Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (836) → Протоиерей Константин Пархоменко: Притчи Христовы в свете современных знаний

Протоиерей Константин Пархоменко: Притчи Христовы в свете современных знаний

№35 (836) / 15 сентября ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №34 (835)

Теперь о дороге из Иерусалима в Иерихон. В Иерихоне, как известно, жили священники, священнические семьи. И они по очереди каждую неделю служили в иерусалимском храме, они ходили из Иерихона в Иерусалим и возвращались из Иерусалима в Иерихон. Эту дорогу даже в Средние века называли «Кровавой дорогой» или «Красной» – там есть ущелья и большие камни, на этой дороге всегда прятались разбойники. И много раз власть иудейская, потом римская пыталась навести порядок на этой дороге, но разбойники все равно были. Поэтому люди обычно ходили по этой дороге караванами, чтобы отразить нападение разбойников.

Здесь показана крайняя степень спешки, люди спешат – мы не знаем, почему они спешили, но такие случаи бывали. Первым спешит незадачливый еврей, которого избили разбойники, следом спешит священник. Почему спешит священник? Священник (специально Христос сказал) идет из Иерусалима в Иерихон. Если бы священник шел из Иерихона в Иерусалим, то он бы не имел права даже подойти к окровавленному человеку, потому что, может быть, человека легко поранили, может быть, он еще не при смерти. Даже нарушая еврейские представления о чистоте и нечистоте, даже опасаясь запачкаться кровью и стать нечистым, можно было бы подойти и оказать ему помощь. А вдруг его просто чуть-чуть поранили? Отлежится. А священник, если он идет на службу и прикоснется к окровавленному человеку, уже совершать службу не может, нарушается порядок в храме. Священник не явится на службу, он должен возвращаться домой, очистительные молитвы читать.

Поэтому для слушателей Христа было очень важно, что священник и левит идут не из Иерихона в Иерусалим, а возвращаются со своей череды. Почему они спешат? Вероятно, они, отслужив череду, накупили подарков и просто-напросто возвращаются к своей семье: к детям, любимой жене, матери, отцу. Возвращаются, чтобы поделиться гостинцами. Они не имеют права пройти мимо окровавленного человека, но они это делают. У нас сказано: «И прошел мимо». Неверный перевод. В оригинале – «перебежал на другую сторону улицы», то есть на другую сторону дороги. Сначала священник перебежал на другую сторону дороги, потом левит. Они могут прикоснуться к окровавленному, им нечего бояться, но они тем не менее не откликаются на беду. Откликается самарянин, который дает два динария (суточный постой в гостинице времен Иисуса Христа стоил 1\8 динария – он платит за 16 дней пребывания человека в больнице и говорит: если надо, я еще больше дам, тратьте, не стесняйтесь).

«Кто здесь ближний?» – задает вопрос Иисус Христос. Интересно, что книжник отвечает: оказавший милость. Он не сказал – «самарянин». Его уста еще не произнесли это слово, слишком народ был не готов. «Оказавший ему милость». Христос говорит: «Да. Иди и поступай так же». Эта притча говорит о том, кто такой ближний, – любой человек, оказавшийся рядом. Евреи ограничивали круг ближних числом своего народа, то есть соплеменниками, единоверцами. Нет, говорит Иисус, ближний – это любой человек, оказавшийся, по Промыслу Божию, рядом.

У этой притчи еще много иных граней, как и у других притч, о каждой притче можно целую книжку написать. Это очень интересно. И притчи, которые рассказывал Христос, естественно, люди запомнили, они их пересказывали, они думали над ними: можно было новые и новые уровни смыслов открывать в этих притчах.

Есть еще притча о Лазаре – это, как я понимаю, единственная притча, в которой есть имя. Почему же в других притчах нет имен?

– Да, так как притча – это маленький придуманный рассказ, придуманная история, никогда ни у какого героя нет имени. Из 40 евангельских притч только в одной появляется имя. Это имя – Лазарь. На самом деле интересно, почему же в этой единственной притче оно есть. Некоторые говорят: «Есть богач и Лазарь. Имя богача, который весь из себя, одевался в порфиру и виссон, принципиально не указано, а имя бедняка, который в лохмотьях лежал, – указано. Этим самым подчеркивается величина подвига Лазаря и ничтожество богача» – может быть, может быть... А возможен и другой смысл – в том, что Лазарь, как нам известно, был нарицательной фигурой многих еврейских историй, многих анекдотов, как, например, Ходжа Насреддин в Персии.

И Христос, рассказывая эту притчу, тоже включает в нее некого Лазаря, и люди говорят: «О, еще одна притча, еще одна история про известного всем Лазаря». Может быть, поэтому. Но, скорее всего, потому, что имя Лазарь в переводе с древнееврейского означает «Бог помогает». Бог помогает, когда нет надежды на человека: в случае Лазаря никакой надежды не было – здесь произошло чудо. Бог всю правду установил, Бог расставил все по своим местам: виноватых наказал, праведных возвысил.

Кстати, многие думают, что грех богача состоит в том, что он пиршествовал. Нет, абсолютно нет. С еврейской точки зрения, если тебе Бог дал денег – значит, ты заслужил деньги. Пируй, радуйся. Есть у тебя возможность купить целый пароход, яхту – покупай. И так далее. Быть богатым и подчеркивать свое богатство – это признак доблести с еврейской точки зрения. Поэтому в том, что этот богач одевался в роскошнейшие одежды и пиршествовал блистательно, со многими светильниками, а потом кидал собакам крошки и кости – в этом нет ничего плохого.

Проблема богача в том, что он, все имея, не делился с нуждающимися – ты сам можешь все брать от жизни, имея большой доход, но ты не должен игнорировать нуждающихся, кого Бог посылает. Вот что за грех, вот за что он попал в ад, муки. Эта притча не только о том, что, если ты терпеливо и смиренно, как Лазарь, все переносишь, Бог все расставит на свои места, но еще и о том, что ты можешь все иметь – и слава Богу, если ты все имеешь и можешь себе многое позволить, но ты не должен забывать «малых сих», нуждающихся, тех, кто рядом. Иначе тогда твое богатство послужит твоему осуждению.

И последнее про эту притчу (я просто очень люблю ее). Заканчивается она замечательно. Богач мучающийся говорит Аврааму: «Отче Аврааме, пошли кого-нибудь ко мне домой, к братьям моим, предупредить, чтобы те не пришли на место такого мучения». Братья так же живут, так же гуляют – может, у них отцовское имение или какой-то хороший бизнес. На что Авраам говорит: «У них есть Моисей и пророки – пусть их послушают». То есть никакого другого знака он не даст, достаточно Писания, которое всему учит. Когда современный человек говорит (если транспонировать в современную плоскость): «Мы не знаем, как жить, как строить жизнь», можно сказать так: «Дано Священное Писание, дано учение Церкви. Не ждите для себя какого-то особого знака, особого разъяснения от Бога. Все дано».

Как Вы считаете, все ли притчи, которые произносил Господь, попали в Писание?

– Вообще евангелисты, как пчелки, залетая на один цветочек, на другой, очень кропотливо отовсюду собирали притчи. И в этом отношении можно сказать, что, наверно, все, что народом запомнилось, на 90–95% попало в Евангелие. Но все-таки есть и так называемые аграфы – не записанные, не попавшие в Евангелие, но подлинные высказывания Иисуса Христа. На сегодняшний день библеисты говорят, что есть несколько десятков таких интереснейших высказываний, которые с долей вероятности в 90% можно отнести ко Христу, потому что сегодня филология, лингвистика очень развиты, можно провести языковой, языковедческий анализ какого-то высказывания, выражения и определить, насколько оно подходит человеку. Речь Христа очень яркая, у Христа использованы определенные падежные окончания, определенные суффиксы, есть своеобразное построение фразы. Поэтому можно сказать, что речь Христа более точно передается у Матфея, Марка и Луки, а не у Иоанна–он фантазирует, чуть-чуть разбавляет речь Христа своими размышлениями, насыщает ее богословием; сегодня это легко установить. Внимательное исследование древних памятников, до нас дошедших, относящихся к I–III векам христианства, позволило ученым сказать, что есть несколько высказываний, которые действительно могут принадлежать Иисусу Христу. Но аграфы – отдельная интересная тема.

Есть ли какая-нибудь притча, которая не вошла в Новый Завет? Скорее всего, есть. Может быть, их несколько, но я расскажу об одной. Есть такое Евангелие, его нашли еще в XIX веке, в XX веке была проведена очень большая текстологическая работа, которая подтвердила его древность. Это Евангелие от Фомы. Понятно, что никакому Фоме оно не принадлежало. Евангелие просто подписано именем одного из учеников Христовых, одного из апостолов. Так как там есть еретические мысли, то, когда его нашли, сказали: это просто гностическое еретическое Евангелие, которое в III веке испортили гностики – да, действительно, дошедшее до нас Евангелие III века очень сильно попорчено гностиками, еретиками.

Но, с учетом современных данных и знаний, удалось провести литературоведческую экспертизу, которая показала, что там есть слои древнее, чем гностические. В основу этого Евангелия положены более древние материалы, чем гностический текст – гностики просто взяли текст и наполнили его своими бредовыми еретическими размышлениями, но это не значит, что весь текст абсолютно еретический: там найдены некоторые высказывания Иисуса Христа, которые являют нам даже более древнюю форму, чем та, которую мы встречаем в Евангелиях, и более верную. Потому что в Евангелиях мы встречаем какое-то высказывание Христа, не совсем для Него характерное, и встречаем похожее высказывание у Фомы, абсолютно точно (с точки зрения лексики) принадлежащее Христу. Хотя там, может быть, только переставлены слова. Таких моментов много.

В частности, там есть очень интересная притча. Она идет в связке с другой притчей, которую мы все знаем. Значит и евангелисты знали про эту вторую притчу, но ее почему-то опустили. Почему?

Сначала о второй притче, которая все-таки попала в наш текст. Христос говорит в ней, что всякий человек, который отправляется на войну, сначала сосчитает, сколько у него войска, чтобы не пойти с малым войском и не быть разбитым наголову. Эта притча о том, что когда мы «отправляемся в христианство», когда мы становимся христианами, мы должны понимать, какая это опасная экспедиция, какой сложный и невероятно головокружительный и трудный путь. И мы должны рассчитать свои силы, мы должны запастись силами.

Была еще и вторая притча-продолжение, которая попала в Евангелие от Фомы. Христос говорит: «Как разбойник перед тем, как отправиться на убийство, берет нож и вонзает его в стену, чтобы проверить крепость своей руки, насколько он сможет его вонзить в стену, так же и вы должны проверить себя». Вот эту вторую притчу наши евангелисты бросили, не стали ее употреблять. Но по всем формальным признакам это притча Иисуса Христа. Она, согласитесь, очень жесткая, поэтому ее опустили. В Евангелии от Фомы она осталась, а в наши вошла только первая часть: «Любой человек, который собирается на войну, должен посчитать, сколько у него войска».

Евангелие ведь ничего не потеряло от того, что что-то в Него не вошло.

– Конечно; мы знаем, что Церковь – это сообщество людей, живущих в Духе Святом. И даже если на секунду представить, что все библейские тексты исчезли, что вдруг явился бы какой-то тоталитарный человек, который бы все сжег, стер файлы и так далее, то все равно того внутреннего духовного опыта, знаний, которые есть в Церкви, хватило бы, чтобы человеку спасительно жить даже без Писания. Но все равно это важно, раз оно у нас есть, согласитесь.

Одна девушка мне как-то говорит: «Отец Константин, Вы так часто на проповедях, в своих беседах, лекциях говорите о Писании, но ведь это настолько абстрактно. Вот святая вода, просфоры, служба Божия – это реальное». Я говорю: «Вы знаете, Писание – это источник. Сегодня христианство – это полноводная река, причем не всегда река чистая, есть и мутные грязевые потоки, она мусор несет, приобретенный Церковью на протяжении двух наших тысячелетий». Не будем греха таить, есть у нас недостатки в Церкви, глупости, надо сказать, встречаются в жизни или обычаях. Но Евангелие – это исток, чистый родник, это очень важно. Что точно имел в виду Иисус Христос, говоря ту или иную фразу? Что имели в виду евангелисты? Благодаря этому мы можем современное учение оценивать: а не искажаем ли мы Учение Самого Иисуса Христа или апостолов? Потому что грош цена такому христианству, если в нем ничего нет от Учения Христа и апостолов.

Время наше очень скоротечно, но хотелось бы еще спросить Вас о притче о виноградарях.

– Я перескажу ее в двух словах. Некий богатый человек образовал огромное поле: купил его, обустроил виноградник на этом поле, выкопал точило, возвел башню (значит, поле было действительно огромным: с башни можно было обозревать окрестности, чтобы воры не перелезали, не подкапывали, не крали и так далее; башни были только в огромных виноградниках). Он нанял работников. Через какое-то время он посылает слуг, чтобы они получили отчет и деньги от этих людей. Они этих слуг избивают. Следующих посылает. Они и из этих слуг кого побили, кого и убили даже. Наконец хозяин говорит: «Может быть, я сына своего пошлю? Может, сына моего постыдятся?» Посылает сына. Виноградари и его убивают.

С точки зрения нашего закона, нашего менталитета это очень странно. Неужели непонятно: людей наняли на работу, все равно справедливость восторжествует – тут же придет какое-то войско, тут же их всех посадят или даже убьют. Как можно так нагло и безоглядно поступать, если вас наняли? Ученые ломали голову. Ведь понятно, что все притчи Иисуса Христа опираются на подлинный исторический материал. Значит, Христос ничего не фантазирует в притчах, не придумывает какие-то реалии, незнакомые древним людям. Иначе древние люди просто не стали бы слушать. Людям было важно, чтобы была какая-то зарисовка, касающаяся их жизненной ситуации, и богословие туда вмещено.

Ученые много над этим думали, много анализировали. В частности, исследовали документы, касающиеся сельского хозяйства, которые были найдены при раскопках. Оказалось, что на Востоке во времена Христа владельцем поля или виноградника юридически мог считаться один человек, а формально быть другой, формально мог быть работник – тот, кто обрабатывает эту землю, уже имеет некоторые права на нее.

Понятно, что юридически есть начальник, он может что-то потребовать, но если люди наглые, если они не хотят подчиняться, они могут подкупить местных судей, местных чиновников (тем более что поле огромное), суды тянутся годами и десятилетиями, правды не сыскать. И запросто они могли упереться и не отдавать это поле – они его, так сказать, «прихватизировали» и совершенно не собирались ни с кем делить. Возникает вопрос: почему они так поступают с сыном? Ладно, этих они побили, кого-то и убили, но, наконец, хозяин посылает сына. Они говорят: убьем сына и завладеем полем. Но разве тут справедливость не будет восстановлена?

Дело в том, что это сегодня сел в машину – и куда-то приехал, а в древности так просто невозможно было преодолеть большие расстояния. Может быть, хозяин вообще жил за границей. Хозяева очень редко посещали свои отдаленные поля, угодья. И обязательно нужно было твое личное присутствие, чтобы вступить в права наследства. Видя сына, который к ним едет, они думают, что старый хозяин помер, против которого уже, может быть, много лет устраивали все это, – а сын едет вступать в права наследства: если сейчас его убить и подкупить судей, «никем это не вскроется, поле будет навсегда наше». То есть идет такая крупная игра, можно сказать. И почему они так поступают? Это, конечно, вопиющая наглость.

А в чем смысл этой притчи? Кто эти наглые виноградари, которые, как я уже сказал, «прихватизировали» поле? Поле – это еврейский народ. Вожди, наставники иудейского народа, все эти старейшины, книжники, фарисеи и саддукеи – это и есть те наглые, злые виноградари. Бог дал им народ, чтобы они его правильно воспитывали, чтобы формировали у народа правильные представления, привели народ к нравственному совершенствованию, а они просто не пасли, а стригли этот народ. И когда Христос приходит взыскать правду, они думают: дай-ка мы Христа убьем – и будем дальше продолжать править, и веселиться, и пировать в этом винограднике Божием. Конечно, Христос заканчивает притчу словами: «Как поступит хозяин? Самым беспощадным образом: сожжет этих людей. Наймет войско, войско придет, и эти люди как убийцы будут жестоко казнены». Поэтому те, кто думает, что они могут прожить без Бога или обмануть Бога, глубоко ошибаются. Опять же, внимательное исследование документов того времени, найденных в последнее время, позволило нам лучше понять смысл этой притчи.

Насколько полезно чтение притч без научного комментария?

– Оно приносит пользу, конечно. Если есть возможность учитывать какие-то современные исследования, то я это рекомендую делать. Это даже интересно, ведь святые отцы нашли в тех же притчах очень много уровней смыслов. И святоотеческого комментария абсолютно достаточно, чтобы представлять, о чем говорят притчи, и таким образом продвигаться к спасению.

Мы говорим, что очень важны все эти библейские исследования, но мы не должны забывать: если бы они были настолько принципиально важны, то никакое спасение не было бы возможно, пока библеист не поставит последнюю точку в каких-то вопросах.

Библейские исследования идут столетиями, тысячелетиями, впереди еще много интересных находок и исследований, а люди все равно на протяжении всех веков спасаются, восходят в Царство Божие или его лишаются, поэтому не нужно переоценивать важность библейских исследований. Но тем не менее что-то они позволяют нам понять глубже, посмотреть с другого ракурса, хотя того, что говорит нам Церковь, того, что говорят святые отцы, абсолютно достаточно для спасения.

Батюшка, может быть, кому-то интересно, где найти эти исследования?

– Сложно сказать – сейчас выпускается очень много книг. Есть книга американского ученого Снодграсса «Полный путеводитель по притчам Христовым» – тысяча страниц, вышла в прошлом году, кто хочет, может ее купить. Это одна из последних. В чем-то со Снодграссом можно поспорить, а есть и хорошие вещи, но вообще книг, исследований по библеистике много. И кто интересуется, может их найти. Я могу порекомендовать книги московского издательства Библейско-богословского института имени святого апостола Андрея Первозванного. Это православный богословский институт, который занимается выпуском хорошей, качественной литературы по библеистике, библейским исследованиям.

Может быть, расскажете в завершение еще что-нибудь интересное?

– О юморе, но и о смысле в притчах... О притчах можно говорить бесконечно. Часть притч – о любви Бога к человеку, часть притч – о том, что такое Царство Божие: это время правления Бога. А Христос говорит о том, что Царство Божие мы должны взыскать. И это самое большое сокровище, какое себе только можно представить. Христос говорит, что Царство Божие подобно некой жемчужине, найдя которую человек, купец, продает всю свою коллекцию жемчужин – и покупает одну-единственную. Были такие коллекционеры, которые ездили и собирали жемчуг на рынках, на базарах, в лавках разных приценивались. И вот эта притча – о том, что человек находит где-то самую многоценную жемчужину. Чтобы ее получить, ему нужно продать абсолютно все. И он абсолютно все продает, чтобы этой одной жемчужиной завладеть. Вот как велика важность Царства Божия.

«Царство Небесное подобно сокровищу, сокрытому в поле». Некий человек, работая на поле, это сокровище нашел, он это сокровище скрыл (дело в том, что в древности сокровище принадлежало не тому, кто нашел его, как сегодня по закону, а тому, на чьей территории оно было найдено). И вот этот человек продает все, что имел, влезает в долги, но покупает это поле и откапывает это сокровище. Кто-то скажет: но человек же непорядочно поступил, нечестно. В русских сказках главным героем часто оказывается Иван-дурак, хитроватый, простой, но тем не менее себе на уме, которому палец в рот не клади, – смекалистый русский мужичок. Вот так же и в еврейских притчах очень часто героем был находчивый, остроумный и смелый человек, который пусть и нечестным путем, но приобретает это сокровище и обладает им. Так же и мы должны предпочесть Царство Божие, Царство Небесное всему, что предлагает нам мир.

Расшифровка:
Арсения Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс