Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (819) → Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника. Неиссякаемый источник

Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника. Неиссякаемый источник

№18 (819) / 12 мая ‘15

Книжная полка

Жизнь святых отцов во все времена была и будет неиссякаемым источником для духовного питания и подражания. Ведь они достигли цели: спаслись, унаследовав вечную блаженную жизнь! Святость их жизни свидетельствует, что мысли подвижников, их чувства и все дела были благоугодны Господу. И потому человек, который берет для духовного руководства жизнь угодников Божиих, руководствуется Духом Святым. Ибо жизнь каждого святого отца – это один из путей ко спасению, ведущий в Царство Небесное. Избранные черты такой жизни и особенно мудрые изречения христианских подвижников вкратце собраны в так называемых патериках.

Автор-составитель данной книги – игумен Марк (в миру – Сергей Ростиславович Лозинский). Родился он в Ивангороде Ленинградской области 4 июня 1939 года в семье священника. В 1957-м поступил в Московскую духовную семинарию, затем – в академию. 19 декабря 1962 года Сергей Лозинский принял иноческий постриг с именем Марк – в честь апостола и евангелиста Марка, а в апреле следующего года был рукоположен во иеродиакона. Закончив академию в 1963 году со степенью кандидата богословия, иеродиакон Марк был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата. Тогда же Совет академии поручил отцу Марку преподавать гомилетику в семинарии, а затем и в академии. К Пасхе 1969 года Святейший Патриарх Алексий II возвел его в сан игумена.

После получения магистерской степени отец Марк был утвержден Святейшим Патриархом в должности профессора академии. Сочетая труд в академии с послушанием инока, он часто проповедовал в обители, участвовал в богослужениях в лавре и академии, с большой любовью трудился в Церковно-археологическом кабинете. Немалый труд нес отец Марк по проверке проповедей учащихся, их подготовке к произнесению в храме. Не оставляя научной работы, он собрал и систематизировал огромный материал из наследия святителя Игнатия (Брянчанинова), составил учебные пособия по гомилетике, подготовил несколько томов, содержащих примеры из святоотеческой жизни, собирал и изучал материалы по Оптиной Пустыни. Игумен Марк, страдая много лет сахарным диабетом, скоропостижно скончался 29 января 1973 года.

По мнению игумена Марка, каждый пастырь-проповедник должен включать в свои проповеди примеры из жизни святых отцов. Ведь краткий и простой пример тверже запоминается слушателями и часто производит большее действие, чем теоретические рассуждения.

В представленном сборнике собран и представлен в алфавитном порядке 1221 пример из многочисленных патериков и прологов. Перечисленные автором сборники, которые он использовал в своей работе, далеко не однородного содержания. К примеру, «Алфавитный патерик», «Древний патерик», «Достопамятные сказания», «Отечник» содержат повести о жизни подвижников и их изречения. «Лавсаик», «Собеседования о жизни италийских отцов», «Жизнь пустынных отцов», «История боголюбцев» – это преимущественно отдельные примеры из жизни древних подвижников. «Митерикон», «Маргарит» и «Цветник духовный» заключают почти одни только наставления о духовной жизни. «Пролог» содержит краткие жизнеописания святых, изречения святых отцов на различные темы, назидательные примеры из жизни подвижников. Все же прочие «Патерики» содержат жизнеописания святых (или подвижников), подвизавшихся в тех или иных областях или обителях.

Как говорит отец Марк, «заимствуя для своих проповедей примеры из данного сборника, необходимо твердо помнить и постоянно напоминать слушателям», что о многих внешних подвигах святых можно только вспоминать с благоговением. Однако они «не подлежат безрассудному подражанию, потому что наши духовные и телесные силы намного слабее, чем у древних отцов.

О пользе чтения изречений святых отцов говорят сами подвижники. Так, например, прп. Косма отзывался о творениях святителя Афанасия: «Если встретится тебе слово св. Афанасия и не будешь иметь при себе бумаги, возьми и запиши его на своей одежде».

А святой Григорий Двоеслов, говоря о значении житий святых отцов, указывает, каким должно быть их правильное восприятие. «Внимающий повествованиям о жизни святых отцов, – пишет он, – получает от сего двоякую пользу: во-первых, примеры из жизни людей, предваривших нас на пути ко спасению, возбуждают любовь к будущей жизни. Во-вторых, если кто дотоле привык видеть в себе какие-нибудь добродетели, то смирится, когда познает, что подвиги святых были выше».

Как отмечает игумен Марк (Лозинский), подвиг всех святых основывается на Евангелии и научает, как деятельно исполнять его в жизни. Евангельские заповеди кратки, жизнеописания святых показывают, как мужи Духа осуществляли эти заповеди при самых различных обстоятельствах жизни. Жития святых и отдельные примеры из жизни подвижников подобны богатому собранию врачебных средств. Изучая их, христианин, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), может найти для своих недугов спасительное врачевство.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс