Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (816) → Архиепископ Петергофский Амвросий: 2015 год – Год святого равноапостольного князя Владимира

Архиепископ Петергофский Амвросий: 2015 год – Год святого равноапостольного князя Владимира

№15 (816) / 14 апреля ‘15

Архипастырь

Окончание. Начало в №14 (815)

Вопрос телезрителя: «Князь Владимир обрекал данью посадских сыновей. Например, когда сын Ярослав, будучи Новгородским князем, не выплатил вовремя дань, он направил на него войско. Почему он по-христиански не простил его?». Где вообще проходит грань между волей руководителя и христианской моралью?

Думаю, мы должны правильно относиться к несению своего послушания в этом мире. Это вовсе не означает, что надо всем улыбаться и быть безответными «амебами». Как ректор духовной академии, я говорю студентам: «Бог всех прощает и принимает. Как исповедующий священник, я никогда не отрину человека, всегда пойму и прощу: нет того, кого Бог не мог бы ввергнуть в бездну Своей любви и милосердия, но вы являетесь будущими священнослужителями, и с вас уже другой спрос. Именно поэтому, если вы неоднократно нарушаете нормы христианской жизни, еще будучи студентами духовного учебного заведения, вместе с воспитательским советом я принимаю решение об отчислении, потому что мы не видим такого студента в числе священнослужителей». Это не лишает человека возможности оставаться христианином, осознавать свои ошибки, но лишает возможности служить у престола Божия – для этого надо обладать качествами, необходимыми священнослужителю.

Почему князь Владимир поступал таким образом? Поскольку у него тоже был долг перед своим народом, и государство, которое складывалось, имело устройство и механизмы, которые должны были работать в соответствии с моделью средневекового государства. Для этого необходимо было кого-то и принуждать. И в сегодняшней жизни нам часто приходится выбирать не между добром и злом, но между большим и меньшим злом. Когда перед правителем нет другой альтернативы, он выбирает меньшее зло, чтобы в жизни его народа не произошло то, что разделит его, разлучит и расстроит все, что созидалось такими усилиями. Подобные примеры мы видим и в собственной жизни, и в жизни нашего государства, и всего мира, когда человек берет на себя ответственность и осуществляет этот выбор. Это крест ответственности.

То же были вынуждены делать и наши иерархи, где-то и они совершали ошибки, где-то их обманывали или они обманывались. Только сейчас, с точки зрения людей начала XXI века, можно судить, правильно или неправильно поступал кто-то из них. Как сказал один из наших новомучеников и исповедников: «Пусть мое имя погибнет в истории, лишь бы Церкви была польза». Мне кажется, именно этим принципом руководствовались люди, совершавшие поступки, которые только теперь, с высоты веков, мы можем оценивать как благовидные или неблаговидные. Чтобы давать оценку, мы должны попытаться поставить себя в контекст ситуации, в которой находились они. Тогда мы увидим, что «по-христиански» не означает абсолютно безупречно. Бывают ситуации, в которых невозможно поступать по-христиански с точки зрения буквы закона, но мы должны поступать по духу.

Один из примеров: когда у наших новомучеников на допросе спрашивали, знают ли они кого-то из состоящих с ними в одной общине, то, чтобы не подвергнуть опасности другого человека, с точки зрения буквы закона, они совершали грех лжи. Но ведь тем самым они спасали человека, выбирали между меньшим и большим злом. Меньшее зло – солгать, нежели сказать правду, которая приведет к уничтожению людей. Но потом обязательно в этом каялись. Очень важно, чтобы, если человек совершает что-то вынужденно, он обязательно принес покаяние перед Богом, ведь это приводит его в самое главное и спасительное состояние: состояние смирения. Если всегда действовать по букве закона, можно сильно запутаться. Надо иметь духовную интуицию, – а если ее не хватает, есть духовно опытные священнослужители, которые нам подсказывают, как поступать.

Почему обращение как к наследникам князя Владимира адресовано в первую очередь молодежи?

Именно молодежь способна быстро изменяться и обладает огромными духовными дарами, сама того порой не зная. Как и в жизни князя Владимира, дары эти часто уходят в отрицательную сторону. Наша задача – показать человеку, насколько он талантлив и способен принести счастье и себе, и окружающим людям.

На примере князя Владимира мы будем стараться показать, что такое покаяние, и объяснить, что покаяние не слабость, но поразительная сила. Молодые люди очень остро чувствуют, где правда и где фальшь, и способны быстро реагировать на это. Мне бы хотелось, чтобы эти силы молодежи были задействованы ради тех же изменений, которые были в жизни святого равноапостольного князя Владимира и других святых. Ведь от молодых людей зависит будущее их самих, их детей, нашей страны и даже всего мира, потому что все мы – клеточки одного единого организма.

А юбилей так же значим для людей нецерковных?

Равноапостольному князю Владимиру обязаны все, кто живут на пространстве исторической Руси: русские, белорусы, украинцы. Мы все обязаны ему за тот цивилизационный выбор, который он осуществил в нашу пользу, и который, как мы видим сегодня, пытаются в клочья порвать те, кому этот выбор не понравился. Мы должны набраться ума, терпения и прощения друг друга, чтобы победить то зло, которое осуществляется через сердца продажных людей, особенно на территории Киевской Руси. Думаю, что последнее слово будет за нашей молодежью.

Владыка святый, благодарю Вас за эту беседу. К сожалению, мы не успели перечислить мероприятия, которые будут посвящены празднованию этого юбилея. Пожалуйста, назовите самые главные праздничные события, которые пройдут в Санкт-Петербурге, помимо тех, о которых Вы сказали в начале программы.

13 мая в Мариинском театре запланировано проведение концерта «Наследники князя Владимира». В прошлом году, проходившем под знаком празднования юбилея преподобного Сергия Радонежского, духовенство впервые пело на новой сцене Мариинского театра. В музыкально-литературной композиции участвовали заслуженные артисты, известные люди, преподаватели и студенты духовной академии и епархиальных курсов. Это был первый опыт, который был высоко оценен нашим маэстро Гергиевым. Мы продолжим этот проект в рамках намеченных юбилеев. Будут проходить различные фестивали; в ноябре пройдет IX фестиваль христианского кино «Невский благовест», который будет посвящен святому князю Владимиру. В городе будут установлены памятники равноапостольному князю и святой княгине Ольге.

Обо всех предстоящих событиях мы будем оповещать на специальном сайте, созданном в нашей епархии: http://1000vladimir.spb.ru.

Владыка святый, благодарим Вас за беседу. Спаси Господи!

Спасибо. До свидания.

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс