Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (817) → Митрополит Волоколамский Иларион: Духовная радость – самое главное и лучшее, что может дать Церковь

Митрополит Волоколамский Иларион: Духовная радость – самое главное и лучшее, что может дать Церковь

№16 (817) / 21 апреля ‘15

Церковь и мир

Окончание. Начало в №15 (816)

Митрополит Иларион: У нас тоже есть своя статистика, которая базируется на простых наблюдениях. Как священнослужитель я наблюдаю, что в Великий пост в храме значительно увеличивается число прихожан как на обычной воскресной службе, так и на службах первой седмицы Великого поста.

В первые четыре дня Великого поста во всех храмах на повечериях читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это сложный текст, содержащий в себе разные цитаты из Библии, ссылки на персонажей, о которых многие сейчас и не знают, потому что мы не знаем Библию настолько хорошо, как в те времена, когда писался Великий канон. Но, тем не менее, люди приходят в храм, ибо по опыту прошлых постов им знакомы чувства благодатного переживания во время чтения этого канона.

У человека есть потребность в какой-то период года изменить ритм своей жизни, усилить интенсивность духовной жизни. Именно для этого сложился в Церкви Великий пост. Причем Великий пост – установление древнее, и, действительно, он появился как время подготовки к Пасхе, когда верующие готовили себя к встрече с Воскресшим Спасителем. Но Великий пост – это еще и время, которое на языке святых отцов называется духовной весной. И здесь я хотел бы обратить внимание на аспект радости, затронутый Вами, который, в том числе, присутствует и в покаянии. Великопостные службы – покаянные, призывающие человека к плачу, к раскаянию в своих грехах. Но в то же время после них люди из храма выходят радостными. Это та внутренняя радость, которую человек переживает, когда соприкасается с Богом, когда слышит удивительные слова церковных песнопений, и даже физически чувствует какое-то очищение. Это та радость, которую нельзя описать словами и невозможно втиснуть ни в какие рамки социологических опросов.

Читая Евангелие, я всегда поражаюсь, насколько часто Господь Иисус Христос говорит о Царстве Небесном и о Царстве Божием. Он никогда не разъясняет, что такое Царство Небесное и Царство Божие, но всегда приводит примеры и образы. Например, Он говорит, что Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, «которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13, 44). Еще Царство Небесное «подобно купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13, 45 – 46). То есть он нашел эту жемчужину, и от радости продает все остальное, чтобы купить ее. А что он будет делать с этой жемчужиной – неизвестно. Зачем она ему нужна – никто не знает. И когда мы соприкасаемся с Богом, соприкасаемся с Церковью, для многих из нас эта встреча и является той радостью, которая внезапно входит в жизнь человека и преображает ее. Ведь когда Христос родился, ангелы пастухам сказали: «Мы возвещаем вам великую радость» (см.: Лк. 2, 10). И с этой радостью пастухи пришли и поклонились родившемуся Спасителю.

А. Багрина: Мы проводим не только количественные опросы (с использованием формализованного инструментария (анкета, опросный бланк)), но и опросы качественные. Качественный опрос – это интервьюирование, беседа, когда собеседник может тебя удивить.

С целью изучения содержательных различий между понятиями «верующий», «религиозный», мы спрашивали у людей, какие ассоциации у них вызывает слово «религиозный», какой, по их мнению, религиозный человек. На вопрос «Религиозный человек: как Вы считаете, какой он?» респонденты отвечали: «Соблюдает пост», «Ходит в церковь», «Женщины в косынках и юбках». На вопрос «Кто такой «верующий?» ответили следующее: «Это хороший человек», «Серьезный», «Добрый, честный, скорее всего», «Улыбчивый», «Приветливый», «Наверное, веселый, радостный». Таким образом, опрошенные включили в понятие «религиозный» поведенческую атрибутику, в то время как понятие «верующий» связывалось с личностными качествами.

Митрополит Иларион: Хорошо, если так реагируют на людей верующих. Это значит, что для многих людей вера является чем-то серьезным и значимым, а самое главное – это показывает, что вера преображает жизнь человека.

Вы вспомнили о фарисеях, у которых религиозность была внешней. Почему Христос жестко обличал фарисеев? Потому что у тех была внешняя религиозность и отсутствовала внутренняя составляющая. Спаситель им говорил: «Вы как окрашенные гробы» (см.: Мф. 23, 27), сравнивая их с гробницами, которые по иудейскому обычаю ежегодно окрашивались. Этот обычай придавал гробницам красивый вид снаружи, при этом представляя поразительный контраст с нечистотою и гниением тела и человеческих костей внутри.

Такая внешняя религиозность, которая не сопровождается внутренним преображением человека, не ведет ни в Царство Небесное, ни к той радости, которую Бог дает человеку. Это такая безрадостная, внешняя, сухая религиозность, во многом – фарисейская.

Церковь не для того установила Великий пост и другие правила, чтобы отнять у человека радость, облачить его в темные ризы, лишить возможности наслаждаться жизнью. Нет, Церковь говорит, что помимо радостей земных есть радости духовные; помимо богатства земного, есть то Небесное сокровище, которое невозможно приобрести никакими человеческими стяжаниями. Церковь напоминает, что в жизни человека есть иное измерение, которое намного выше материального состояния, земного успеха. Оно не идет ни в какое сравнение с наслаждением благами жизни или способностью взять от жизни все.

Когда человек соприкасается с внутренним измерением Церкви (а ведь это самое главное, что есть в Церкви), только тогда он понимает, в чем смысл веры, в чем значимость Церкви, и для чего Христос создал Церковь на этой земле. Не для того, чтобы людям сделать хуже, превратить их в каких-то мрачных религиозных фанатиков, а, наоборот, чтобы раскрыть им Царство Небесное, которое невозможно описать никакими человеческими словами. Те люди, которые приходят в Церковь, в том числе и в Великий пост на эти долгие великопостные службы, соприкасаются с этой радостью, переживают ее, и они знают, что Бог присутствует в их жизни. Эта духовная радость, которая есть предвкушение сладости Жизни Вечной – самое главное и лучшее, что может дать Церковь человеку.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс