Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (841) → С митрополитом Викентием

С митрополитом Викентием

№40 (841) / 27 октября ‘15

Архипастырь

Вопрос от телезрительницы: «Дорогой Владыка Викентий! С днем рождения! Пусть Бог Вас хранит и во всем помогает. Как научиться сердечно молиться, ни на что не отвлекаясь? Как растопить свое сердце, чтобы приходить на Исповедь с сокрушением, мучающей совестью, болью за свои грехи и искренними слезами?»

– Спасибо за поздравление. Конечно, сердечно молиться получается не сразу. Это дар Божий, и он дается, когда человек прошел определенный путь духовной жизни. Самое главное – научиться быть внимательным к словам молитвы, не мечтать, не представлять что-то, а просто молиться с верой, что Господь рядом, что Он слышит и готов исполнить нашу просьбу.

Когда мы с верой ставим себя пред Богом и творим молитву, то молитва со временем совершенствуется, то есть Господь дает нам Свои дары. Но главное в молитве – осознавать свою греховность, видеть свои грехи. Если человек ставит сознание того, что он грешник и нуждается в Божией помощи, в основу своей молитвы, то молитва становится богоугодной, и в знак того, что она принята Богом, Господь дает дар сердечной молитвы. Очень важно достигнуть осознания своей греховности и не гордиться, когда мы что-то получаем, так как мы это получаем не потому, что мы такие хорошие, а потому, что Бог к нам хорошо относится. Это не наше, а Божие. И не надо приписывать это себе: надо всегда все приписывать Богу, осознавать, что все принадлежит Ему. Наши подвиги могут быть большими, но если Господь не даст, мы ничего не получим. Надо смиренно трудиться, а Господь даст нам умную, сердечную молитву тогда, когда сочтет нужным.

Владыка, чувство, когда, как пишет наша телезрительница, «нет сокрушения», является следствием богооставленности?

– Нет, – почему? Мы должны прийти в меру возраста Христова. Когда мы подходим к определенному времени, Господь дает нам сокрушение о грехах, а до этого не дает: если мы получим этот дар преждевременно, мы можем впасть в прелесть, гордость и, как я уже сказал, приписать эти заслуги себе.

Мы должны совершать молитву в простоте своего сердца, без мыслей о своих привилегиях и дарованиях, как молились наши отцы, братья и сестры, например блаженные Ксения, Матрона, преподобные Сергий, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский и другие Оптинские старцы: просто, с глубокой верой в Бога.

То есть всему свое время – и чтобы получить дар сердечной молитвы, нужно потрудиться?

– Да, нужно потрудиться.

Вопрос от телезрительницы: «Я имею духовного отца, но бывает, что я не соглашаюсь с ним. Хотя, как говорили святые отцы, своего духовника надо слушать. Мой духовник утверждает, что если я не спасусь, то не спасется и он. Так ли это?»

– Конечно, духовник отвечает за своих духовных чад, и если он ведет правильную духовную жизнь и учит этому своих духовных детей, это должно привести к спасению и духовника, и его духовных чад.

Есть и другая ситуация: духовник может говорить, учить, но если духовное чадо не слушается и не делает то, что ему говорят, делает по-своему, наоборот, не хочет отрекаться от себя и своей воли, совершает грехи, к которым привык, ответственность за это лежит не на духовнике, а на самом духовном чаде. Но духовный отец все равно переживает, сокрушается сердцем, что не получается привести чадо в меру духовного возрастания, возраста Христова. Конечно, это очень важно. Когда между духовником и духовным чадом есть единство, оба стремятся к спасению, живут соответствующей жизнью, есть надежда, что спасется и духовник, и чадо, которым он духовно руководит.

Насколько духовное чадо должно прислушиваться к советам духовного отца? Они носят рекомендательный характер или должны исполняться в приказном порядке?

– Что касается церковной жизни, искоренения греха, конечно, духовный человек непременно должен быть послушным духовному отцу. Бытовые вопросы (продать или купить дом, идти куда-то или нет) человек волен решать сам, решать, прислушиваться к совету духовника или не прислушиваться. Если духовник о чем-то говорит, что это грех и этого делать не следует, духовный человек должен ответить: «Да, благословите, я буду стараться бороться с этим». То же самое касается наставлений о правильной молитве, если духовник говорит, что нужно направить свое сердце в другую сторону, к Богу. А люди отвечают: «Нет, я так хочу». Видите, какое непослушание. Это очень опасно в вопросах веры, духовной жизни. Здесь нужно полное повиновение. Духовник говорит не от себя, а от Церкви, Святого Евангелия, святых отцов, которые уже прошли свой путь духовной жизни и знают, как вести себя в тех или иных ситуациях. Он старается преподнести духовному чаду эту информацию. Если человек не слушает, он может заблуждаться.

Вопрос от телезрительницы: «Сейчас доступно множество душеспасительных фильмов, передач, книг. Это так захватывает! Душа оживает, но начинаю понимать, что теряю самое главное – молитву без спешки. Иногда могу сидеть у телевизора и смотреть, например, программу «Беседы с батюшкой», зная, что пришло время вечерних молитв. Как оградить себя от потока информации и не забывать о спасении? Получается, что я больше интересуюсь внешней духовной жизнью, нежели внутренней».

– Мы должны искать ответы на вопросы своей души. «Что мне нужно сделать, чтобы я смог спастись?» И если я уже выяснил этот вопрос, то ищу ответ на другие. Вопросы без конца.

Что мне делать после получения ответов на них? Я должен практиковаться в тех или иных духовных упражнениях, которые ведут в Царство Божие, к вечному спасению, то есть во внимательной молитве, добродетелях. Мы смотрим на наших отцов: они посоветовались со своим духовником, каким-то старцем, что нужно делать для спасения, – и придерживаются этого пути, иногда контролируя себя, спрашивая совета у духовного отца.

Но когда человек только спрашивает и ничего не делает, это сидение на одном месте, нет никакого движения к совершенствованию. Посмотрел хорошие передачи по телеканалу «Союз», получил правильное направление в жизни – и надо что-то делать. Когда человек знает, что нужно упражняться во внимательной молитве, конечно, для него приоритетом является это, а не искание, что бы еще от кого-то услышать.

Искание не дает никакого духовного роста. Надо взяться и заниматься духовным деланием, чтобы от силы в силу совершенствоваться, чтобы не получилось так, что человек много знает и считает эти знания совершенством. Это самомнение приносит охлаждение души, духовной жизни. Для чего человек должен получать знания? Чтобы делать. Когда он только что-то знает, но ничего не делает, это очень большое заблуждение. К сожалению, такое есть в нашем современном обществе.

Телезрительница из Тамбова: «Мы Вас очень любим и поздравляем с днем рождения! Примите от нас с четырехлетней внучкой самые искренние пожелания. Мы неоднократно были в Ташкенте, сейчас живем в Тамбове. Мирного неба, душистого хлеба, чистой воды и никакой беды! Мы Вас любим».

– Спасибо, благодарим вас!

Вопрос от телезрителя: «Какие книги Вы бы могли посоветовать тому, кто, начиная путь духовного развития, хотел бы расширить свод знаний чтением соответствующей литературы?»

– Очень хорошо, если есть желание читать духовную литературу. Это нужно делать.

Сейчас большое количество книг. Можно посоветовать читать святых отцов – как Русской Православной Церкви, так и древних, с первых веков христианства до наших дней. Важно читать жития святых (не только для тех, кто начинает духовный путь, а для всех нас). Если мы каждый день будем читать жития святых, это настроит нас на духовную жизнь и укрепит в вере, желании подражать святым угодникам Божиим, которые старались выполнять заповеди Божии, церковно, религиозно жить по воле Божией.

О той или иной книге, которую надо читать в конкретном случае, нужно советоваться непосредственно с духовником, который лучше знает душу человека и какие у него есть проблемы в духовной жизни, что нужно дать для прочтения.

Если вспомнить древних святых отцов, то ключ к ним – святитель Игнатий (Брянчанинов), который открывает нам путь к пониманию их трудов. Есть святитель Тихон Задонский, преподобный Оптинский старец Амвросий и другие старцы: их письма очень современные, они открывают нам пути духовной жизни. Есть к кому обратиться, чтобы духовно себя обогатить.

И надо стараться не только читать, а, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), «читать жизнью, читать своим жизненным опытом», то есть применять знания, полученные от чтения духовной литературы, в личной жизни.

Вопрос от телезрительницы из Раменского: «Нужно ли давать шанс на возвращение в семью моему бывшему мужу, который употреблял наркотики? У нас двое детей. Если я буду запрещать им общаться с отцом, не будет ли это преступлением?»

– Сейчас перед нами стоит большая проблема: много семей распадается, муж и жена не живут вместе, находятся в разводе. Это очень плохо сказывается на воспитании детей. Конечно, когда муж пьет и употребляет наркотики, это не станет для них хорошим примером. Поэтому отцам или матерям, которые употребляют средства, вызывающие привыкание, нужно от них отказаться, так как нужно дать детям правильное воспитание и показать пример добродетельной жизни.

Если муж пришел в себя, осознает свою ошибку и старается больше не употреблять наркотики, то, естественно, нужно дать своим детям возможность общения с отцом. Может быть, они получат от него какое-то духовное воспитание. Дети должны чувствовать, знать и понимать, любить и отца, и мать. Если дети получают воспитание от обоих родителей, это полноценное, а не однобокое воспитание. Дайте отцу возможность участия в воспитании детей, но он должен соответственно вести христианскую, благочестивую, церковную жизнь и показать, что с Божией помощью может бороться со своими страстями и Божией силой побеждать их.

Вопрос от телезрителя: «Считается ли самоубийством смерть от передозировки наркотиками или отравления суррогатным алкоголем?»

– Если смотреть на этот вопрос строго, то и наркотики, и пьянство, и курение – это медленное самоубийство. Человек убивает сам себя, не быстро, постепенно уничтожая свое здоровье, приближаясь к смерти.

Зависимость тоже грех: по слову Божию, мы не должны быть рабами греха и быть привязанными к кому-либо или чему-либо в своей жизни. Мы должны любить только одного Бога. Господь сказал, что если человек любит отца и мать больше Его, то он Его не достоин. Тем более если человек привязан к наркотикам или другим средствам удовлетворения своих страстей, он убивает себя и отдаляет себя от Бога. Нужно больше стараться быть рабом Божиим, нежели рабом греха, потому что если человек становится рабом греха, значит он становится рабом дьявола. Лучше быть рабом Бога, Который дает нам и радость, и утешение, и благословение, и, главное, вечную и блаженную жизнь.

Скажите, а Церковь отпевает таких людей?

– Строго по каноническим правилам, может быть, и не стоило бы. Но люди приходят к нам в таком скорбном состоянии, плачут – и мы иногда идем навстречу, совершаем отпевание. Раньше для воспитания говорили: если будешь пить, курить, совершать еще какие-то грехи, не будешь ходить в церковь, то мы не будем тебя отпевать. Это приводило людей в чувство: не хотелось быть отлученными от Церкви после смерти.

Вопрос от телезрительницы: «Может ли с помощью веры в сердце и молитвы случиться чудо, если врачи сказали больному раком, что шансов на выздоровление нет? Как правильно молиться, чтобы больной пошел на поправку? Как победить рак?»

– У нас есть примеры, когда люди, которые страдали этой болезнью и от которых уже отказались врачи, видя, что все бесполезно, полностью обратились к Богу, просили, слезно молили – и получали исцеление на последней стадии ее развития. Это многих удивляет, в том числе врачей. Конечно, это не значит, что врачи не способны лечить болезни, некомпетентны. Они делали все, что могли, но существуют такие ситуации, когда ничего сделать невозможно: болезнь бывает запущена, человек поздно обращается за исцелением от нее… Но если человек полностью отдает себя Богу и старается жить по воле Божией, каяться в своих грехах (первое, на что мы должны обратить внимание, – наша греховная жизнь) и больше к ним не возвращаться, то Господь, видя наши добрые намерения жить по заповедям, исцеляет и эти болезни.

Я знаю, что у нас в Екатеринбургской епархии есть монастырь Святой Троицы в Тарасково, где находится чудотворный образ Божией Матери «Всецарица». Люди приходят, причем в большом количестве, и исцеляются от раковых заболеваний. Чудотворные иконы «Всецарицы» есть и в других храмах, других епархиях. Люди обращаются к Пресвятой Богородице – и Она слышит наши моления и дает благодатное утешение: исцеление от такого страшного заболевания, как рак. Надежда на исцеление от рака через молитвы как самого болящего, так и окружающих его людей и вера в то, что Господь сможет это сделать, есть.

Владыка, как почувствовать присутствие Божие тем, кто живет в земной суете и даже не вспоминает о Господе?

– Нужно хотя бы молиться утром и вечером. С помощью этого человек обращается к Богу, к вечности. В течение дня тоже надо вспоминать о рае и аде: когда человек делает что-то, он сразу должен оценивать, куда это его приведет: в рай или ад.

Если я вижу, что это грех, – конечно, он приведет к страданиям, причем вечным. Человек должен постоянно себя контролировать и думать, что его действия должны соответствовать его вере: «Если согласно моей вере это не положено, я не буду этого делать!».

Когда человек живет просто так, ради того, чтобы жить, ни о чем не думает, то он совершает много ошибок, а потом говорит: «Вот, опять я натворил дел!» А почему бы не спросить свою христианскую совесть и веру в Бога перед тем, как что-то делать?

Мы должны сознавать себя христианами не только по конкретным датам, но и когда нас спрашивают: «В чем твое христианство? В чем оно выражается?» Христианство должно выражаться в добрых делах: «Вера без дел мертва есть». Дела должны быть христианскими, о которых говорил Христос Спаситель в Евангелии. А когда они противоречат этому, то это не наша вера.

Святейший Патриарх Кирилл в своих проповедях часто говорит: «Мотивацией моих дел должна быть моя вера. Если моя вера говорит, что этого делать не положено, я не буду этого делать, а если вера позволяет, то буду». Такой постоянный контроль означает, что мы настоящие христиане – во всех своих действиях мы никогда не забываем Бога. Человек постоянно общается с Господом, спрашивает Его, правильно или неправильно он что-то делает. А правильное мы ищем и находим в Евангелии и голосе совести, нашем голосе Божием. Если мы живем не по совести, заглушаем ее своими грехами, то мы христиане только по имени, а по делам – нет.

Хорошо, если человек старается жить по совести и по заповедям Божиим. Но вдруг он оступился. Ему нужно отчаиваться или нет?

– Отчаиваться никогда не надо, ведь дано Богом таинство Покаяния. Да, человек оступился, осознает свой грех, идет каяться, зная, что Господь милосерден и простит его, если он будет каяться по-настоящему. Покаяние бывает настоящим, когда человек больше не возвращается к соделанным грехам, особенно к тяжелым: блуду, прелюбодеянию, сребролюбию и так далее. В мелкие грехи мы впадаем постоянно: мы мыслим, чувствуем, видим, осуждаем. И постоянно должны каяться в этих грехах, все время стараться их искоренять, а искореняются они благодатью Христовой.

Вопрос от телезрителя: «Если Бог есть Любовь, то зачем Он дает жизнь, заведомо зная, что люди не спасутся? В мире около трехсот миллионов православных. А остальные погибнут?»

– Все в руках Господа. Это создания Божии, поэтому сейчас мы не можем сказать, кто спасется, а кто не спасется. Исходя из моей практики, можно предположить, что в человеке, очень далеком от Бога, от веры, может что-то измениться. Господь коснулся его души – и он стал совсем другим: настоящим православным христианином. До этого смотришь на него и думаешь: «Не спасется. Смотри, чем он занимается, как себя ведет! Прямо ужасно!» Как говорят, «воплощенный дьявол». А потом Господь потихонечку приводит его к тому, что из грешника он становится таким благочестивым человеком, что душа радуется. Мы не знаем Божиего промысла по отношению к каждому человеку. Нам не нужно отчаиваться, видя, что вокруг нас много неверующих, сомневающихся. В свое время Господь делает так, чтобы человек все-таки пришел к Творцу.

Есть и другая ситуация: существуют люди с таким закоренелым мышлением, что не хотят слушаться Бога. И таких Господь может привести к Себе, остается только сказать: «Да, я хочу и буду стараться жить по воле Божией и признавать Его». Конечно, человеку дана свободная воля, поэтому Господь не насилует, а дарует возможность, шанс на то, чтобы человек стал верующим и благочестивым.

Владыка, вчера у Вас был день рождения. Многие телезрители поздравляли Вас с этим праздником, телеканал «Союз» также присоединяется к поздравлениям и желает Вам долгих лет жизни, здравия и еще многих свершений на церковной ниве.

– Благодарю за поздравления и добрые пожелания. Желаю всем здоровья, крепости душевных и телесных сил, а работников телеканала «Союз» благодарю за труды и свет Христов, который вы несете сердцам многих людей. Спаси Господи!

Расшифровка:
Арсения Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс