Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда я увидел камень, на который ступал Иисус, библейская история перестала быть библейской, а стала моей собственной. Когда я увидел мощи преподобного Илии Муромского, все детские сказки, которые я любил с детства, ожили и стали историей моей страны – России.
В народной памяти Илия Муромец остался как великий русский богатырь, одинаково почитаемый Киевскими князьями и простым народом. Он стал насельником монастыря в глубокой старости, его нетленные благоухающие мощи покоятся в Киево-Печерской лавре и свидетельствуют о его святой богоугодной жизни. Московский священник Иоанн Лукьянов в своем «Путешествии в Святую Землю» (XVII в.) пишет: «Поидохом в Антониеву пещеру (в Киево-Печерском монастыре) и видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей, рука у него левая пробита копнем, язва вся знать, а правая рука изображала крестное знамение».
Любимый герой русского эпоса до своего пострига вел жизнь воина и обладал не только могучей силой телесной, но и великой силой духовной. Во всех сказаниях о нем есть свидетельства о его истинно христианском смирении и кротости, спокойствии и мире душевном. Главные свойства духовного облика Илии сделали его первым среди русских богатырей и любовно сохранены народом.
«Древнерусская литература, – писал Дмитрий Лихачев, – не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события. Даже если автор вносил в свое повествование чудесное, фантастическое, то это не был сознательный вымысел, потому что сам писатель и его читатели верили в правдивость написанного».
По мнению подлинного знатока русской народной поэзии Константина Аксакова, «в сонме богатырей, в подвигах их видится и выражается сам народ. Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг Великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец. Скопил он страшные силы, встал и понес их, но не на обиду и разорение другим, не на праздное пролитие крови, но на защиту добра и на поражение зла, на мир и тишину».
Преподобный Илия родился в селе Карачарове под древним русским городом Муромом. Название села сохранилось до сих пор. Народная память сохранила имя отца Илии, крестьянина Ивана Тимофеевича. Другие богатыри были витязи знатного рода: Добрыня Никитич – родственник князя Владимира, по летописям – его дядя, по былинам – племянник. Илия Муромец – единственный крестьянин по происхождению среди русских богатырей. И именно ему дана самая большая сила – и духовная, и телесная.
Это исторический факт, что от рождения самый сильный русский богатырь Илия был немощен и не мог ходить до тридцати лет. За годы немощи в нем воспитались великое терпение и смирение, великая кротость. Так Господь готовил его к тому, чтобы поставить во главе защитников границ Руси от многочисленных врагов, во главе русских богатырей. «Под славным городом под Киевом... стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илия Муромец, его правой рукой – Добрыня Никитич, есаул – поповский сын Алеша». Эти слова запечатлел в своей знаменитой картине «Три богатыря» картине Васнецов.
Избранность Илии Муромца – от Бога. Сила дается ему чудом, через святых старцев. Они приходят к нему в дом, где он привычно безмолвствует один, и приказывают принести им воды. Он не прекословит, не говорит о болезни, а пытается исполнить их волю и... неожиданно для себя встает. Сидевший до этого на печи тридцать лет Илия встает и приносит им целое ведро воды. «Выпей сам», – говорят старцы. Он послушно выпивает. – Что ты в себе слышишь?» – «Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли» – «Принеси еще ведро». Илия приносит. «Выпей и это ведро, – говорят ему старцы. – Что в себе слышишь теперь?» – «Если бы кольцо ввернуть в землю, – отвечает Илия, – я бы повернул землю» – «Это много, – говорят ему. – Принеси третье ведро». Выпил из третьего ведра – силы у Илии стало меньше. «Будет с тебя и этого», – говорят старцы и уходят.
Получив чудесном образом здравие и невиданную силу уже в зрелом возрасте, Илия был огражден от гордости и обратил ее на служение всему народу, которому бессменно и бескорыстно до глубокой старости служил.
С благословения родителей Илия отправляется в стольный град Киев к Великому князю Владимиру. Встретив на пути разбойников, Илия не стал с ними драться, а пустил стрелу «в сыр кряковистый дуб», и дуб изломался «в черенья ножевые». Он показал им свою силу, и те с поклоном пропустили его. Соловей-Разбойник, которого затем Илия взял в плен, по мнению исследователей, олицетворяет собой языческую силу, от которой богатырь был призван очистить Святую Русь. Во многих песнях говорится, что копье Илии украшено было крестом Христовым.
Илия Муромец приехал в Киев к князю Владимиру Мономаху (1053-1125г.), а не к равноапостольному князю Владимиру, как изображается в былинах. Это видно хотя бы из того, что христианство уже распространилось на Руси и глубоко вросло в народную душу и быт, что не могло сразу осуществиться при святом князе Владимире. За столом рядом с Киевским князем сидит Владыка Черниговский, и в Ростове Великом стоит собор, где давно служит старый отец сидящего здесь же Алеши Поповича.
В летописях говорится, что дружины Владимира Мономаха загнали силы хана Отрока Шарукановича за «железные врата» на Кавказе, «пили золотым шеломом Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие города на Северном Донце, заставляли половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала. Усилиями русских богатырей, предводителем которых стал святой Илия Муромец, борьба с половцами от стен русских городов переместилась в глубь степей.
Освободившийся от языческого ига степной орды народ строит монастыри и храмы, крепости и посады, растит хлеб и слагает величественные былины, отразившие спокойную мощь и достоинство уверенного в помощи Божьей и защите народа. «Высота ли – высота поднебесная, глубота, глубота – океан-море, широко раздолье по всей земли!» – пелось в русской песне времен богатырей. «В этих словах, – пишет Константин Аксаков, – ставит себе размеры русский человек, – и какие размеры!» Получив новое Божественное измерение в вере Христовой, русский народ обращает все силы, чтобы в домоправительстве своем воплотить Правду Божию.
Западный путешественник Эрих Лассота, бывший в Киеве в XVI веке, описывая церковь Святой Софии, писал, что «там была гробница Илии Муромца, о котором народ рассказывает много легенд. Гробница его ныне разрушена». Историки предполагают, что после кончины, как всенародного любимца, Илию похоронили в главном храме государства – Святой Софии, а уже позднее его мощи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря, где покоятся до сих пор. Здесь же хранится дубовая колода, ставшая гробом первого русского богатыря.
Денис Ахалашвили,
ответственный редактор
издательства
Свято-Пафнутьева
Боровского монастыря.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.