Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжаем наши беседы по 7-й главе Первого Послания апостола Павла к Коринфянам. Как уже говорилось, ничто так не приземляет человека, как брак, так не привязывает к социальным условиям человеческого бытия, как супружество, так не привязывает человека к миру и к мирским отношениям, как создание семьи и рождение детей.
Так вот, хотя апостол Павел, отвечая, очевидно, на самые важные вопрошания христиан города Коринфа, сказал о значимости телесной стороны супружества, о том, что в супружеской близости нет никакой скверны и никакого греха, иначе бы Бог не избрал именно эти отношения для раскрытия тайн Своих отношений с человеком, – но остался открытым очень важный вопрос. Это насущный вопрос и для нас, читающих это Послание, и для христиан города Коринфа. Как же все-таки относиться нам к миру, который неизбежно входит в нашу жизнь, если мы создаем семью, тем более, если в браке рождаем детей? Ведь тогда неизбежны и социальные, и просто мирские отношения. Как сохранить себя не оскверненным от мира, если я вступил в брак?
Этот вопрос остается открытым. Пусть брак сам по себе не скверен, пусть отношения любви, терпения, снисхождения, нежности к ближнему, с которым вступил в супружеские отношения во Христе, очень помогают созиданию самого себя в любви, созиданию души другого человека перед Лицом Господа. Но как же быть с суетными, мирскими отношениями – приобретением имущества, работой, тем, что надо тратить очень много времени на содержание самого себя и своей семьи, на воспитание детей, на то, чтобы дать им образование, на уплату налогов, и прочее, и прочее, и прочее? Как, войдя в круговерть мира, сохранить себя для Бога? Как сохранить ум и сердце незамутненными, как не потерять любовь к Богу? Как сохранить целостность свою перед Богом?
Этой теме как раз и посвящено окончание 7-й главы Первого Послания к Коринфянам.
«Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения».
Все это было очевидно каждому христианину того времени, как очевидно любому христианину нашего времени. Другое дело, что нынче человек обретает веру, чаще всего уже будучи связанным и супружескими отношениями, и большим количеством социальных обязательств.
А вот как быть человеку, который еще ничем не связан? Как ему выстраивать свою жизнь, зная, что супружество неизбежно приведет его к заботам о мирском? От этого никуда не денешься, такова логика жизни – и, как мы уже говорили, это правильно. Так заповедано Богом, это должно быть для большего числа людей. Это есть определенное дарование Божие. Церковь наставляла и утешала людей, молилась о всех их нуждах. Не только о духовных, но и о телесных нуждах – об урожае, о том, чтобы было здоровье, благорастворение воздухов, о том, чтобы были дети, работа и о многих других материальных благах. И нынче человек приходит в храм, ища прежде всего этого. А те, кто приходит в поисках только духовного, рано или поздно понимают, что есть и другие важные вещи и что о многом и многом приходится просить человеку Бога. Что, как бы ни был духовен человек, ему нужна пища, и должен кто-то ее приготовить, принести. Нужен кров, и кто-то должен этот кров построить, поддерживать в порядке. И когда я буду жить под этим кровом, кто-то должен меня одевать и кормить, а значит, я должен молиться в том числе и за этого человека. И я чувствую, что на самом деле, как бы ни был я высок духом, моя жизнь очень хрупка и зависит от милости этого человека.
Такие переживания нашли отражения в посланиях очень многих, особенно русских, подвижников, которые как раз предупреждали от особо порывистых духовных устремлений, показывая, что, пока человек не смирился, не ощутил своей зависимости от всего рода человеческого, не перестал осуждать и превозноситься над теми, кто живут в миру, а делают очень много для такого духовного подвижника, ему категорически запрещалось уходить в пустыню: он сможет там найти не Христа, а только искушения.
Важны очень заключительные слова прочитанного отрывка: «служить Богу без развлечения». Что такое развлечение? Развлечение – это иное влечение, иная услада, иное утешение. То есть когда сердце мое стремится утешиться чем-то, кроме Бога. Когда сладостью для сердца является не только и не столько Христос, а что-то другое. Это и есть развлечение.
Пророк Давид в Псалтири говорит: «Отвержеся утешитися душа моя» – он слезно, скорбно ищет Бога и в этом поиске понимает: чтобы действительно найти Бога, надо отвергнуться утешения. Именно тогда, когда человек отвергнется утешений, он может найти Того, Кто является по природе, по существу, по замыслу, по премудрости подлинным Утешением для человеческого сердца, когда вся жизнь посвящена Богу.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.