Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №37 (838)
Можно ли назвать Вашу семью домашней Церковью?
– Нет, нельзя. Но ее можно назвать храмом. Семья – это, с одной стороны, крепкое, с другой – хрупкое создание. Там постоянно приходится работать всем, и детям в том числе, хотя они, может быть, это отрицают, и, в первую очередь, родителям.
Выстраивание отношений – долгий, каждодневный труд. Уважение и любовь двигают женщину и мужчину навстречу друг другу. Ничто другое их не сможет подвинуть, чтобы поступиться чем-то своим: правами, мыслями, взглядами на жизнь, властью… Чем угодно. Только это может подвинуть двух людей, и происходит взаимопроникновение: один захочет меняться ради другого, и точно так же другой.
Чтобы сохранить эти важные вещи, любовь, нужна ли вера, нужна ли Церковь, нужен ли храм Божий?
– Нужны, многим может помочь в понимании глубинных вопросов семьи.
Вам помогло?
– Я не люблю, когда кто-то копается в моем личном, поэтому у меня никогда не было психолога, когда я занимался спортом, не было такого, чтобы психолог разбирал глубинные мои мысли и еще в момент кому-то их поведал. Я считаю, это может происходить на Исповеди, больше нигде. А еще ты можешь поведать самое сокровенное любимому человеку, только будучи уверен, что он в состоянии понять. Если он в состоянии разболтать, и вы об этом подозреваете, то ему не расскажете, а если он еще и не понимает, то никакого смысла ему об этом говорить нет.
Я не рисую идеальную схему. Есть вещи, которые я никогда не скажу жене, есть вещи, которые и она мне никогда не скажет, и, наверное, будет права, и я буду прав, и это сохранит все то, над чем мы работали последние 16 лет. Но таких тем – раз-два, и обчелся.
А на Исповеди ты можешь говорить все, но это очень тяжело. Мне лично это очень тяжело, я не могу сказать, что я бываю в таком состоянии часто, и не так много людей, которым я могу рассказать… Я все равно батюшку воспринимаю, в первую очередь, как служителя на земле, который избрал свой крест, свой обет, и иногда, если он по-настоящему знает свое дело (я, конечно, упрощаю), он способен вам помочь разобраться во всем.
Вам помогали такие батюшки?
– Отпускали грехи, и это очень большая помощь.
Конечно. Духовник у Вас есть?
– Я до сих пор не определился, с кем бы мог по жизни идти как с духовником.
Когда Вы поняли, что хотите быть верующим?
– Сначала было просто желание, дань моде, наверное. Было четкое желание креститься, но еще не знал, почему.
Сколько Вам лет было?
– Двадцать.
То есть уже взрослым.
– Наверное, в то время на меня оказало влияние чтение исторических книг, особенно по истории России. А история Православия настолько неразрывно связана с русской государственностью, что именно Православию Россия должна быть благодарна своим устройством, своими границами.
То есть через историю России Вы фактически пришли к пониманию, что история России есть история Православия.
– Вот здесь мы плавно переходим к тому, чем мы отличаемся. Ведь за границей много христиан, чуть по-другому себя называющих, но осеняющих себя крестом. Да, немного по-другому трактующих или понимающих Священное Писание. Но есть принципиальное отличие, и оно всегда было, с момента, когда Византийская империя уже почила в Бозе, после того, как князь Владимир Красное Солнышко свой народ вывел и крестил прямо в Днепре, Православие пошло по Руси. С того момента сюда примешивается нечто, может быть, рациональная черта нашего характера, почему подошло именно Православие. Нас очень много ругают за то, что в нашей церкви очень много позолоты, камней. Мы называем это благолепием, а они говорят – роскошь. На что мы справедливо отвечаем, что зачастую приносим последнее, чтобы отметить свое отношение к Богу. А понимание тех, кто критикует это отношение, сводится к тому, что неплохо бы эту роскошь обратить себе во благо. Вот в этом большое отличие нашего характера и вообще отношения к вере, его еще называют соборностью – жить не для себя, а для других.
Вы все это поняли, читая книги по истории России, в частности, Карамзина?
– Да, это все оттуда, везде это сквозит, никуда от этого не денешься. И уже тогда, когда я заинтересовался и начал читать относительно уже Православия, я понял, что «вот оно – все уже давно придумано!». Наверное, подсознательно моя душа искала этого и нашла.
Это как в спорте. Ты не можешь сразу быть чемпионом, а приобретаешь навыки на протяжении многих лет, учишься и становишься им, если ты этого очень хочешь. Так же и с верой. Она усиливается по мере того, как ты ее узнаешь ближе и изнутри. Я потерял 20 лет – я же родился в другом государстве, где считалось чуть ли не неприличным ходить в церковь. Мой отец крещен был в детстве, но воспитывался в Советском Союзе, и это Крещение, скорее, тайным было, чем явным. Потому что крестик нательный висел у нас на трельяже, медный, позеленевший, – отец его не носил. Я все никак не мог понять, что же он там все время висит. Потом он уже его носил, мама крестилась в то же время, что и я, но я об этом не знал, мы это сделали параллельно.
Вы крестились в Санкт-Петербурге?
– Да, в Троицком соборе; у меня крестная есть – она говорит: «Надо тебе креститься, ты уже готов, пойдем». И пошли, батюшка окрестил. Это произошло, может быть, несколько более буднично, чем у младенцев. Они же об этом не помнят, помнят душа, ангел, который за ними присматривает. А человек уже во взрослом возрасте задает какие-то вопросы: а когда, а что, а почему? Но это происходит позже гораздо. Мои дети не задаются этими вопросами, они все крещеные и в церковь ходят, и в воскресную школу, не могу сказать, что постоянно, нередко надо куда-то уезжать, но Гриша и Ира не понаслышке знают, что такое воскресная школа: «Ой, поеду я к батюшке сегодня в воскресную школу!» – все, отвез, оставил их там на несколько часов, они посидели, порисовали, пообщались с детьми, прекрасно провели время.
А я понимаю, что на подсознании они воспринимают православный код, код веры. И осеняют себя крестом с удовольствием, хотя раньше им казалось это забавным, а сейчас уже осознанно ставят свечки, знают иконы. Знают Казанскую икону Божией Матери, которая хранит нашу семью, Николая Чудотворца, Александра Невского, хранителя Санкт-Петербурга, естественно, икону Троицы, Спасителя. (Продолжение следует)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.