Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (838) → Храм в Гончарной слободе

Храм в Гончарной слободе

№37 (838) / 6 октября ‘15

Святыни Москвы

История храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах началась в XVI веке, когда огнеопасное гончарное производство перевели за городскую черту, за реку Яузу. Первым делом на новом месте гончары построили деревянный храм. Как только немного обжились, в 1654 году заменили его каменным. В 1702 году к церкви пристроили придел Святителя Тихона Амафунтского и тогда же расширили трапезную часть храма.

Знаменитый мастер изразцовых дел Степан Полубес, который жил, как и все его московские коллеги, в Гончарной слободе, украсил фасады и ограду своего приходского храма разноцветными изразцами, на которых изображены райские цветы, фрукты, птицы, кресты. Маленькую главку над вновь построенным южным приделом он украсил изображениями четырех евангелистов, каждая фигура составлена из трех крупных квадратных изразцов. Цилиндр главы тоже покрыт изразцами с изображениями цветов.

Ныне существующая трехъярусная колокольня построена в середине XVIII века в стиле барокко.

Храм с давних пор славился своей чудотворной иконой Божией Матери «Троеручица». Чтобы люди в любое время, в том числе и ночью, могли попросить Царицу Небесную о заступничестве, копию прославленной иконы разместили в отдельном киоте на стене храма, а прославленный чудесами образ Богородицы находится на почетном месте в его центре. К нему непрерывным ручейком вот уже почти 300 лет со всех уголков Москвы приходят люди, чтобы открыть Божией Матери свои сердца, рассказать о бедах, тревогах и радостях, попросить вразумления и помощи в самых различных делах.

Архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах: – Она благословляет нас, а мы, по мере своих скромных возможностей, молимся перед Ней. В нашем храме есть традиция совершать каждую пятницу акафист перед этой иконой. На нем присутствует всегда много людей. Конечно, личная молитва, личное чтение акафиста радуют и укрепляют нас, но соборная молитва перед иконой Пресвятой Богородицы еще более значима. Как Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, Я среди них. А где двое или трое собраны во Имя Господне и перед чудотворной иконой Божией Матери, Она молится за нас, грешников.

Икона получила свое название в память исцеления Пресвятой Богородицей отсеченной руки святого Иоанна Дамаскина. Известный философ и богослов, он активно выступал против иконоборческой ереси, за что был оклеветан византийским императором-еретиком Львом III Исавром перед сирийским халифом. Святому отрубили кисть руки. Через несколько дней преподобный Иоанн, который до этого был министром, упросил халифа, чтобы ему отдали отрубленную кисть, и молился Пресвятой Богородице. Она услышала мольбы Своего верного раба – отрубленная часть руки приросла. В благодарность преподобный Иоанн изготовил серебряную кисть и повесил ее на икону. С тех пор этот образ Пресвятой Богородицы всегда пишется с тремя руками.

Икона, перед которой молился святой Иоанн Дамаскин, находится в Сербском Хиландарском монастыре на Афоне. В 1661 году с нее был сделан список и прислан в дар Патриарху Никону, а он установил ее в Новоиерусалимском монастыре. В 1716 году с этого списка был сделан список, с тех пор пребывающий в храме Успения Божией Матери в Гончарах.

Многие считают, что именно благодаря заступничеству этой святыни Успенский храм не закрывался даже в самые тяжелые периоды русской истории и сохранил все свои колокола.

В 1812 году пожар уничтожил всю Гончарную слободу. Храм был разграблен, пострадал при пожаре, но выстоял.

Архимандрит Феоктист (Димитров): – Пожар 1812 года коснулся только крыши, а весь храм не пострадал. Иконостас сохранился, иконы сохранились, в том числе и главная святыня нашего храма – чудотворная икона Троеручица.

К 1836 году храм восстановили и частично перестроили. Сохранившаяся до нашего времени ограда была построена в начале XIX века, оформление интерьера выполнено в конце XIX столетия. Образцом стали росписи Владимирского собора в Киеве, выполненные Виктором Васнецовым. На потолке в трапезной – знаменитый образ Богородицы, называемый в народе Васнецовской Богоматерью. В притворе храма, у кануна, тоже копия васнецовской картины «Положение во гроб». Но не вся живопись – копии работ Васнецова, есть и уникальные работы. Например, трогательная настенная икона «Рождество Христово». Иконостас оформлен в стиле XVII века, в нем сохранились замечательные иконы XVII–XVIII веков – храмовая икона «Успение Божией Матери», образ Христа Спасителя.

Маленький придел освящен в честь Святителя Тихона Амафунтского. Святитель Тихон родился на острове Кипр в благочестивой христианской семье в середине IV века. Дар чудотворения появился у него еще в юношеском возрасте. Его отец, пекарь, посылал сына продавать хлеб, но святой отрок раздавал беднякам хлеб даром. Узнав об этом, отец разгневался, но сын ответил, что читал в святых книгах, что дающий Богу сторицею приимет. «Я же,– говорил юноша,– даю Богу хлеб взаймы. Если не веришь, то пойдем в житницу, и там ты сам увидишь, как Бог отдает долг заимодавцам Своим». Они пошли в житницу, и отец с изумлением увидел, что хранилища переполнены. С тех пор отец не препятствовал отроку раздавать нищим хлеб. Благочестивого юношу приняли в церковный клир, поставили чтецом, а затем диаконом. После смерти епископа святой Тихон по общему желанию был избран во епископа Амафунтского.

Святой Тихон трудился над искоренением остатков язычества на Кипре, уничтожал идольские капища и насаждал христианскую веру. Он предвидел время своей кончины, которая последовала в 425 году. За многие чудеса, сотворенные им не только при жизни, но и после смерти, святой Тихон назван чудотворцем.

Недавно была закончена реставрация обоих иконостасов храма и икон. Поскольку храм никогда не закрывался, в нем сохранились такие иконы, без которых благочестивые москвичи не представляли себе церковь. Святой мученик Иоанн Воин хранит дом от грабителей и пожаров, его образ был в каждом храме. Священномученик Антипа Пергамский спасает от зубной боли, очень важно было иметь в храме такой образ, поскольку стоматология вплоть до XX века была в плачевном состоянии. Святого великомученика Георгия Победоносца, покровителя воинов, земледельцев, пастухов всегда почитали на Руси. Без образа святителя Николая Чудотворца немыслим ни один русский храм. Казанская икона Богородицы почитается как чудотворная в этом храме.

Архимандрит Феоктист (Димитров): – В нашем храме есть маленький мощевик с частичками мощей святых угодников Божиих, есть киот с образами всех Болгарских святых, в подвиге просиявших, начиная со святителя Михаила, крестителя Болгарии, есть иконы целителя Пантелеимона, всех святых, святителя Николая, мученика Трифона, у которой просят помощи в работе, но самая главная святыня – Троеручная икона Божией Матери.

Одним из настоятелей храма был священник Николай Александрович Соколов, почивший в 1911 году. Его дочь Мария Николаевна Соколова стала знаменитым иконописцем и реставратором, приняла постриг с именем Иулиании. Она была духовной дочерью святого праведного Алексия Мечева, а затем его сына священномученика Сергия.

В 1922 году храм пережил изъятие церковных ценнстей, но не был закрыт, здесь продолжалась богослужебная жизнь. Угроза над храмом нависла уже после войны, когда стали строить станцию метро «Таганская». Под этим предлогом вполне могли снести небольшой древний храм. Но, по преданию, помогла женская хитрость – жена высокопоставленного болгарского дипломата, жившая в доме по соседству, придумала способ спасти храм.

Архимандрит Феоктист (Димитров): – Пригласили Сталина на чай, и она предложила ему отдать этот храм для подворья Болгарской Православной Церкви, так как муж ее присутствует в дипломатической миссии в Болгарии. И при содействии церковной власти этот храм стал подворьем Болгарской Православной церкви и функционирует как подворье уже 65 лет.

В 1948 году, по взаимной договоренности Болгарской и Русской Православных Церквей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I благословил устроить в этом храме подворье Болгарской Православной Церкви в Москве.

Архимандрит Феоктист (Димитров): – Подворье оказывает содействие русским паломникам при поездке в Болгарию. Мы даем информацию, где можно остановиться, разъясняем, как оформить документы в Болгарию, прикоснуться к святыням Болгарской Православной Церкви.

Богослужения в храме совершаются ежедневно. В будни с 8 часов начинается Божественная литургия, в 17 часов – вечерня с утреней. В субботу, воскресенье, большие праздники всегда богослужение начинается в 9 часов. Каждую пятницу в 17 часов – акафист перед чудотворной иконой Божией Матери «Троеручица». Храм находится вблизи от станции метро «Таганская-кольцевая», адрес – Гончарная, 29.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс