Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися»… В пермском селе Заспалово на ум приходит это песнопение, которое исполняется обычно после 6-й песни Великого Канона Андрея Критского. То ли название села навевает мысль о покаянии и греховном сне собственной души, то ли небольшая деревянная церковь, стоящая в его центре и удивительно хорошо сохранившаяся для своего более чем столетнего возраста...
Заспалово – небольшое село близ Кунгура. Стоит здесь единственный в области и один из немногих в стране храм Сошествия Святого Духа на Апостолов. Если вспомнить те удивительные и важнейшие события двухтысячелетней давности, когда ученики Христовы прияли особую Божественную благодать через ниспослание на них Святого Духа, кажется, что в каждом городе должен быть храм в память об этом чуде.
Святых апостолов семья
В молитве тихой пребывает
И, веру чистую тая,
К Христу с надеждою взывает.
Исполнен каждый светлых дум,
Молитвой тихой вдохновлялся...
Внезапно точно ветра шум
По тихой храмине раздался.
То, в виде светлых языков,
Сходил к ним Дух Святой, сияя,
И на главах учеников
Почил, их светом осеняя.
И шум пронесшийся затих,
Едва коснувшийся их слуха,
И сонм Апостолов святых
Исполнился Святого Духа.
Оставив храмину, пошли
И, ставши пред учениками,
Им поучения вели.
Толпа внимающих людей
Теснится молчаливым строем...
(И.Рыскин)
Духосошественский храм села Заспалово можно назвать уникальным. Построен он был больше ста лет назад – в 1901 г. Время безбожия перенес стойко, не закрывая свои двери для сотен жителей окрестных деревень.
Игумен Антоний (Щукин), настоятель храма Сошествия Святого Духа на Апостолов (с. Заспалово): – Рассказывали, что это была сторона старообрядческая, – старообрядцы-беспоповцы скрывались в этих местах. Белая гора, Кунгурский, Кишертский районы и далее, ближе к Екатеринбургу, – здесь селились старообрядцы. Часть храма, которая сохранилась с тех времен, начиная от входной двери и до иконостаса, эта часть была как раз безпоповская часовня, которая имела и колокольню. Это место объединяло многих старообрядцев-беспоповцев, и так продолжалось до 1902 года, затем их принудили принять единоверие. Мы знаем, что единоверие – это примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество. Как говорил первый единоверческий епископ священномученик Симон Охтенский, прославленный Русской Православной Церковью в лике святых: «Это есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью… Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество». Принявшие единоверие бывшие беспоповцы подрубили к часовне паперть, поставили алтарь и поменяли колокольню. Это и дало начало единоверческой Духосошественской церкви.
Игумен Антоний читает архивный документ: – «Существующая в деревне Заспалово Кунгурского уезда деревянная часовня, разрешенная к постройке по плану, утвержденному отделением Пермского губернского правления по протоколу от 7 декабря 1899 года за номером 590».
Так появился в Заспалово небольшой (но уютный, какой-то домашний) храм. Он был однопрестольным, со столпообразной колокольней, восьмигранным куполом и луковичной главкой. Казалось бы, обычный деревенский храм, коих по всей стране тысячи. Пожалуй, во всех сельских церквах есть особая притягательность, необъяснимая словами, она чувствуется где-то подсознательно как что-то дорогое и близкое сердцу. Каким чудом уцелел в годы гонений маленький деревянный храм, сказать трудно. Были тяжелые времена, когда не было священников, чтобы совершать Литургию. Но люди бережно охраняли свой храм и его святыни. И то, что церковная жизнь здесь никогда не прерывалась, сразу чувствуется.
Интересно, что в церкви до сих пор преобладают элементы старообрядчества, да и нынешний настоятель признается: многие из его прихожан по привычке крестятся двумя перстами. Возможно, именно крепкие духом селяне, закаленные духом старообрядчества, порой ценой собственной свободы отстаивавшие свои принципы, и помогли защитить церковь.
Игумен Антоний (Щукин): – Здесь иконы многие с двуперстием. Скорбящая Божия Матерь с двуперстием, святитель Николай и ряд икон в местном ряде иконостаса. К сожалению, второй, праздничный ряд не сохранился, потому что в 1963 году кунгурский уполномоченный приехал сюда и забрал якобы для кунгурского музея 6 икон слева и справа. Остались только Ветхозаветная Троица и Тайная Вечеря.
Множество икон, довольно редких для Урала, дух старины, тишины и спокойствия, благодать, которая явно не покинула эти стены. Конечно, на фоне многочисленных храмов, буквально поднятых из руин, и вновь построенных величественных соборов, эта церковь не представляется особенно необыкновенной. Что-то обновили, реставрировали, построили… Но стоит хотя бы один раз побывать в Духосошественском храме села Заспалово, окунуться в этот деревенский быт и дух, чтобы понять, какое поистине святое место занимает он на паломнической карте Пермского края.
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.