Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Если смысл человеческой жизни – спасение души и единение со Христом, то каков смысл жизни людей, например из африканских племен, которые о Христе никогда не слышали, да и не услышат, или людей с серьезными психическими отклонениями, которые не в состоянии даже осмыслить Евангелие?
– По поводу африканских племен сложно согласиться, потому что вся Африка была в свое время паутиной колоний, вернее, «лоскутным одеялом» колоний европейских капиталистических стран. Там шло активное насаждение веры Христовой, в основном протестантами и католиками. Сказать, что они никогда о Христе не услышат, будет преувеличением, тем более при современных средствах массовой информации даже в самой глухой африканской деревушке такая возможность у них, даст Бог, будет. Захотят ли принять Христа, примут ли иное религиозное направление – это уже вопрос другой.
Наша задача – именно проповедовать Евангелие. Если у людей, которые живут по своему примитивному первобытному закону, все-таки есть понятие о добре и зле (а такое есть у любого, даже самого людоедского племени), то не будет для них осуждения по строгости закона людей верующих во Единого Бога и принимающих Живоначальную Единосущную Троицу. Полноты общения с Богом они, конечно, не испытают, но судимы будут по законам своей совести, и загробная участь их будет соответствовать тому, что сделали, натворили они в жизни земной.
Что касается людей с тяжелыми психическими расстройствами, то Господь не взыщет с тех, кто не знал, не понял, не имел механизма для этого понимания. Таковых можно и пожалеть. Но самым удивительным образом иногда ощущение величия Божества, даже общения с Богом, своя особая внутренняя, не словами высказанная молитва есть и у таких людей, которые внешне производят впечатление психически неготовых, недоразвитых, если можно так сказать.
Это удивительное явление, которое подтверждено на протяжении истории Церкви Христовой многими случаями с внешне безумными людьми, которые принимали добровольно на себя подвиг юродства, неадекватно себя вели, но оказывалось в конечном итоге, были великими перед Богом. О таких людях можно и должно молиться. Если есть возможность, нужно как-то готовить их к церковным таинствам, чтобы они жили жизнью церковной настолько, насколько им доступно. Крещение должно быть обязательно – это касается любого человеческого существа. Даже если человек по внешним признакам совсем лишен разума, Господь так откроет и управит жизнь его души, что будет безусловная польза от этого для его спасения.
А тех, кто услышал и не принял, что судить? Господь сказал, что Евангелие должно быть проповедано всей твари, всем людям на земле, так что задачи у нас широкие.
Вопрос телезрительницы Наталии из Рязани: «Есть утренние и вечерние молитвы, я их совершаю. Подскажите, когда я могу отдельно читать молитвы блаженной Матроне или Николаю Чудотворцу: до основного молитвенного правила, во время него или после?»
– В утреннем правиле есть особая молитва, когда вы вспоминаете свою Небесную покровительницу: «Моли Бога о мне, святая мученица Наталия». Естественно, здесь можно добавить и тех святых, которых вы особо почитаете, но это не должно быть в ущерб основным молитвам. Как вам удобнее. Если у вас есть возможность помолиться дополнительно, молитесь хоть целый день.
Бывает, человек занимается какой-то механической работой и, помня основные молитвы, про себя их напевает или читает, от этого и работа быстрее делается, и день пройдет не впустую. Здесь строгих требований нет.
Расширение молитвенного правила правильнее всего и вернее всего делать после того, как вы посоветуетесь со священником, к которому ходите на Исповедь. Я не знаю вашей духовной жизни, особенностей вашего быта, но молитвенные дополнения не должны идти в ущерб основным молитвам. Не забывайте, что никакие молитвы никаким святым не заменят общения со Спасителем Господом нашим Иисусом Христом, то есть чтения Священного Писания. Иногда человек десятки акафистов прочитывает за день, а Евангелие не раскрывает. Так нельзя, читать Евангелие нужно обязательно.
Мы читаем «Отче наш», значит, являемся детьми – сыновьями и дочерьми Бога. В то же время говорим «раб Божий», «раба Божия». Как это сочетается?
– Раб Божий – это тот, кто добровольно порабощает свою волю воле Божественной. Это тот, кто не принимает это как некое страшное обязательство исполнять что-то, что не хочется, но добровольно порабощает свою волю. Если человек этого не делает, то может оказаться так, что он моментально станет рабом греха. Если мы не хотим работать Богу, то становимся порабощенными грехом. Поэтому человек, в полной мере ощущающий себя именно рабом Божиим, – это, безусловно, сын или дочь Божий. «Вы уже не рабы, – говорит Господь, – а дети». Это ощущение свойственно всем нашим святым. Сегодня мы отмечаем день памяти Всех русских святых – для них это было очень живым ощущением. Можно чувствовать себя рабом Божиим, но именно в этом полнота общения как чада Божия, как сына Божия, как дочери Божией.
Мы рождаемся с разными задатками и предрасположены к разному: есть люди, которые тянутся к Церкви, к богослужениям, к молитве, а у меня такой тяги нет, все получается как-то неестественно, без живого интереса. Как мне быть: понуждать себя? Не вызовет ли это отторжения? Может быть, не всем людям подходит Православие?
– «Не всем людям Бог подходит»? На самом деле, это серьезное заблуждение. Конечно, живой интерес, живая тяга к вере бывает с детских лет далеко не у всех людей и зависит от уклада семьи.
Когда мы вспоминаем преподобного Сергия Радонежского, понимаем, что не на пустом месте выросло это дивное чадо Божие: были благочестивые родители, у которых такой ребенок родился. Бывает, что и в самом смрадном месте произрастает прекрасный благоуханный цветок, но все же это не типично. Прежде чем говорить: «У меня нет задатков, Православие мне не подходит», надо себя в нем проявить, постараться узнать о полноте веры Христовой православной, о ее по-настоящему прекрасных традициях и достижениях. Все достижения нашей культуры, все творческие вершины, которые люди достигали в нашей стране, – это то, что базировалось на Православной вере, даже если они об этом не говорили.
Возьмем, к примеру, сатиру А.П. Чехова: как у него сквозит это везде, даже в самом далеком от христианских ценностей произведении, где писатель высмеивает недостатки людей. Тот же унтер Пришибеев: если бы это был человек по-настоящему воцерковленный, верующий не формально, а глубоко, он не придирался бы к каждому, кто «не по струнке ходил», не было бы этого страшного явления.
Если человек смотрит через призму, через удивительное увеличительное стекло Православия на жизнь вокруг, он видит все по-другому, взгляд становится правильнее. Если мы научимся этому, то поймем, что вера наша не просто универсальная, а жизненно необходимая для любого человека. Сказать «мне Православие не подходит» можно только в том случае, если я его не просто не знаю, а даже не пытаюсь узнать, причем именно не формальную сторону, не какое-то обрядоверие, а именно ту картину, которая открывается, когда войдешь в жизнь Церкви во всей ее полноте. Таинства и молитва – очень важные, необходимые компоненты веры.
Что бы Вы посоветовали нашим телезрителям почитать, чтобы прикоснуться к Православной вере?
– Сколько зрителей, столько и возможностей. Прежде всего, нужно помолиться своими словами, чтобы Господь открыл ту дверь, через которую мы легче войдем в Церковь. То есть надо начинать просить об этом, тогда найдется и нужная книга, и нужный человек. Нужно доверять Богу: если человек начинает об этом просить, то Господь не только услышит, но и исполнит просьбу.
Во-вторых, нужно познакомиться в полноте со Священным Писанием. Читать Евангелие, размышляя: если с чем-то не согласен, заложить закладочку, через некоторое время вернуться к этому тексту – и станет понятно, что к чему. Иногда, бывает, человек открывает Евангелие и видит перечисление имен предков по плоти Господа Иисуса Христа, прочитает несколько и думает: «Это не для меня». На самом деле, Евангелие – это достаточно сложная книга, но доступная для любого человека. Нет человека, который сказал бы: «Евангелие не по моим мозгам, не по моим возможностям, это для меня высшая математика». С Евангелия, пожалуй, и надо начинать.
Как сочетаются любовь к Богу, любовь к ближнему и любовь к себе? Первые две – это заповеди Христовы, а уместна ли для христианина любовь к себе?
– Мы же творения Божии. На самом деле, любовь к себе – это не любовь эгоистичная, а любовь к тому великому чуду, коим является рождение в мир человека. Это то, что нам дал Господь, это то, что мы должны как талант, данный нам от Бога, преумножить. Это значит, что жизнь наша должна быть наполнена добродетелями, что мы должны в Боге ходить, возрастать и из этой жизни уходить, не растеряв той великой ценности, которая нам была вручена, пусть это будет уже дряхлое тело, отягощенная многими грехами душа, но все-таки стремящаяся к Богу и покаявшаяся Ему. Так что любовь к себе – это важно и нужно. Недаром говорят: «Не делай другим того, что не хотел бы, чтобы сделали тебе». «Возлюби ближнего, как самого себя», – говорит Сам Господь. Этим подразумевается, что любовь к себе в системе ценностей (и христианских тоже) присутствует. Не надо этим смущаться.
Всегда ли терпение – добродетель? Когда человек чем-то недоволен, например ситуацией в семье или на работе, терпит, молчит, то рано или поздно наступает взрыв, который сказывается либо на отношениях, либо на здоровье. Когда нужно было ра-зумно решать проблему, человек «героически терпел».
– Во-первых, терпение вовсе не запрещает человеку решать проблемы, просто их надо решать не революционными методами, не агрессивным ответом, а поиском хорошего, правильного и доброго решения для того, кого приходится терпеть. Можно и нужно, проявляя терпение, искать ту форму реагирования на вызовы времени, которые могут привести к взрыву.
Во-вторых, если человек в терпении своем живет жизнью церковной – приносит покаяние, возносит свои молитвы о том, кто его обижает, – у него появляются дополнительные силы: казалось бы, раньше ни за что бы не стерпел, если бы кто-то в метро толкнул, а тут научился молиться и вовремя уступил место тому, кто может толкнуть, или помог, поддержал.
Терпение всегда вознаграждается, если это терпение во Христе, терпение с Богом, терпение христианское, а не так, что стиснув зубы и скрежеща зубами: «Я вот сейчас все вытерплю». Дай Бог, чтобы у нас терпение было настоящим.
Вопрос телезрительницы из Сергиева Посада: «Мне 44 года. Мы с мужем живем в браке много лет, но сейчас у нас нет интимных отношений, хотя потребность в них у меня сохраняется. Думать о том, чтобы изменить мужу, я не хочу, не могу, я люблю и уважаю этого человека. Часто у меня возникает отчаяние, я не знаю, что мне делать в этой ситуации. Что бы Вы мне посоветовали?»
– Относительно близких отношений между мужем и женой апостольский совет говорит, что никаких искусственных воздержаний быть не должно. Разумеется, есть посты, есть особые времена, когда этого быть не должно, когда действительно от этого нужно воздерживаться. Если такого рода охлаждение друг к другу вызвано каким-то заболеванием, то можно подумать о том, чтобы восстановить здоровье. Если же это состояние его души, он просто не хочет, то здесь правильнее всего поговорить с мужем и объяснить ему, что супружеская жизнь – это взаимные обязанности, а не только свое желание или нежелание. Нужно молиться о том, чтобы Господь дал вам силы переносить те обстоятельства, в которых вы оказались
Когда человек терпит, не развращает ли это того, кого терпят? Может быть, это питает эгоизм?
– Терпение должно быть не в полном безропотном молчании, а нужно терпеливо объяснить, в чем человек не прав. «Возлюби врага твоего» не означает, что мы должны терпеть, когда враг творит безобразие. Мы иногда можем и должны противостоять злу, но не злом, а именно добром.
В терпении можно душу свою сберечь. «В терпении стяжите души ваши», – призывает нас Господь, но именно потому, что мы терпим правильно. Что это значит? Если ребенок капризничает и обижает родителей, терпеливо сносить его капризы, обиды и оскорбления (иногда и такое бывает) – это значит портить ребенка. Есть ситуации, когда ребенка можно и нужно наказать. Я знал одну бабушку, которая терпеливо сносила обиды со стороны своей внучки, и внучка ее очень жестоко обижала. Ничего хорошего из этого не вышло. Это не полезно никому: ни терпящей стороне, ни обижающей. Если вовремя положить пределы этому безобразию, то человек вырастает хорошим и тоже терпеливым. К терпению нужно подключать еще и разум.
Можно ли жениться (выходить замуж) не по любви, а по принципу «стерпится – слюбится»?
– Примеров того, как по благословению люди вступали в брак и из этого выходила не просто любящая пара, а иногда и идеальная, в Ветхом Завете немало. В жизни церковной мы встречаем иногда желание: «Ох, я хочу по любви», но чаще всего это увлечение скоро проходит, и потом человек своих же родителей укоряет: «Почему вы меня не остановили?» Своеволие, как правило, имеет негативные последствия.
Что касается «стерпится – слюбится»… Довольно редко бывает, чтобы по чьей-то чужой воле люди в наше время вступали в брак. Обычно учитывается желание того, кто вступает в брак. Бывают обстоятельства, когда разумнее поступить так, как советуют люди добрые, люди, любящие нас, люди, знающие и видящие больше и шире нашего горизонта. Спешить ни в том, ни в другом случае не надо. Иногда бывает правильнее начать молиться, чтобы это было действительно доброй волей сделано, и на вопрос священника, совершающего таинство Брака, добровольно ли совершается это таинство, новобрачные могли искренне ответить, что это именно так. Коль скоро так, то слюбится безусловно. По-другому, наверное, не стоит.
У верующего человека всегда есть возможность попросить помощи Божией в самой безвыходной ситуации, касающейся брака. В житиях святых есть примеры, в частности известный пример из жизни блаженной Ксении, которая, казалось бы, выгодный брак своей молитвой и своим твердым «нет» не допустила. Потом оказалось, что это не блестящий офицер, который женится на бедной девице, а жулик, который убил и ограбил офицера, украл у него документы и теперь ему нужна наложница. Поэтому молиться нужно о том, чтобы было так, как нужно для спасения, чтобы было действительно по любви, тогда откроются духовные очи, до этого закрытые, и мы увидим, что человек, за которого нам советуют выйти замуж (жениться), – это наша настоящая половина.
Как вести себя в ответ на постоянную придирчивость, обидчивость со стороны другого человека?
– Если этот человек начальник, нужно посмотреть, не является ли придирчивость желанием избавиться от подчиненного. Если это происходит в семье, значит, нам надо немного по-другому вести себя в отношении придирающейся стороны. Если это происходит в коллективе, в котором мы работаем, нужно посмотреть, по каким причинам это происходит. Вообще, это очень неприятно, когда к каждому твоему шагу, каждому твоему поступку придираются, причем неадекватно.
Есть хороший и мощный способ борьбы с этим состоянием другого человека, обижающего нас, – это постоянная молитва за него, в том числе церковная, молебен. Это, во-первых, помогает, а во-вторых, открывает наши глаза, и мы видим, что придираются к нам не зря, что мы действительно что-то делаем не то. Человек, который нам послан как постоянно мучающий нас, – это тот, кто нас спасает от чего-то худшего. Поэтому лучше пусть нас обижают на работе, чем дома.
Дай Бог, чтобы терпение наше было вознаграждено именно за то, что оно терпение ради Христа. Объясниться, разобраться в ситуации надо обязательно, а не просто безропотно «клюет – пусть клюет». Есть такая притча о монахе, который совершенно безропотно переносил насмешки других. Когда его спросили: «Брат, как ты достиг такого смирения?», он ответил: «Да что их слушать, собаки лают…» Надо, чтобы такого отношения не было.
Следует ли помогать людям, если они сами этого не просят? Иногда возникает ощущение, что, если хочешь помочь человеку, надо оставить его в покое.
– Хороший вопрос. Иногда у человека возникает такое желание – помолчать. Его спрашиваешь: «Что ты такой грустный? Может, чем помочь?» А в ответ: «Отстаньте вы от меня». Иногда в ответ на просьбу человека оставить его в покое надо действительно благожелательно помолчать.
Занудство в оказании помощи иногда приводит к противоположному результату. Вспоминается рассказ О΄Генри о том, как некий пожилой джентльмен, обнищавший, но видно, что благородного происхождения, регулярно на Рождество искал в парке бродягу и кормил его на свои последние деньги. И вот когда он в очередной раз накормил бродягу, действительно, на последние центы, то сам упал в голодный обморок и его доставили в больницу. Через некоторое время в эту же больницу доставили того самого бродягу, который угодил туда от переедания. Вот пример помощи, которую лучше было бы не оказывать. Помощь должна быть разумная и ненавязчивая.
Но иногда случается, что не просят, а помощь приходит. В житии святителя Николая есть замечательный пример того, как некий обнищавший человек решился на подлый поступок: хотел отдать в дом терпимости своих дочерей: не на что было их достойно выдать замуж, не было денег. Пришел к ним тайком Николай Угодник, принес им денег, и они все смогли достойно выйти из положения. Пример того, когда не просили, а помощь пришла. Но чаще всего надо много раз подумать, прежде чем занудствовать, предлагая свои виды помощи.
Как сочетаются самостоятельность, зрелость и послушание?
– Самостоятельный и зрелый человек не может быть непослушным. Зрелый человек, в духовном отношении состоявшийся, – это человек, который понимает, что быть непослушным воле Божией, непослушным тем правилам общества, в котором он существует, есть незрелость, мальчишество.
С другой стороны, это сочетание бывает основано всегда на правильном духовном фундаменте. Почему-то считается во внецерковном обиходе, что разговор по-мужски – это обязательно в брутальных формах, или взрослый человек – это тот, который обязательно особенным образом умеет грешить. Например, есть в сознании подрастающего поколения такое распространенное заблуждение, что взрослый человек должен уметь нецензурно ругаться, курить и пить: это признаки взрослого человека. Когда маленький шкет идет с сигаретой, нецензурно ругается, ощущая себя взрослым, понятно, что это глупенький мальчонка, которого надо вовремя отшлепать и занять каким-нибудь добрым делом...
В духовном плане это достигается через послушание. Если человек умеет слушаться, то он станет и взрослым, и зрелым, и все у него будет в порядке. Если же он сразу хочет перепрыгнуть через эту ступенечку, то чаще всего сорвется и все будет пониматься в совершенно неправильном ключе.
Посоветуйте, что нужно делать, чтобы жизнь Церкви не превращалась в рутину.
– Жизнь Церкви в рутину превратиться не может. Сейчас милостью Божией жизнь Церкви в таком многообразии и в таком дивном расцвете, что она не становится рутиной, даже если человек, живя церковной жизнью и неся церковные послушания, не только с удовольствием выполняет какую-то работу, но и в ней рутинно отчитывается (что самая сложная сторона церковной жизни).
Прежде всего, в Церкви должна быть молитва. Если это есть, то для человека, который пришел в Церковь и хочет себя проявить, но не хочет, чтобы это было рутиной, всегда возникают новые горизонты: он видит красоту и церковного богослужения, и окружающего нас мира, несмотря на все его соблазны и грехи. Это, наверное, самое главное противоядие – хорошая, серьезная, глубокая молитва и церковная жизнь в ее полноте: с ее праздниками, постами, совершенно непередаваемым колоритом, с ее ароматом вечности.
Господь да благословит вас всех! До новых встреч! Храни Господь!
Расшифровка:
Нина Кирсанова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.