Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (818) → Протоиерей Артемий Владимиров. «Искусство словесного служения»: Слово имеет крылья

Протоиерей Артемий Владимиров. «Искусство словесного служения»: Слово имеет крылья

№17 (818) / 5 мая ‘15

Книжная полка

Книга, которую мы предлагаем вашему вниманию, возникла «на кончике пера» вдохновенного и многоопытного проповедника протоиерея Артемия Владимирова. Благодарные слушатели и читатели уже много лет между собой называют батюшку «златоустым». Как «гостя встречают по одежке», так для проповедников, по словам отца Артемия, одеянием служит их собственная речь.

В предисловии современная писательница Олеся Николаева пишет: «Бог создал мир Словом Своим: «Яко той рече и быша, той повеле, и создашася», Сам Бог Слово «плоть бысть». Но и человека Он сотворил существом логосным, словесным. Однако человек искривил пути свои, и, кажется, вот-вот он вовсе утратит этот свой «генотип», свое основное свойство, отличающее его от животного мира. Ведь современный человек живет среди пустых, мерт-вых, утративших свое значение слов – слов, не несущих в себе никакой реальности и утративших свой смысл: соли, утерявшей свой вкус! Он становится жертвой фантома – лукавого празднословия».

По мнению Олеси Николаевой, «в своем пределе – такое существование без сущности можно сравнить с состоянием ада. И ведь именно от этого предостерегает нас преподобный Андрей Критский в «Покаянном каноне»: «Бегай запаления, о душе, бегай содомского горения, бегай пламене всякого бессловесного желания». От этого предостерегает и отец Артемий, призывая вернуться и прильнуть к своим национальным и религиозным корням. К тому языку, который является даром Божиим и на котором человек с дерзновением беседует со Словом Воплощенным. Книга отца Артемия обращена и к священникам-проповедникам, и к мирянам, ибо всякий христианин по самому званию своему является миссионером и должен, как писал апостол Петр, быть всегда готовым всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

Отец Артемий опирается на собственный многолетний опыт общения с прихожанами и с аудиторией и дает деликатные советы. Например, «гораздо мудрее делиться духовным сокровищем, нежели нарочито назидать». Или – «разумно говорящий более всех назидает самого себя». Или – «нельзя идти по проторенным дорожкам, подменять живое слово раз навсегда заготовленными матрицами». Но главное, отмечает Олеся Николаева, – книга написана великолепным русским языком, пронизана тем мягким юмором, который, как уверяет священник, никогда не помешает доброй проповеди.

По словам самого автора, в этой книге представлен малый плод уединенных раздумий о служении людям словом. Слово, говорит отец Артемий, ныне мало ценится. Его, по большей части, почитают чем-то вроде маскировочного халата, позволяющего удобнее проникнуть на территорию противника. «Одно пишем, два в уме», «понимай наоборот» – так поневоле научена мыслить современная аудитория по причине лукавства говорящих. «Наш век устал от слов», – говорил об ушедшем столетии известный подвижник благочестия. Что же тогда сказать о двадцать первом? Современным проповедникам подобает знать, как приступать к словесному служению, к которому они призваны. Нам, пишет отец Артемий, выпало жить в век всеобщего оскудения. «Умалилась истина среди сынов человеческих...». Незыблемые, казалось, прежде устои колеблются. Повреждение нравов отражается и выражается во всех сферах человеческого бытия.

Красоту некоторые определяют как гармонию формы и содержания. Когда они распадаются, тогда под ногами homo sapiens начинает «хаос шевелиться»... Нам, пишет отец Артемий, заповедано трудничество, подвижничество, ибо иначе, без употребления усилий, невозможно плыть против общего течения. Слово – «лакмусовая бумажка» христианской души! Слово, как конек (а может быть, крест), венчает собой стройное здание устоев, привычек, правил, мыслей, начинаний, чувствований подвижника веры. Слово раскрывает тайны нравственного устроения личности. Поэтому, всякий, кто дерзает сегодня обращаться с добрым словом к соотечественникам, не может не думать о его форме.

Чтобы пояснить свою мысль, автор прибегает к аналогии: «В наши дни нет человека, который не был бы озабочен качеством пищи. Съестное ныне перестает быть полезным и питательным по причине множества искусственных добавок, красителей и прочего... Все заинтересованы в том, чтобы иметь на столе чистые «яства и питие». Словосочетание «натуральный продукт» стало в XXI столетии совершенно устойчивым. Не то же ли самое относится к слову, особенно если это не частный разговор, но публичная речь, проповедь? Сердца слушателей интуитивно тянутся к родному, литературному языку, в котором все прекрасно, возвышенно и выразительно...».

По словам отца Артемия, опыт показывает, что чистая русская речь, льющаяся из глубины милующего сердца, целительна для всех возрастов. Зачастую слушатели сами себе не могут объяснить, почему они с такой жаждой приникают к источнику родного живого слова. Очевидно, слово, как хорошо выдержанное вино, расцветает в сердечных амфорах слушателей благоуханным букетом смыслов. Оно приносит неведомую или давно забытую радость приобщения к тому, что мы именуем красотой, истиной и благом и что восходит к Предвечному Слову, в Котором жизнь и свет человеков.

Слово – святыня, если оно обращено к сердцам слушателей, запечатленных образом Создателя. Слово врачует, просвещает, умиротворяет... Слово имеет крылья.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс