Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Обратимся к особой теме Первого Послания апостола Павла к Коринфянам, которой он уделяет очень много места. С 12-го стиха 6-й главы начинается слово апостола Павла о христианском браке. Вернее, даже не столько о браке, сколько об условиях, организующих бытие христианина в этом мире.
Бесспорно, брак – важнейшая институция человеческой жизни. Не случайно именно со слова о браке начинается история человека. Они создаются сразу, мужчина и женщина, буквально сразу для Адама создается Ева, и именно взаимоотношения этих двух людей до грехопадения уже являются тайной Церкви, именно в их взаимоотношении частично кроется тайна грехопадения, и именно взаимоотношения двух людей являются элементом епитимьи и для женщины, и для Адама. Адам, чтобы кормить созданную семью, теперь должен трудиться в поте лица, Ева должна подчиняться мужчине, а он будет господствовать над нею. Это условие их существования, они так теперь обречены жить. Такую епитимью, чтобы они стяжали спасение, назначает им Премудрость Божия.
Труд, брак, рождение детей, а, стало быть, семья – три элемента, вне которых человек не знает жизни в падшем мире. Они – некая постоянная составляющая человеческой жизни. И, естественно, никак апостолы обойти эту тему не могут, тем более – апостол Павел, так много тайн раскрывающий о жизни человека вообще и особенно о жизни христианина в этом мире. И бесспорно, что главной, не единственной, конечно, но фундаментальной категорией брака является телесный союз, именно сочетание в одну плоть. Так об этом и было сказано, когда устанавливался брак еще в раю: да будут два в одну плоть. Поэтому, говоря о браке, невозможно не сказать о проблеме телесности.
Но апостола Павла не только телесность интересует, он видит проблему брака гораздо глубже. Надо сказать, что не только он сам видит ее глубже, но и обращенные им христиане видели эту проблему гораздо глубже, чем видят ее многие современные христиане. Они четче видели напряженность противостояния того Царства, в которое призываются они Господом Иисусом Христом, и того царства, в котором правил император – царства земного: брак – фундаментальное явление человеческой жизни, которое укореняет человека в мире; таковы условия бытия, что именно брак привязывает человека к реальному, социально, политически и экономически организованному пространству.
Один человек может жить где угодно, может уйти в пустыню. Но если у него есть жена, он должен строить дом, рожать детей, их воспитывать, он должен кормить себя и свою супругу, он много чего должен и вынужден делать. А если он еще живет не на необитаемом острове, а находится где-то в сфере более или менее социально организованного пространства, то вынужден платить налоги, защищать свой дом, он вынужден охранять свою жену от тех, кто будет покушаться на ее жизнь или на ее честь, он вынужден отдавать честь тем людям, которые управляют данной областью, и еще очень-очень много вещей вынужден делать. То есть его вступление в брак делает неизбежным его включение в мир. И христиане первых веков (и, очевидно, христиане города Коринфа) очень напряженно переживали эту коллизию.
Так как же жить христианину? Не жениться? Ведь именно брак снова включит его во все хитросплетения сложного мирского бытия. Или не связывать себя никакими попечениями и как вольная птица устремиться в Царство Божие? Почему апостол Павел так часто об этом говорит? Другие апостолы тоже не оставляли этот вопрос без внимания. Но апостол Павел пишет людям, обращенным из языческой среды, для которых это было более новым переживанием, чем для иудеев, более или менее знавших, как решается эта проблема (для язычников это было внове).
«Если открыт новый мир, в котором все должно быть отдано Богу, и вся любовь моя должна быть отдана Богу, и я весь должен принадлежать только этому новому Царству и Царю Небесному, то как же брак? Он вернет меня в мир, отнимет мое сердце, я должен же буду любить свою жену и своих детей, и значит я не смогу любить Бога всей полнотой. Я вынужден буду жить по законам мира сего и не все смогу отдавать Богу, потому что мир требует своего?» – эта мысль напряженно звучит у апостола Павла потому, что она звучала очень болезненно в умах обращенных им язычников. Они задавали вопрос: как быть? Мы не раз еще увидим и в Первом Послании к Коринфянам, и в других посланиях, особенно в Послании к Ефесянам, как глубоко раскрывает апостол тему брака и отношения к нему христианина. Он понимает, что вопрос не только в телесности, хотя это очень важный вопрос и отнюдь не последний в организации духовной жизни. Для него это очень важно еще и потому, что брак возвращает как бы вырванного из мира христианина снова в мирскую организацию жизни. Именно этим объясняется заключение 7-й главы, целиком посвященной теме брака.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.