Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (819) → Самый известный афроамериканец в мире

Самый известный афроамериканец в мире

№18 (819) / 12 мая ‘15

Дивен Бог во святых Своих

Если бы о святых снимали фильмы, то это был бы зубодробительный блокбастер. Жизнь преподобного Моисея Мурина (а муринами в святоотеческой литературе зовутся демоны и бесы) – это история Робин Гуда и Спартака в одном флаконе. Только, в отличие от предводителя гладиаторов, этого римские тираны не интересовали. Ему нужно было гораздо больше. Он был настоящим злодеем, которого до смерти боялись даже его ближайшие соратники и, в отличие от славного парня Робина Гуда, помогавшего беднякам, все награбленное забирал себе...

IV век, Египет. Известно, что Моисей Мурин был рабом знатного человека. И этот знатный человек от этого раба избавился. Раб был строптивым, жестоким и непокорным. И когда в припадке ярости убил другого раба, хозяин решил – от греха подальше – его отпустить. Покупать такого даже за самые малые деньги никто не хотел. Себе дороже.

Очень скоро бывший раб стал главарем шайки разбойников, наводившей ужас на всю округу. Известно, что против них даже высылались отряды римских войск. Значит, это была не просто кучка негодяев, а организованная банда, угрожавшая порядку целой области.

Повидавшие на своем веку убийцы и грабители нашли в своем предводителе такую неукротимую ярость, что предпочли покориться, чем умереть, потому что любое прекословие ему тут же каралось смертью. Вот что пишет о нем наш великий святитель Димитрий Ростовский: «Совершая разбой, Моисей вместе с товарищами производил много хищений, кровопролитий, творил много иных мерзких беззаконий и преступлений; своею жестокостью Моисей прославился среди всех, ибо все боялись его. Из числа дел его разбойнических следует упомянуть о сем: Моисей питал злобу на одного пастуха, пасшего овец, за то, что сей пастух со своими псами (охранявшими стадо) воспрепятствовал некогда Моисею совершить злодеяние; увидав однажды, что тот пастух пас овец по ту сторону реки Нила, Моисей замыслил его убить. Река Нил была переполнена водой (по случаю разлива); Моисей, связавши свою одежду, привязал ее к голове, взял в уста меч и отправился в плавание по этой великой реке. Упомянутый пастух, увидав Моисея еще издали, когда он переплывал реку, оставил овец и убежал с того места: Моисей же, переплыв реку, но не найдя пастуха, умертвил четырех крупнейших ягнят, потом связал веревкою сих ягнят и затем обратно переплыл реку Нил, взяв с собою ягнят; очистив сих ягнят от шкуры, Моисей съел мясо их (бывшее очень вкусным), а шкуру продал и на вырученные деньги выпил вина.

Долгое время Моисей проводил жизнь в таких греховных делах; но однажды случайно он пришел в сознание, ибо Бог умилосердился над ним и призвал его к покаянию, так как Преблагий и Человеколюбивый Владыка не ищет погибели грешников, но ожидает их обращения ко спасению. Сей грешник умилился сердцем, раскаялся в своих злодеяниях, оставил разбой и своих товарищей, пошел в пустынный монастырь и предал себя в повиновение и послушание игумену и братиям, более же всего Самому Богу; Моисей пролил много слез и днем и ночью, каясь о содеянных ранее грехах своих; все, поручаемые ему, работы и послушания, он исполнял неленостно, и был славным иноком».

Представьте себе этих монахов. Вот они молятся, совершая обычные для своей пустынной жизни дела. И тут вдруг, откуда не возьмись, появляется черный, как демон, огромный страшный человек со сверкающими глазами и говорит: «Отцы, я разбойник и убийца, которого все вокруг разыскивают. Но я раскаиваюсь, и прошу, возьмите меня к себе!»

Конечно, ему никто не поверил.

Тем более что в монастырь его привело не раскаяние, а облавы солдат, посланные захватить и истребить кровожадную банду. Но здесь, в монастыре, где он прятался, с ним произошло чудо. Это чудо изменило его полностью и бесповоротно. Он буквально стал другим человеком. В этом монастыре, где он прятался, его сердца коснулся Господь, и Моисей Мурин обратился к Богу. Мы не знаем, как это произошло, но знаем, что было дальше. Господь открыл Моисею всю мерзость и мрак его состояния. Разбойник вдруг увидел, что его поступки значили для Господа, и он ужаснулся. Он упал на свое лицо и страшно зарыдал. Он рвал на себе одежду, царапал лицо и страшно кричал от горя. Это был волк, которому посреди овчарни вдруг стало стыдно. Он плакал, терзался и раскаивался. Он рыдал и умолял братию помиловать его. Страшный кровожадный разбойник, чьи руки были в невинной крови, стал кротким, как ягненок. На коленях он умолял братию поверить, и, в конце концов, они сжалились над ним и оставили в монастыре. Днем он работал, как вол, беспрекословно неся все послушания от братии, а по ночам горько плакал о своих грехах, вымаливая у Господа прощения.

«Раб Божий Моисей, отправившись в келью свою, затворился в ней и пробыл в повседневном пощении, вкушая очень немного хлеба вечером после захода солнца; весьма много Моисей трудился в рукоделии, пятьдесят раз в течение дня вставал на молитву, совершая ее с коленопреклонением» – пишет святитель Димитрий Ростовский о его обращении ко Христу.

Спустя какое-то время вчерашний разбойник уговорил отцов отправить его в еще более суровое место, где бы он мог нести покаяние и безмолвствовать. Братия отправила его в одну из дальних келий, посреди безводной дикой пустыни. Здесь ничто не отвлекало его от Бога и спасительного плача о грехах, и Моисей со всем рвением предался делам покаяния и спасения.

За этими делами его и застали разбойники. Их было четверо, и они пришли ограбить и убить беззащитных монахов. Но на месте монахов оказался их бывший предводитель, который их избил, отобрал оружие и, связав, притащил в монастырь, чтобы братия решили, как с ними поступить. Монахи велели их отпустить, и в ту же минуту разбойники были свободны. Не ожидавшие такого от монахов, а тем более от своего кровожадного предводителя, получившие вместо виселицы свободу, разбойники вместо того чтобы убежать, стали умолять своего бывшего главаря оставить их. Как сказали бы сейчас, его авторитет в криминальном мире был непререкаемым. Так в монастыре появились еще четверо новых иноков. И это тоже чудо. Вчера они вдохновлялись его злобой и жестокостью и шли за ним убивать и грабить, а сегодня он стал для них примером покаяния и смирения.

Неукротимый нравом и очень сильный физически Моисей Мурин очень страдал от блудной страсти. Обычные в таких случаях средства, молитва и пост, не помогали. Мучительная страсть, разжигаемая демонами, буквально сводила его с ума. Много раз он приходил к игумену монастыря авве Исидору, прося совета. Опытный в духовной брани старец учил его есть помалу, никого не осуждать и усиленно трудиться.

Страсть не оставляла преподобного Моисея в мечтаниях и сонных видениях. Тогда авва Исидор благословил его молиться по ночам. Ночи напролет Моисей Мурин простаивал на молитве, не преклоняя колен, и так истощил себя, что пришел в уныние. Он молился, он постился, он беспрекословно нес самые тяжелые послушания. Он не ел и не спал, но страсть становилась все сильнее. Тогда зачем все это? У него появилось жгучее желание бежать со всех ног из монастыря и пуститься во все тяжкие. Так поступили бы большинство из нас, но не он. Он же отправился к авве Исидору и в простоте рассказал все, как есть. Вот что об этом пишет святитель Дмитрий Ростовский:

«Однако несмотря на то, что Моисей томил тело свое трудами и пощением, плотское вожделение, влекущее ко греху, не исчезало в нем. Тогда он опять пошел к авве Исидору и сказал ему:

– Отче! Я не могу быть в келье моей, ибо меня обуревают страсти плотские.

Блаженный же Исидор, взяв его, повел в верхнее отделение своей келье и сказал ему:

– Посмотри на запад!

Моисей посмотрел и увидал множество страшных демонов, суетившихся и приготовлявшихся к борьбе.

Потом авва Исидор сказал:

– Теперь обратись к востоку и посмотри.

Посмотрев на восток, Моисей увидел бесчисленное множество святых светоносных ангелов, также приготовлявшихся к борьбе.

И сказал святой Исидор Моисею:

Те, кто на западе, поднимают брань на святых Божиих, а те, кто на востоке, посылаются от Господа на помощь благим подвижникам. Знай же, что помогающих нам больше, нежели тех, кто восстает на нас.

Моисей, будучи укреплен таким видением и словами старца, возвратился в келью свою и снова начал упражняться в обычном пощении и трудах молитвенных».

В непрерывной борьбе с лютой, горевшей в нем адским неугасимым огнем страстью и демонами Моисей провел шесть долгих лет. Шесть лет дикая звериная похоть терзала его днем и ночью, не успокаиваясь ни на минуту, и шесть лет он бесстрашно противостоял ей, предпочитая лучше умереть, чем сдаться. Бодрствуя по ночам, он стал носить для братии воду из колодца, особенно заботясь о немощных и больных, живших далеко от источника. Забота о братии стала его обязательным правилом. Однажды, придя на колодец, он наклонился, чтобы как обычно набрать воды, и вдруг получил страшный удар в спину, от которого потерял сознание. Это были демоны, которые мстили ему, что он их предал. В отличие от разбойников, демоны считали его своей добычей и страшно негодовали, что он их оставил. А когда они увидели, что и других уготованных для ада он обратил ко спасению, то пришли в неописуемую ярость и стали мстить ему как только могли.

Когда утром братия пришла к колодцу, то нашла его при смерти. Он был настолько плох, что когда его отнесли в монастырь, целый год он не мог подняться с постели и говорить. Вся братия и игумен молились о нем, и Господь помиловал своего слугу. Когда Моисей смог говорить, то с твердой решимостью исповедовал игумену, что будет воевать до победного конца.

Сам Господь положил предел этой страшной многолетней битве: авва Исидор благословил ученика и сказал ему, что блудная страсть больше не властна над ним. Старец велел ему причаститься Святых Таин и с миром идти в свою келью. Преподобный Моисей достиг блаженного бесстрастия. С этого времени он получил от Господа власть над бесами: они уже не имели власти над его душой.

Кто-то читает теперь и думает: что это за подвиги такие – победить блудную страсть. Подвиги – они другие. Подвиги – это «бац, бац и все по углам»! Подвиги – это Джеймс Бонд со стаканом мартини в одной руке и ослепительной красоткой в другой. А тут что?

Тут зубная боль, только гораздо-гораздо хуже, потому что приятная. Тут само естество, твое тело, тут сам ты, сладкая невыносимая мука, и все врачи говорят, что это не вредно, а очень даже полезно и очень естественно. Расслабился – и побежал дальше. А Бог говорит – нельзя тебе дальше. Если не победишь эту страсть, дальше будет ад и вечные муки. Скрежет зубовный и огонь неугасимый. И преподобный Моисей победил ад. Этот бывший разбойник, который до своего обращения жил как сильное хищное животное, стал новым человеком. Человеком, просвященным Христом и победившим свою плоть. Моисей Мурин стал святым.

Мы все призваны к святости, и каждый раз в храме, когда священник кадит нам, это напоминание об этом. Священник кадит алтарю, кадит святым иконам – и кадит нам, потому что все мы до единого призваны к святости. Только мы этого не слышим, не хотим слышать, а он услышал и исполнил...

Поэтому он изображается на иконах среди великих святых, а где обретемся мы, один Бог знает...

Слава о его подвигах распространилась среди монастырей по всему Египту. Правитель страны захотел увидеть его. Узнав об этом, Моисей Мурин решил скрыться в пустыне. По дороге он встретил слуг правителя, которые спросили, как найти пустынника Моисея? Преподобный ответил: «Не стоит ходить к этому лживому, недостойному монаху». Слуги возвратились к правителю и передали ему слова повстречавшегося старца. Братия по описанию сразу признали в нем самого преподобного Моисея и восславили Бога за его смирение.

После долгих лет иноческих подвигов епископ облачил его в белую одежду и сказал: «Авва Моисей ныне весь бел». Тот же считал себя недостойным быть священником. Но Бог судил иначе.

Однажды епископ решил испытать его, и велел гнать из алтаря, ругая последними словами. Ни словом ни жестом не прекословя, преподобный Моисей Мурин слушал несправедливые упреки с радостью и смирением. Тогда епископ немедленно поставил его пресвитером. После этого преподобный Моисей служил 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников, многие из которых впоследствии стали святыми.

Когда преподобному Моисею исполнилось 75 лет, он предупредил своих учеников, что вскоре на их скит нападут разбойники и всех убьют. Святой благословил иноков уйти, чтобы избежать смерти. Ученики стали просить его пойти с ними, но он ответил: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Вси, приимшии меч, мечом погибнут»» (Мф. 26, 52). Тогда с ним остались семеро ближайших учеников, готовых умереть вместе с учителем. Когда разбойники ворвались в скит, один из учеников спрятался, а остальные вместе с преподобным Моисеем Муриным были зверски убиты. Они приняли мученическою смерть от разбойников около 400-го года от Рождества Христова.

PS. Есть красивая байка, что безбашенный Джулс Уиннфилд из тарантиновского «Криминального чтива», сыгранный афроамериканским актером Сэмюелем Л. Джексоном, списан с этого святого. Пройдя через огонь и воду, и чудесным образом выжив в перестрелке, этот колоритный персонаж начинает сознавать свои грехи, завязывает с криминальным прошлым и посвящает свою жизнь Богу.

Молитва преподобному Моисею Мурину

О, великая сила покаяния! О, неизмеримая глубина милосердия Божия! Ты, преподобный Моисей, был прежде разбойником, но потом ужаснулся своих грехов, восскорбел о них и в раскаянии пришел в монастырь и там в великом плаче о своих беззакониях и в трудных подвигах проводил свои дни до кончины и удостоился Христовой благодати прощения и дара чудотворения.

О, преподобный, ты от тяжких грехов достиг пречудных добродетелей, помоги и молящимся тебе рабам Божиим (имена), влекомым в погибель от того, что предаются безмерному, вредному для души и тела употреблению вина. Склони на них свой милостивый взор, не отклони и не презри их, но внемли им, прибегающим к тебе.

Моли, святой Моисей, Владыку Христа, чтобы не отверг их Он, Милосердный, и да не возрадуется диавол их погибели, но да пощадит Господь этих безсильных и несчастных (имена), которыми овладела пагубная страсть пьянства, ведь мы все Божии создания и искуплены Пречистою Кровью Сына Его. Услышь же, преподобный Моисей, их молитву, отгони от них диавола, даруй им силу победить их страсть, помоги им, простри твою руку, выведи их на путь добра, освободи их от рабства страстей и избавь их от винопития, чтобы они, обновленные, в трезвении и светлом уме, возлюбили воздержание и благочестие и вечно прославляли Всеблагого Бога, всегда спасающего Свои создания. Аминь.

Тропарь, глас 1:

Пустынный житель, и в телеси ангел, и чудотворец явился еси богоносе отче наш Моисее: постом, бдением, молитвою, небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и душы верою притекающих ти. Слава давшему тебе крепость: слава венчавшему тя: слава действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 4:

Мурины заушив, и лица демонов поплевав, мысленно просиял еси якоже солнце светло, светом жития твоего и учением наставляя душы наша.

Память преподобного Моисея Мурина совершается 28 августа/ 10 сентября по новому стилю.

Денис Ахалашвили,
ответственный редактор
издательства Свято-Пафнутьева
Боровского монастыря

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс