Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №29 (830)
- Наталия Александровна, простите, пожалуйста, а если выпускники школ к Вам поступают?
Н.Д.: – Если ученики школ к нам придут, то милости просим – у нас есть и дневное отделение. Есть дневная, заочная и вечерняя формы обучения. Хотя пока мы существуем в таком формате: вечерняя и заочная. Но если мы наберем группу совсем молодых людей, которые захотят учиться в дневное время, то мы их будем учить на дневном. Такая возможность у нас есть, но в прошлом году поступило всего четыре человека, которые изъявили желание учиться на дневном. Но, понимаете, ради четверых мы не стали его открывать, и они перешли на вечернее. Хотя у нас есть лицензия как раз для дневного отделения, дающая нам право на ведение образовательной деятельности.
Я попутно скажу, что на дневном отделении срок обучения четыре года, а на вечернем и заочном – пять лет.
– Ирина Александровна?
И.О.: – Я тоже при поступлении сдавала экзамены, и это было для меня очень волнительно.
– Хотя, казалось бы...
И.О.: – На каждый экзамен шла и очень воловалась, а потом еще было собеседование. И обязательным требованием было получить благословение батюшки. Помимо того, конечно, что ты успешно сдаешь вступительные экзамены.
Письменное.
– И сейчас тоже принимаете с благословения духовника?
Н.Д.: – Да, конечно. Мы не всех принимаем, а только тех, кто принес письменное благословение духовника, составленное в произвольной форме: «Я, иерей такой-то, благословляю Николаеву Ирину учиться (или поступать) в Миссионерский институт...» И там стоит подпись этого иерея, печать храма. То есть мы должны быть уверены, что к нам пришли православные христиане, которые, возможно, еще не очень глубоко воцерковлены, но уже первые шаги в храме сделали: приступают к таинствам, ведут церковную жизнь, у них есть храм, прихожанами которого они являются... Просто так, как говорится, с улицы – никого не хочу обидеть, говоря это слово – «с улицы», – но с улицы мы никого не берем.
– Смысла в этом нет.
Н.Д.: – Смысла обучать их богословию нет, конечно.
– Ирина Александровна, а вот Ваши дети, я имею в виду студентов, знают, что Вы еще учитесь?
И.О.: – Да, некоторые знают, кое-кто догадывается, а кто-то даже задает вопросы после занятий. И получается, что ты одновременно и учишься, и находишься на передовой. Ты ведь не знаешь, какой вопрос тебе зададут; потому что можешь еще представить, что могут спросить люди в возрасте, а вот что спросит молодежь, что их интересует и как они могут этот вопрос задать, ты не знаешь. А тебе надо богословски грамотно им ответить. И необходимо знать помимо своей религии еще и другие, уметь хорошо в них разбираться. Я преподаю в университете, где есть люди разных вероисповеданий: и мусульмане, и буддисты, и иудеи, есть и те, кто в Бога не верит, но потом они приходят к вере. Совсем недавно ко мне после занятий подошел один молодой человек и сказал: «Я даже не знал, что святой Николай Чудотворец был крещеным. Это правда?» Я ему говорю: «Да, правда».
– А еще он был Дедом Морозом и Санта-Клаусом. Столько открытий!
Н.Д.: – Это грустная история, Светлана. Все-таки степень духовного невежества людей, молодежи иногда просто удручает. И мы должны их просвещать. Секулярный мир не знает, иногда даже не понимает причины своих страданий, почему так тяжело жить. Все проистекает от того, что люди живут без Бога, они духовно невежественны. Они не знают, что существуют духовные законы, которые действуют вне зависимости от того, знаем мы о них или нет. И мы должны этот мрак духовного невежества рассеивать, каждый на своем месте, кто насколько может. В этом смысле наши студенты тоже избраны, потому что их Господь избрал, чтобы они, научившись, пошли и стали рассеивать этот мрак.
– Помимо того что каждый на своем поприще способен этим заниматься, у вас также есть особые миссионерские проекты, осуществляемые в отдаленных уральских деревнях. Какие там есть возможности?
Н.Д.: – У нас настолько интересные проекты, что этому разговору можно посвятить отдельную передачу. Если я сейчас начну излагать, то мы выйдем за рамки эфира...
– Уже выходим.
Н.Д.: – Вот. Я только скажу, что в течение нескольких лет наши студенты-миссионеры ездят по отдаленным селам Верхотурья, где, как я уже говорила в прошлой передаче, нет храмов и воскресных школ. Они организуют там социально-миссионерскую, социально-педагогическую деятельность, занимаются оглашением людей, приводят их к вере. Число тех, кого мы огласили и крестили, приближается к восьмидесяти, что, на мой взгляд, немало.
В воскресенье, раз в месяц, мы объезжаем села и собираем в большой автобус тех, кто поедет на Литургию, на Исповедь. И многие сельские жители благодарны нашим студентам-миссионерам за то, что они впервые исповедались, впервые причастились, хотя всю жизнь ходили с крестиком на шее.
Я не хочу, чтобы все это выглядело как хвастовство, реклама, но, поверьте, работа ведется большая и кропотливая. Может быть, она незаметная, но плоды ее мы очень хорошо ощущаем.
Есть у нас и другие, менее масштабные миссионерские проекты. Дело в том, что на нашем теологическом бакалавриате учебный план предусматривает прохождение студентами двух практик: педагогической на 3 курсе и миссионерской. Это значит, что студент должен совершить хотя бы несколько миссионерских поездок, провести огласительные беседы в храме и т. д. Так что мы работаем.
– Вообще это может быть и смирительно для студента, потому что, занимая определенное положение в обществе...
Н.Д.: – Да, студенты сидят и зубрят свой конспект, чтобы пойти в храм проводить огласительные беседы. У нас несколько студентов-заочников проходили миссионерскую практику в храме Иоанна Воина в Березовском у отца Иеронима. Они организовывали для тех, кто желает принять таинство Крещения, огласительные беседы. Конечно, и тряслись, и волновались, но в общем-то опыт был удачный.
– Вот так получается, что все-таки это избранничество соединено со смирением, поэтому это христианское избранничество.
Н.Д.: – Безусловно. Ведь если ты просто гонишься за знаниями, то являешься скорее начетчиком. Не зря же апостол Павел говорил: «Знание надмевает», а дальше продолжал: «А любовь созидает». Если эти твои знания без любви, то, конечно, здесь уже будет и гордыня, и надменность, мы не к этому призываем своих студентов. Смиряйтесь! Есть у нас студенты, особенно на младших курсах, которые говорят: «Вот тройку я на экзамене не хочу. Только пятерку или четверку». А мы такому отвечаем: «Это гордость. Получил тройку – радуйся! Благодари Бога и не гоняйся за пятерками». Так что смирение в нашем деле – это первейшая вещь.
– Большое Вам спасибо. Уважаемые зрители, мы познакомились с Миссионерским институтом Екатеринбургской епархии, где ректор одобряет оценку «три», где важно, чтобы знания соединялись со смирением и любовью.
Если это высшее учебное заведение показалось вам родным, если все, что прозвучало в студии, нашло отклик в вашем сердце, если вы чувствуете в себе силы и призвание стать частью этого масштабного миссионерского проекта, если духовник вас благословит, то пожалуйста, для вас есть телефон +7(343)269-30-36. Возможны дневная, вечерняя и заочная формы обучения.
Я еще раз благодарю наших замечательных гостей за этот очень теплый и искренний рассказ.
Расшифровка:
Евгения Осипцова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.