Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (832) → Архимандрит Савва (Мажуко): Что значит быть живым человеком?

Архимандрит Савва (Мажуко): Что значит быть живым человеком?

№31 (832) / 18 августа ‘15

Свет невечерний

«Я пришел, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10) – такими словами в Евангелии от Иоанна Господь говорит о Своей миссии, цели Своего прихода в этот мир, цели Боговоплощения – насытить нас жизнью. Другими словами, христианин – это человек, который максимально усваивает дар жизни, данной ему Богом.

Но что же мы, друзья мои, видим в реальной христианской жизни? Надо сказать, что жизни нам как раз и не хватает. Поэтому сегодня мы поговорим о жизни христианина, ее содержании и стиле, о том, что значит быть живым человеком.

Не секрет, что существует определенный образ современного верующего человека. Образ, который довольно устойчиво транслируется среди нецерковных, неверующих людей. Когда мы говорим «православный человек», «православная женщина», «православный активист», «православный верующий», у современного светского человека возникает устойчивый образ. Он возникает, кстати, не только у светского человека, но и у человека вполне церковного: один молодой человек говорил мне, что всеми силами старается искать невесту, но только не из православных девушек. Хотя он верующий, посещает церковь с детства и хочет создать крепкую, нормальную семью, образ православной девушки почему-то его отпугивает.

Образ православной женщины, православного писателя, мыслителя, актера отпугивает светских людей! С такими боятся иметь дело. Почему? Потому что одна из универсальных черт этого образа та, что православный человек – это чаще всего испуганный, слабый человек, который в штыки воспринимает любую творческую активность, человек, склонный к малодушию и депрессии и не способный к самостоятельному творческому труду.

Не обижайтесь, друзья мои, ведь я тоже православный человек, и эти черты можно приписать и мне. Но согласитесь, хотя и много в этом описании карикатурного, шаржированного и даже просто обидного, но мы должны признать, что есть в этом и нечто справедливое, какая-то правда присутствует в этом образе, отпугивающем даже православных людей.

Склонность к депрессии, какой-то слабости, рыхлости в поступках, мышлении, поведении… Мы, действительно, склонны к депрессиям, действительно, пугливы – этого от нас не отнять. Поэтому некоторые молодые люди так и говорят, что верующий человек – это прежде всего слабак, а я человек сильный, поэтому в церковь не пойду. Интересный аргумент, над которым, следует поразмышлять отдельно.

Тем не менее, пожалуй, каждый православный человек может сказать, что приступы депрессии религиозного характера у него случались. Это те моменты, когда вы не хотите просыпаться утром просто потому что, возникает мысль: «У меня нет оснований жить, меня мучают грехи, с которыми я не могу справиться, или страсти, или же просто сложные коллизии обязанностей как верующего человека или как руководителя, главы семьи, предпринимателя. Какая-то путаница в наших правилах, нормах, ритуалах, предписаниях святых отцов, которые иногда противоречат друг другу…» Нам очень сложно «снимать с кого-то узоры», потому что те образцы, которые нам предлагает святоотеческая литература, в общем описывают тип поведения монаха или священника. Вот откройте наш Месяцеслов: большинство прославленных святых там монахи и епископы, но ведь Церковь не исчерпывается монахами и епископами, мы должны искать какой-то стиль поведения, стиль, связанный с реализацией себя, практики, стратегии своей жизни.

На кого нам ориентироваться? И здесь для большинства из нас самый близкий образ – образ православной верующей женщины в том самом белом платочке. Но ведь не можем мы все, и мужчины, и женщины, пожилые, молодые и старые, люди с разными профессиями и взглядами, с разной ответственностью в жизни, брать пример только с женщин?

Надо сказать, что этот тип поведения – женский, женской религиозности – возобладал. Более того, вы, может быть, замечали, что православный верующий человек, как только начинает ходить в церковь, он, простите, «обабивается», превращается почему-то в женщину. Есть такой момент, но ни в коем случае не обижайтесь на это! Это такая культурная путаница, потому что верующих православных мужчин некогда истребили, и люди стали ориентироваться на тип поведения «полумонашествующей» женщины. Но ведь это неправильно.

Мы смотрим на наших светских друзей и иногда даже завидуем им, потому что они свободны, порхают, летают по жизни, путешествуют, занимаются спортом, предпринимательской деятельностью без оглядки на какие-то укоры совести. Они могут сидеть и смотреть футбол без того, чтобы, например, задавать вопрос, «а православно ли это?», «а нормально ли иметь такой азарт?»

Один из моих любимых русских писателей, на которых мы выросли, Борис Житков, прожил очень интересную жизнь. Вы знаете, что он был и балетмейстером, и химиком, и медиком, и юнгой на корабле, и путешественником и даже революционером, объехал весь земной шар и в конце концов стал литератором. В самом конце жизни увлекся игрой на скрипке и так полюбил ее, что, хотя у него это и не очень получалось, но он дни напролет в каждую свободную минуту «пилил» на скрипке и играл с огромным удовольствием. В воспоминаниях Лидии Чуковской, которая знала его с детства и очень восхищалась этим человеком: он фонтанировал необыкновенным жизнелюбием и жаждой жизни, я прочитал такую его фразу: «Я жду, когда наступит следующий день, как ребенок, которому подарили коробку игрушек и он может распаковать ее только завтра». Вы представляете, какое удивительное жизнелюбие! Какой пример для нас, православных людей, которым Господь дал «жизнь с избытком», которых он «заразил» ею?! Мы должны быть как раз именно такими живыми людьми, должны с жаждой ожидать следующего дня, а не прятаться в сон, думая: «Ах, если б к утру умереть, так было б лучше бы еще». Мы должны жаждать этой жизни, жаждать творческих свершений, каких-то новых открытий, новых встреч, дел – вот это совершенно нормальное состояние человека.

И вы мне скажете: «Что же, православный человек обязан быть активным и предприимчивым, творческим?» – и я отвечу, что нет. Я всего лишь хочу сказать, что у каждого из нас свой стиль жизни и поведения, и если вы аскетически настроенный интроверт, это не значит, что все православные должны быть такими. Я думаю, что среди педагогов, которые учат детей боксировать, среди путешественников, отправляющихся в кругосветное плавание, среди актеров, которые с удовольствием делают свою работу, режиссеров, операторов, художников, врачей и шоферов, которым нравится жить и работать, есть и люди подлинно святые. Мы должны равняться на эту жажду жизни, потому что Господь создал нас именно для этого: для того чтобы мы жили и жизнь приносила нам радость. И только тогда, будучи такими благодарными людьми, благодарными детьми Божиими, которые восприняли эту жажду жизни, мы выполним свою миссию на земле с честью.

Расшифровка:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс