Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №32 (833)
Телезрительница из Твери задает вопрос: «Нужно ли крестить младенцев? Читала, что в первые века христианства детей не крестили, а крестить их стали уже в более позднее время. А как считаете Вы?»
– Какой-то категоричной формулы здесь нет. В жизни бывает порой и самое непредвиденное, так что никто из нас не знает, что может случиться с младенцем. Нам известно, что многие люди не доживают до совершеннолетия и очень часто дети умирают или погибают. Поэтому такая церковная практика – крестить младенцев – у нас укоренилась очень давно, и она нисколько не противоречит христианскому вероучению.
Хочу обратить внимание: мы, конечно, прекрасно понимаем, что взрослый человек воспринимает таинство Крещения по-особому, осознанно. Я знаю многих взрослых людей, которые рассказывали о своих переживаниях, о том, что происходило с ними во время Крещения. Удивительно! Лично я (и те, кого крестили в детстве) не помню тех ощущений, а взрослый человек испытывает особые чувства во время таинства Крещения, которые у него сохраняются в памяти. Надо сказать, что Церковь, принимая и осознавая все это, учредила восприемничество, поэтому взрослые люди, которые становятся восприемниками у младенца, отвечают за него перед священником, несут ответственность за ребенка в последующее время и помогают родителям воспитывать его в духе православного вероучения.
Телезрительницу волнует такой вопрос: «В жизни сделала много абортов, каялась в этом, но прощен ли грех? Как отмолить душу?»
– Вы знаете, это касается не только абортов, но и любых других наших прегрешений, в которых мы уже каялись и исповедовались. Надо сказать, что если существует такая практика и если мы принесли покаяние, священник прочитал над нами разрешительную молитву, то мы должны верить, что Господь нам простит это. Необходимо свою жизнь выстраивать так, чтобы не повторять эти грехи, проступки. Если мы не будем их повторять, то, верьте, что Господь нам их простит. А если мы повторяем, то надо снова каяться, опять исправляться, стремиться к исправлению. Что ж делать? Слабые мы люди! Но в этом, видимо, и заключается глубочайший смысл Божественного Промысла по отношению к человеку: он должен понимать, насколько он немощен и слаб, и, осознавая это, должен обращаться к Богу и просить: «Господи, спаси меня и помоги!» И Господь будет подавать все самое необходимое для спасения нашей души.
Житель Беларуси спрашивает: «Могут ли простые люди увидеть ангелов?»
– Теоретически, конечно, могут, но вот как свидетельствует история нашей Церкви, не все готовы к этой встрече. Вспомните, как Матерь Божия отреагировала, когда к Ней в Назарет пришел Архангел Гавриил. Она только удивилась, но не испугалась. Божия Матерь настолько была чиста, свята, что Она просто подумала: «Что бы это значило, что ко Мне явился ангел?» А он принес Ей благую весть. У Девы Марии было удивительное состояние духа! Слушая, читая Священное Писание, Она понимала, что должен прийти Спаситель мира, и искренне говорила: «Я готова быть служанкой у той, кто родит Сына Божия!» Служанкой, последней служанкой Она готова была быть! Вот какое смирение! И вдруг Ей Архангел благовествует, что у Нее родится Сын Божий. Конечно, для Нее здесь были и восторг, и удивление.
Обратите внимание на то, как пророк Захария отреагировал на явление к нему ангела. Когда он совершал свою череду, вошел во святая святых с кадильницей и увидел его, то испугался. А когда ангел стал говорить Захарии, что у него родится сын, то пророк ему не поверил. И за свое неверие лишился дара слова: он перестал говорить. «Вот за то, что не поверил, – говорит ему ангел, – до дня рождения сына ты больше не будешь говорить!» Понимаете, насколько разное восприятие?
Когда я читал житие преподобного Сергия Радонежского, меня очень взволновало явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию. Когда он со своим учеником совершал молитву, ему явилась Божия Матерь с сонмом ангелов. Преподобный Сергий общался с Нею, а его ученик пал ниц и не мог даже смотреть на Матерь Божию и ангелов, настолько был невообразимо яркий свет. Потом, когда преподобный Сергий у него спросил о впечатлениях, ученик сказал: «Я думал, что моя душа готова отделиться от тела...» Вот какое было ощущение!
Вопрос телезрительницы из Ставрополя, которая служит за свечным ящиком: «Вот говорят, что прихожан учить нельзя, а советы простые давать можно?»
– Правильно говорят, что нельзя. Учить прихожан или мирян не следует, у нас ведь часто бывает такое отношение к простому человеку: «Ты такой же, как и я, почему я тебя слушать должен? Кто ты такой, что ты взялся меня учить?» Значит, должна быть какая-то легализация авторитета того человека, который может учить. Какая и в чем она заключается? Это может заключаться в том, что человек, к примеру, поступает в какое-то учебное заведение, институт или университет, в семинарию или духовную академию, где дают диплом о высшем образовании, а после этого он может лечить, если учился в медицинском вузе, или учить, если окончил педагогический институт. А если он был студентом семинарии или духовной академии, то ему еще дается возможность даже проповедовать. Более того, если он принял священный сан, то ему через рукоположение передается власть не только вязать и решать, но и вменяется в обязанность проповедовать. А тому, кто сидит за свечным ящиком, конечно, правильно указывают, и мы говорим: «Не учите никого!» Порекомендуйте человеку: «Обратитесь, пожалуйста, к батюшке, и он вам сможет дать ответы на ваши вопросы».
Телезрительница из Новосибирска спрашивает: «Дочь увлеклась дианетикой. Как ей помочь?»
– Что касается дианетики, это та же саентология. Вы знаете, мне хотелось бы порекомендовать вам обратиться ко 2-му Посланию апостола Петра. Во 2-й главе очень четко сказано о тех лжеучителях, которые пытаются учить. Апостол Петр предостерегает их и говорит о том, что, конечно, надлежит быть и ересям, и расколам, и лжеучителям, которые появятся в будущем, но конец у них будет один – погибель вечная. Он призывает не слушать их, это чревато и очень опасно для души каждого человека. Надо понимать, что мы, в отличие от апостола Петра, имеем очень большой, многовековой опыт жизни Церкви, который свидетельствует о существовании различных сект и лжеучений. Все они, как говорит апостол, имеют под собой одно основание – любостяжание. Ради себя, ради наполнения своих собственных карманов, ради личного обогащения они пытаются привлечь в свои секты как можно больше людей, ведь от этого зависит их доход. Апостол Петр говорил о лжеучителях: «Будущее для вас – это погибель».
И конечно же, здесь нужна сильная молитва, очень сильная молитва, потому что те, кто попал в секту, где их так обрабатывают, уже вас не слышат. «Слыша, не слышат и, видя вас, не видят». Они не соображают, их уже сделали «зомбированными» настолько, что они реально оторвались от жизни.
Расшифровка:
Евгения Осипцова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.