Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его вновь», – писал философ и писатель Джордж Сантаяна. Этими словами открывает свое повествование о Смутном времени известный современный писатель протоиерей Николай Агафонов – автор книг «Неприкаянное юродство простых историй», «Преодоление земного притяжения», «Иоанн Дамаскин», «Жены-мироносицы» и других, лауреат всероссийских литературных премий имени Александра Невского, Виктора Розова, член Союза писателей России. Он пишет: «Надо помнить все: и победы, и поражения, и наши славные дела, и самые мрачные страницы истории Отечества. Хорошее вдохновляет, а плохое поучает». Книгу, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, отец Николай посвятил вдохновителю народного освободительного движения России XVII века – Патриарху Ермогену. Исторический очерк написан к 400-летию преставления святителя.
В книгу вошли два произведения: историческая повесть «Заступница Усердная», посвященная обретению иконы Божией Матери, именуемой Казанская, и исторический очерк «Адамант земли Русской» о жизненном пути Патриарха Ермогена, в годину Смуты призывавшего русский народ подняться на освобождение Отечества от польских завоевателей.
Как отмечает автор, Смута начала XVII века в России была не только мрачной эпохой кровавых раздоров и религиозно-нравственного развращения. Это было время небывалого подъема патриотического духа, время соборного согласия всего народа ради спасения Отчизны. Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского, слава Богу, увековечен в народной памяти. А вот имя истинного вдохновителя национально-освободительного движения России – Патриарха Ермогена – вспоминают редко. А между тем борьба святителя за политическую и религиозную независимость нашей Родины достойна восхищения.
Автор «Плача о пленении и разорении Московского государства» пишет: «Непоколебимый столп благочестия, предивный рачитель, крепкий твердый адамант, человеколюбивый отец, премудрый иерарх, святейший Ермоген Патриарх». Адамантами веры в древности именовали вселенских учителей, таких, как святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Такое высокое признание современников священномученик Ермоген заслужил, прежде всего, как стойкий защитник Православной веры и бескомпромиссный борец с католической интервенцией. Уже из заточения святой страдалец пишет к новгородцам, а через них ко всей России: «А вам всем от нас благословение и разрешение в сем веце и в будущем, что стоите за веру недвижимо; а аз должен за вас Бога молить».
В предисловии автор приводит слова русского историка Н.М. Карамзина: «В Смутное время только одно сословие духовное не запятнало себя пред Церковью и Отечеством. В духовенстве особенно сияла доблесть». Стремление напомнить об этой доблести и о подвиге духовенства в трудные для России времена Смуты стало, по словам отца Николая, одной из причин написания очерка.
О жизни священномученика Патриарха Ермогена написано немало исторических монографий, но все они охватывают либо период Смутного времени, либо время его служения митрополитом Казанской епархии. И это не удивительно, ведь о жизни одного из виднейших деятелей русской истории до его 50-летнего возраста почти ничего неизвестно. Лишь в огне страшного пожара 1579 года, когда выгорела почти вся Казань, впервые высветилась для истории личность великого столпа Православия. Тогда Ермогену, еще приходскому священнику церкви Николы Гостиного, Бог судил принять в свои руки обретенный на пепелище чудотворный образ Божией Матери. Литературно-поэтичный дар святителя воспел этот чудный образ, слагая дивную молитву Заступнице рода христианского. Им же написана и «Повесть о славном явлении Казанской иконы Богородицы». И когда другой пожар, устроенный поляками в Москве, освещал последние дни священномученика, народное ополчение, шедшее по его призыву освобождать Москву, возглавила Пречистая в Своем чудотворном образе Казанском.
По словам автора, описать жизненный путь святителя Ермогена до событий обретения Казанской иконы Божией Матери, пусть не в полной мере, но возможно. Ведь все эти годы он находился не в пустыне, а среди людей. Он стал святым, видя вокруг себя примеры святости, а таковых в XVI веке было немало. У святого Ермогена были наставники, достойным продолжателем которых он стал. Все это дает нам основание проследить жизненный путь святителя через значимые события истории нашего Отечества, а главное – через людей, среди которых возрастал гений великого патриота земли Русской.
Как отмечает отец Николай, он, как автор, ставит перед собою весьма простую задачу: собрать все сведения о жизни Патриарха Ермогена – уже известные историкам и не раз публиковавшиеся как до революции, так и в наше время, а затем изложить их в хронологическом порядке. Но при этом он оставляет за собою право высказывать собственные предположения там, где это позволяет логика сопоставления исторических фактов с вероятным развитием хода вещей.
Патриарх Ермоген был прославлен в лике святых лишь через триста лет после своей мученической кончины. После этого прошло еще 100 лет, и мы, по словам автора, вновь живем в неспокойное время. А если нам уготовано снова пройти через испытания, посылаемые России ради славы ее? Думаю, говорит отец Николай, что тогда имя Патриарха Ермогена вновь будет поднято как знамя борьбы за Россию. А самыми актуальными лозунгами этой борьбы станут слова из стихиры Русским святым: «Русь Святая! Храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.