Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (842) → С протоиереем Димитрием Смирновым

С протоиереем Димитрием Смирновым

№41 (842) / 3 ноября ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №40 (841)

Вопрос от телезрителя: «24-я глава Евангелия от Матфея говорит о Втором Пришествии Христа. Сейчас по новостям показывают, что везде воюют. Можно ли считать, что сейчас есть те знамения, которые будут перед Пришествием?»

– Конечно.

И по поводу чипов говорили… Можно ли это считать своего рода печатью?

– Я уже все объяснил про печать. Я не понимаю, вы спорите? Я высказываю свое мнение, предлагаю толкования, а так каждый человек волен предлагать что угодно, – я не возражаю.

А по первому вопросу можете что-либо сказать?

– Так я уже ответил: конечно. Был такой случай, зафиксированный в церковной письменности (в VIII веке). К одному великому старцу пришел монах и вопрошает: «Отче, говорят, что мы живем в последние времена?..» А он ему отвечает: «Ну кто ж не знает, что мы живем в последние времена?...»

То был VIII век, сейчас XXI – посчитайте, сколько прошло времени с тех пор. И даже еще раньше есть свидетельства: если почитать апостола Павла, то увидим, что он жил в последние времена.

И мы живем в последние времена. И войны, и военные слухи, и Чернобыль («звезда Полынь») – все это знаки, и самый главный знак – всякие объединения людей, войны, землетрясения. Взять погоду: каждый день нам сообщают, что сегодня аномалия – так было 90 лет назад, завтра сообщат об аномалии, что такая же была 120 лет назад. Раньше такие вещи, которые с погодой происходят сейчас, происходили раз в сто лет, а теперь каждый день. Это тоже говорит о том, что наступают последние времена. Наступают. Но когда наступят – мы не знаем. Как некий мальчик, который хулиганит и его ждет ремень, вдруг опомнился и задумался: «А ведь меня ждет ремень…» – и быстро побежал в папину комнату: «Пап, ты прости, я сейчас плохо себя вел, я больше так не буду». Разве папа его выпорет? Нет. Сам пришел и сам просит прощения! Так и человечество эти последние дни может отодвинуть еще лет на 500, на 200 или на 1000.

Но каждый человек все равно ограничен рамками своей жизни, и последние времена наступают для человека раньше, чем для всего человечества.

– Конечно.

Тут уж надо заглядывать не в будущее человечества, а в свое...

– В том-то и дело: жизнь коротка.

Следующий вопрос: «У архимандрита Киприана в лекции «О Евхаристии» написано: «Никакое таинство не бывает совершенно без Причастия». Правильно ли я понимаю, что любое церковное таинство без последующего Причащения Святых Христовых Таин является незавершенным?»

– Конечно, совершенно правильно. Я тоже придерживаюсь этого мнения.

Если человек принял Крещение, но так никогда и не исповедовался и не причастился, он является крещеным?

– Безусловно. Так же, как и человек, который повенчался, но после этого ни разу не причащался, – он является венчанным, состоящим в церковном браке. Но… все завершается в Евхаристии.

Одно дело – человек получает в церковном таинстве благодать Божию, а другое дело – соединение со Христом. Дело в том, что таинство совершается Церковью внутри Церкви. И завершается таинством таинств – Евхаристией. Поэтому в древности и Крещение, и Венчание, может быть, и Елеосвящение совершались во время Литургии. Это совершенно очевидно. Есть такая наука – литургическое богословие, которая об этом свидетельствует, но и сам чин Крещения очень органично входит в Евхаристию, так же и таинство Венчания.

«Чаша общая сия» – это же была Чаша Христова?

– Конечно. Поэтому хорошо делают те, кто приходит на службу, исповедуется, потом причащается, потом венчается, а потом, как это у нас называется, запивку принимает. Но еще лучше прямо на Литургии. Кстати, я венчался именно на Литургии. Я считаю, что мне крупно повезло – это очень памятно.

Вопрос от телезрительницы: «Почему когда я дома читаю молитвы, меня всегда одолевает зевота? В церкви такого нет».

– Дело в том, что церковная молитва – это участие в общем богослужении, там нет такого напряжения. А когда домашняя молитва – все наше тело, ум, сердце напрягаются. По вашему голосу понятно, что вы уже немолоды, и поэтому тело не выдерживает – устает. А как мы отдыхаем? Через сон. Поэтому возникает зевота как начало сна. Если вы сравните утреннюю молитву и вечернюю, то на вечерних будете зевать больше, ведь за день уже устали. Я в шутку всем говорю: это от «молодости». Мы с вами уже старые люди, и в зевоте нет ничего удивительного – это совершенно естественный процесс. Когда читаешь лекцию, обычно часть аудитории спит, даже очень молодые: люди начинают следить за словами – и их ум очень быстро устает, они сразу засыпают. Это обычная вещь: они спят не потому, что им скучно, а потому, что для них очень трудно сосредоточиваться – быстро наступает утомление.

Вопрос от телезрительницы: «Мы часто ездим по храмам. И как только приезжают паломники – убираются дешевые свечи, выкладывают самые дорогие. Могу я, когда еду в другой храм, взять свои свечи? Говорят, что этого делать нельзя, нужно обязательно там покупать?»

– Каждый человек может делать все, что угодно, что не противоречит Уголовному и Административному кодексу. Но что такое свеча? Свеча – это жертва на тот храм, в котором вы в данный момент находитесь. Поэтому надо приобретать те свечи, которые предлагают. Если вам дорого, возьмите одну свечу на десять человек, разделите ее ножницами на десять частей или просто поставьте одну от всех – тоже можно.

Свеча есть жертва на храм, поэтому смешно: в одном храме взять, в другой отнести – жертва-то в первом храме останется, поэтому возить с собой свечи – это странное действо. Я понимаю, из Москвы на дачу возить свечи как осветительный прибор, если электричества не будет, а в церкви свечи имеют совсем другое значение, они не играют роль осветительного прибора, как это было в Древней Церкви, когда люди собирались исключительно ночью и не было электричества.

Сколько лет требуется, чтобы познать Православие?

– Шаляпин научился пению за год, а кто-то другой – за восемь, у всех разные способности.

То есть это от способностей зависит? Или от Даров Божиих?

– А Дары тоже трудом приобретаются. Мария Египетская нигде не училась, а Господь Святой Дух научил ее всему. Все люди разные. Один человек – принцесса, а другой – гномик. Ясно, что у них разные возможности: принцессе все приносят, а гномик сам служит принцессе.

Как жить без греха? Он повсюду.

– Пусть повсюду, но не в нас; тоже странный вопрос. Пришел в мир Спаситель – все сказал: какие еще могут быть вопросы?

Не получается...

– Не получается – проси. «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам» – люди поют Богу эту молитву и вечером, и утром, и в день сей, чтобы Господь сподобил. Но надо не просто петь по нотам и следить за текстом и ударениями, а нужно, чтобы это стало твоей просьбой, чтобы ты этого хотел. Если человек хочет, то это будет. А если не хочет – не будет.

Человек говорит: «Я хочу, но я постоянно проваливаюсь».

– Про это тоже есть: провалился – вставай.

Наверное, хочется поскорее избавиться...

– Поскорее? Например, вырастить 30-метровую сосну за 5 лет невозможно. Приходит 27-летний человек и говорит, что у него совсем нет смирения. Я говорю: «Ты смеешься, что ли? У кого это в 27 лет было смирение?» Может быть, дюжина людей наберется, которые вот так, смолоду, достигли смирения, а здесь по гордости человек тянется.

Следующий вопрос: «Что значит ходить во тьме?»

– Просвещение – это о чем речь? Имеется в виду свет Христова Учения, о котором Сам Христос говорил: «Я – свет миру», поэтому кто не ходит во свете (который принес Христос), именуемом Евангелие, тот живет во тьме.

Следующий вопрос: «Имеет ли право человек желать быть любимым другими людьми, или это эгоизм?»

– Что значит «право»? В праве такого нет. Есть аскетика, и есть народная мудрость. Например, «как аукнется, так и откликнется», чем больше ты любишь, тем больше шансов, что будут любить и тебя: любовь, как и ненависть, рождает взаимные чувства.

Но желать быть любимым – что это?

– Это забегание вперед – человек еще ничего в мир не принес. Но когда человек рождается, чтобы ему почувствовать, что такое любовь, Господь даровал такой инстинкт матери, отцу, бабушке – они все любят, а потом ребенку нужно и самому учиться любить. Это проявляется в послушании воле старших, в облегчении их жизни, в хорошем учении. Есть дети, с которыми родители и братья, сестры мучаются, а есть такие, с которыми нет проблем. Если с ребенком нет проблем, значит он познал, что такое любовь, не хочет огорчать своих ближних. Это и есть любовь.

Расшифровка: Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс