Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (816) → Пасхальное послание Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии

Пасхальное послание Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии

№15 (816) / 14 апреля ‘15

Архипастырь

"И друг друга обымем, рцем: братие,
и ненавидящим нас простим вся Воскресением"
(Стихира Пасхи)

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! С трепетом мироносиц и ликованием апостолов и мы, достигшие поприщем Великого поста до света сей всепраздничной и спасительной ночи, видим пустой гроб и благовестника ангела, возвещающего величайшую радость, что ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Сегодня мы празднуем умерщвление смерти и совершенное погубление грехов, торжество любви и надежды и победу над адом. В этом году мы как никогда часто будем слышать это слово — победа. В год 70-летия Великой Победы нашего народа над чумой фашизма мы будем вспоминать о подвигах наших отцов и дедов, выстоявших и победивших, потому что с ними была правда. Мы вспоминаем ветеранов и благодарим их, потому что они рисковали не только телом, но и самой душой. Любая война — это огромный риск для души, это неизбежный урон для её мира. Но люди, чья любовь к ближним больше, чем тяга к телесному и душевному комфорту, даже са́мые души свои подвергают беспощадным ударам зла. Не правы те, кто романтизирует войну. Любое убийство есть противление замыслу Творца. Тем тягостнее необходимость прибегать к этому средству для предотвращения бо́льшего зла. И тем глубже должна быть наша благодарность тем людям, которые души свои полагают за ближних и благодаря которым мы в мирной стране собираемся под сводами храмов, оглашаемых Пасхальными песнопениями. Неслучайно день окончания самой страшной и кровопролитной войны в истории человечества пришёлся именно на Пасхальное время.

Поэтому в нынешнем году мы, в свете величайшей победы Воскресшего Христа, должны особенно размыслить над тем, что́ есть победа для христианина. «Победу имея, Христе, юже на ада, на Крест возшел еси: да во тьме смерти седящия воскресиши с Собою», — поём мы в одной из воскресных стихир. Христова победа — это торжество Креста и любви, а не смертельного оружия и разрушительной мощи.

В Воскресении Христовом поражает то обстоятельство, что само́ это величайшее событие совершается без всякого зрителя, в полном неведении человечества о том моменте, когда ад сокрушается настолько безнадежно, что не в силах более удерживать в себе мертвецов. «Не чувствоваша, когда воскресл еси, стрегущии Тя воини» — говорит воскресное песнопение. В Воскресении Христовом человечество было безучастно даже в качестве созерцателя. Во время Гефсиманских страданий Господь просит простого человеческого внимания и сострадания у ближайших Своих друзей. Но не находит поддержки даже у тех, кто более всего был к Нему приближен. Пётр показывает равнодушие к Гефсиманским слеза́м Спасителя, а потом и вовсе предаёт Его, но не только за себя одного, а и от всех нас. Каждый из нас не дал Своему Богу ни достаточно своего времени, ни слов общения в молитве, не показал достаточного интереса к Его словам в Евангелии, и уж точно к полному следованию Его просьбам и повелениям. Воскресение — это бесконечно великий дар Творца бесконечно неблагодарному человеку. И совершается он тогда, когда мы ещё бываем врагами Богу, противниками Его заповедей и не исцелившимися от губительных пороков. Христос не ставит условий для Своей любви и, не найдя ни в ком полного понимания, Сам, один, с болью и отчаянием всего человечества идёт туда, где Его ненавидят, но где Его более всего ждут — в самое страшное место ужаса и страданий — в ад. Он делится с нами Своей победой и Своей любовью — безусловной и безоговорочной — ещё до того, как мы даже успели о ней узнать. Так продолжается и до сих пор. И сейчас Господь изливает ликование Пасхи на всех людей — и потрудившихся в духовном подвиге и не трудившихся вовсе, и на постившихся и на невоздержанных. Христова победа не умерщвляет грешников, а дарует им святость, не уничтожает Его прежних врагов, а делает их друзьями, подобно тому, как Воскресший Господь не испепеляет гонителя Савла, а преобразует любовью в первоверховного апостола Павла.

Святитель Филарет Московский говорит: «Любите враги ваша и благотворите! Мудрость мира находит здесь затруднение, представляя такую любовь не естественною; ибо она должна основываться на представлении видимых или воображаемых совершенств своего предмета: но как можно любить тех, в которых мы ничего не видим, кроме коварства и злобы? Конечно, мы не можем любить зла, да и кто сего требует? Чувствуйте всё омерзение к порокам, какое они заслуживают, — сего не запрещают, но ещё требуют; только не смешивайте их с самими людьми, в которых замечаете их: отделив оные, вы ещё найдете в них то, что достойно любви вашей. Сколько бы ни казалось неестественным любить врага, — разве менее противно природе ненавидеть человека?».

Ни одна действительно великая победа человека не может совершиться ненавистью. Сила духа состоит не в особой непримиримости и злости к врагам, а в любви к своему Отечеству, к своей земле и семье, а самое главное — к Богу, даровавшему нам всё это.

Пасхальную радость, живущую непрестанно в христианском сердце, враг рода человеческого хочет вытравить и заменить гордостью и воинственностью. И вот уже брат идёт на брата, красивыми словами и призывами оправдывая злобу и ненависть. Святая Страстотерпица Великая Княжна Ольга Николаевна кровью засвидетельствовала истинность своих слов о том, что «не зло победит зло, а только любовь». Мы все сейчас переживаем очень опасный искусительный период, когда желающих воевать за правду найти проще, чем живущих по правде.

«Не всякому слову противься, не всякому и следуй; но знай, какому и когда противиться или следовать. Более будь привязан к Богу, чем стой за учение о Боге. Всякое слово можно оспаривать словом; но жизнь чем оспоришь?» — говорит святитель Григорий Богослов. Человек призван не воевать и убивать, а жить и созидать, поскольку праведно жить сложнее. Пусть же Воскресший Христос в сегодняшний Пасхальный праздник дарует нам благодать победы в прощении, победу над злопамятством и непримиримостью, над своей гордостью и самостью. Пусть победа Его правды и любви будет всегда с нами, потому что в Церкви Христос посреди нас, Христос жив, ибо

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Божией милостию, смиренный Кирилл,
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский

г.Екатеринбург
Пасха Христова
2015 год

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс