны, Наследника Государя, Великих Княжон и верных слуг. Я служил на Ганиной Яме, пробыл там несколько часов – все это, конечно, произвело незабываемое впечатление.

После этого я, наверное, буду очень долго вспоминать и переосмысливать подвиг Царственных Страстотерпцев. Я их всегда почитал. Когда я был еще молодым человеком, эта тема (Государя Императора, Царской Семьи) была под запретом и невозможно было достать какую-либо литературу. Лишь в 80-х годах стало что-то появляться. А потом, когда стали выходить книги и статьи, я, конечно, читал все, что было связано с подвигом Царской Семьи, Великой княгини Елисаветы Феодоровны, и особенно дневники, переписку. Потому что нигде, наверное, так не раскрывается душа человека, как в личных письмах. И я с душевным трепетом понимал, насколько чисты, возвышенны и благородны были отношения внутри Царской Семьи, каким благородным человеком был Государь Император Николай Александрович, какая атмосфера царила в их семье, как воспитывались царские дети – все это вызывало чувство глубокого умиления. Я не мог равнодушно смотреть на портреты Государя, особенно в кругу семьи, так и хотелось сказать, что неоднократно повторяли видящие Царскую Семью: «Какая это чистая, святая, добрая семья!»

И, конечно, я был очень рад, когда они были канонизированы, потому что я считаю, что они стоят во главе всего великого сонма новомучеников и исповедников Российских и что в Екатеринбурге, на этой русской голгофе, была расстреляна и убита не только Царская Семья, но и историческая Россия. Это начало трагедии всего нашего великого государства.

Владыка, удивительными нитями связаны история Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» и Царская Семья. Мы все время видим какие-то переплетения: в 1902 году и в 1914 году Государь Николай II был в Курске, и о том, что он посетил Знаменский собор и приложился к Курской Коренной иконе, он всякий раз пишет Государыне. Государыня радостно отвечает, что это действительно большое событие, и пишет ему о том, что отец Серафим в свое время исцелился от нее – еще будучи ребенком (любимый святой Царской Семьи Серафим Саровский).

– Многие русские государи почитали Курскую Коренную икону Божией Матери. Во время своих путешествий, посещая Курскую губернию, конечно, обязательно молились перед святым чудотворным образом как Государь Николай II (дважды), так и его прапрабабка, императрица Екатерина II. Когда она возвращалась из Крыма, тоже служили молебен во время посещения Знаменского собора, она прикладывалась к иконе Божией Матери. Великая княгиня Елисавета Феодоровна неоднократно посещала Курск и молилась перед иконой Божией Матери. Святой праведный Иоанн Кронштадтский служил в Знаменском соборе, лобызал образ Пречистой Богоматери Курской Коренной.

С ней связаны очень многие события в истории Курского края. Город Курск своим бытием обязан этой иконе, потому что в конце XVI века, при благочестивом царе Федоре Иоанновиче, икона находилась в Москве. Царь, видя и слыша о чудесах, происходящих от этой иконы, и узнав, что Курск лежит в руинах, ибо его периодически разрушали полчища крымских кочевников, татар, приказал восстановить Курск: вновь построить крепость, храм. И потом, украсив, с богатыми дарами, отпустил туда икону Курской Коренной Божией Матери. Во время бедствий, засухи, неурожая, болезней икону выносили, люди молились, и всегда приходила Небесная помощь после усердных народных молитв перед этой святой чудотворной иконой.

Одним из чудес явилось исцеление преподобного Серафима Саровского – тогда еще мальчика Прохора Мошнина. Когда он заболел, его глубоко верующая, благочестивая мать Агафья Фотиевна понесла его к чудотворной иконе. Крестный ход проходил мимо их дома, она поднесла мальчика к иконе, и он начал поправляться и исцеляться. Преподобный Серафим Саровский всегда почитал Курскую Коренную икону Божией Матери, и копия этой иконы всегда висела в его келье, что можно видеть на рисунках и литографиях.

Владыка, Вы очень связаны с этой иконой, начиная с 2009 года она бывает в Курске. Что бы Вы посоветовали людям, которые еще будут приходить к этому образу? С чем идти к Божией Матери?

– Мы встречали икону Божией Матери в 2009 году с великой радостью. И для нас, священнослужителей, были неожиданностью и открытием те любовь и благоговение к иконе, которые мы увидели. Десятки тысяч людей вышли (как нам показалось, весь город) навстречу иконе Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл привез икону в сопровождении митрополита Илариона, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, и других иерархов Русской Зарубежной Церкви и нашей (была очень большая делегация). Мы едем от аэропорта, а люди уже стоят на коленях – это было потрясающе! Все улицы были буквально забиты народом, это было очень трогательно. Наши иностранные братья не могли удержаться от слез. В Знаменский собор стояли очереди, люди терпеливо ждали по 8 – 10 (доходило и до 15) часов.

Икона ушла из Курска в 1919 году с Белой армией, потому что до этого, когда в 1918 году Курск был занят красными войсками, Знаменский монастырь был ограблен, в городе шел террор, с иконы сорвали драгоценный оклад. И было организовано похищение иконы, потом ее обнаружили в мешке выброшенной за городом близ Феодосиевского колодца. И поэтому когда вновь красные части стали приближаться, желая спасти икону, епископ Феофан взял ее с собой. Так она покинула пределы России, Крыма в 1920 году, и с тех пор это главная святыня Русской Зарубежной Церкви. У иммигрантов первой волны ничего не было, только скорбь, тоска, сплошные беды, неудобства и неустройство. Единственная радость у них была только эта икона, к которой они все прибегали со слезами, поэтому она является для них главной святыней, но она также является и нашей многовековой курской святыней. Поэтому мы были несказанно рады объединению Церквей.

Мы полностью восстановили Коренную пустынь, построили новый собор и были счастливы и рады, когда этот святой образ прибыл к нам. Он уже шесть раз был на нашей земле, и его встречает всегда множество людей. У нас в Курске это осенние сентябрьские дни, духовная радость как на Пасху – совершенно особое настроение. Я даже скажу, что у нас резко снижается число правонарушений в эти дни – их практически нет. Вот благодать Божией Матери, вот как все горожане воспринимают то, что сейчас у нас икона Царицы Небесной. Это такой духовный подъем! Это пробуждение веры, мы заново, вновь и вновь открываем свой народ.

Мне хотелось бы пожелать, чтобы люди приходили к этому чудотворному образу. У этой иконы совершенно особое «послушание»: она постоянно в разъездах, полетах, она благословляет буквально все страны мира, она летает над земным шаром, утешает, объединяет всех русских людей, приносит радость, укрепляет веру и дарует всем благодатную помощь. Небольшая по размеру икона, но насколько велика духовно! Это великая российская святыня, поэтому, дорогие екатеринбуржцы, спешите помолиться и получить благословение Царицы Небесной. Изливайте душу, несите печали и радости к подножию пресвятой иконы, и никто, уверяю вас, не уйдет тощ и неутешен. После каждого крестного хода я порой получаю записки, слышу рассказы о большом количестве случаев самой различной благодатной помощи – нужно только верить и молиться, а Господь все подаст и устроит к лучшему, ко благу.

Уважаемый Владыка, сердечно благодарю Вас за очень теплый, добрый и очень достоверный рассказ. Нам нужны достоверные свидетельства о том, что Господь и Матерь Божия действуют в мире, что Они нас не покинули. Спасибо Вам!

Уважаемые зрители, наша программа подошла к концу, я благодарю вас за внимание. Эфир телеканала «Союз» продолжается, оставайтесь с нами сегодня и всегда!

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

Расшифровка:
Людмила Моисеева

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс