Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (819) → Митрополит Калужский и Боровский Климент: Они были первыми

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Они были первыми

№18 (819) / 12 мая ‘15

Архипастырь

В третье воскресенье по Пасхе Церковь вспоминает тех, кто первыми узнали о Воскресении Сына Божия, – святых жен-мироносиц. О явлении Воскресшего Христа именно женам-мироносицам упоминают все евангелисты.

Святитель Феофан Затворник писал, что мироносицы не сомкнули глаз, пока не обрели возлюбленного Христа. Беззаветная любовь к Спасителю и преданность Ему помогли им преодолеть смертельный страх. Все эти дни после ареста любимого Учителя они были поглощены только Его страданиями, совершенно забыв о себе. С плачем следовали за Христом до Голгофы и были свидетелями Его страшной казни (Мк. 15, 40; Ин. 19, 25), а затем, изнемогшие от скорби, стояли возле гробницы (Мф. 27, 61), наблюдая Его погребение (Лк. 23, 55).

Предписанные еврейским ритуалом похоронные обряды совершили тайные ученики Христовы: Иосиф и Никодим (Ин. 19, 38–40), память которых также совершается в это воскресенье. Обвитое пеленами Тело Господа они положили в усыпальнице, которую Иосиф незадолго до этого вырубил для себя в скале, и привалили ее вход большим камнем (Мф. 27, 57–60). В первый день после субботы, во время которой иудеями соблюдался строгий покой, как только рассвело, мироносицы направились ко гробу Спасителя, чтобы в последний раз послужить Ему – умастить ароматами погребенное Тело. И на всем пути к Голгофе их тревожила не угроза расправы римских стражников, а собственная слабость, неспособность отвалить тяжелый камень, закрывавший вход в гробницу (Мк. 16, 1—3).

В иудейской среде того времени женщины были бесправными членами общества. Их, как и детей, не учитывали при исчислении народа. Римское законодательство также не признавало за ними прав. Когда Спасителя выводили на казнь из Иерусалима через Судные врата, где в последний раз мог быть обжалован вынесенный приговор, некому было сказать слово в Его защиту, ибо женщины, как и несовершеннолетний апостол Иоанн Богослов, не имели права голоса.

Что же сделало слабых и бесправных женщин сильными духом и придало им смелость? Они верили не разумом, а сердцем и поэтому не усомнились в божественности и всесилии Христа, не разочаровались в Нем, даже видя Его мучения и позорную смерть. В отличие от учеников, которые говорили: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24, 21), – женщины сохраняли надежду. Надеяться они могли только на чудо, и Господь явил им чудо Своего Воскресения.

Мироносицам Воскресший Христос явился даже раньше, чем апостолам. Это не означает, что апостолы были в чем-то хуже или меньше любили Христа. Но их вера и любовь были иными. У апостолов вера неразрывно была связана с логикой, поэтому они колебались, искали подтверждений. Однако позже, пройдя через сомнения и отречение, апостолы так утвердились в вере, что уже более ничто не могло отлучить их от любви Христовой (Римл. 8, 35–39).

Новый Завет утверждает равноценность мужчин и женщин перед Богом и одновременно отмечает своеобразие их духовного устроения. Праведный священник Захария нуждался в доказательствах известия о том, что у него должен родиться сын, переданного ему Архангелом Гавриилом (Лк. 1, 18). И как не похожа на него Дева Мария, которая кротко приняла ангельское благовестие (Лк. 1, 38), и стала Богоматерью, ближайшей к Богу, чем даже ангелы.

Прославляя Пресвятую Богородицу, чествуя жен-мироносиц и тысячи святых жен: мучениц, равноапостольных, преподобных, праведных – Церковь упраздняет противостояние полов, надуманное состязание между мужчинами и женщинами. Учение Христово обращено ко всем без исключения, и все люди одинаково искуплены Христом самой высокой ценой. За всех без различия Он пролил Свою кровь. И каждый человек, независимо от принадлежности к мужскому или женскому полу, призван усвоить этот дар благодати (Римл. 5, 15–17) и сделать его действенным в своей жизни.

Воскресший Христос превратил плач мироносиц в радость, как поется в воскресном тропаре. Их плач был растворен надеждой, которая увенчалась радостью о Воскресении Спасителя. Так и нам надо во всякой скорби и трудных обстоятельствах не терять твердости духа, но с надеждой довериться Господу. Сын Божий жил среди бедных и был странником, испытывал голод и жажду, претерпел предательство близких, зависть сильных и ненависть толпы. Он силен помочь и утешить в любом несчастье.

Вместе с тем Христос обращается к нам с призывом помочь каждому нуждающемуся человеку (Мф. 25, 34–45). Проявляя внимание и любовь к таким людям, мы оказываемся в числе верных и беззаветно преданных Христу мироносиц, спешивших послужить Ему и при Его жизни и после смерти. И это стремление не разлучаться со Христом приведет нас, как и жен-мироносиц, в невечерний день Его Царствия.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс