Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Насколько же осторожней надо ходить нам в этом мире, чтобы не поддаться искушению тщеславием!
Именно поэтому и Господь наш Иисус Христос всякий раз сопротивляется тщеславию, Он всегда говорит: не говорите обо Мне, не рассказывайте о тех чудесах, которые Я совершал; Он всегда принимает сторону смирения, смиренномудрия, хотя Ему это и не грозит, ведь Он – Человек, не имеющий греха, и как Бог не может согрешить. Но понимая, что как человек, как творение через тщеславие погибли многие, и сатана, и Адам, Он и Сам остерегается этого по человечеству Своему и показывает, что каждый человек должен всячески остерегаться тщеславия. Единственный способ с этим побороться (а виды тщеславия многообразны) – это глубочайшее смиренномудрие.
Именно поэтому Бог ограничил нас и обложил нас немощью, как Он говорит апостолу Павлу: «Сила Божия в немощи совершается, довольно тебе благодати Моей», – даже апостолу Павлу Он показал, что хорошо человеку, когда он немощен – тогда он нуждается в Боге и уповает на Него. А когда ты видишь свои качества, когда ты силен, ты начинаешь возноситься, гордиться, ты очень легко забываешь о Том, Кто есть Источник всего. Очень легко надмевается человеческое сердце – и очень легко после этого пасть.
Поэтому слава Богу за все те немощи, падения, ожесточения, которыми – опять-таки и благодатью и Промыслом Своим – окружил нас Господь: величайшая забота Его – чтобы мы сохранили себя в смиренномудрии. И все то, что с нами происходит, весь Промысел Божий в отношении каждого человека, Им поставлен так, чтобы во что бы то ни стало не дать человеку верующему увлечься тщеславием. Смирение – это та стезя спасения, на которой идущий к Богу человек никогда не споткнется.
Мы начинаем беседу по Книге пророка Даниила. Она стоит особняком в ряду Книг четырех великих пророков и наполнена интересными образами и символами, которые подчас очень тяжело поддаются истолкованию. Но образы эти очень тесно связаны как с конкретными обстоятельствами, даже сроками прихода в мир Спасителя, так и с некоторыми эсхатологическими откровениями, то есть пророчествами о последних судьбах мира. Но об этом чуть позже. А начнем с самых известных исторических моментов этой Книги.
Итак, пророк Даниил и его друзья Анания, Азария и Мисаил были взяты в плен Навуходоносором, царем Вавилонским, после взятия Иерусалима. То есть лучших, прекраснейших юношей из богатых фамилий перевезли в Вавилон (это была общая практика всех восточных империй – когда завоевывали какой-то народ, то представителей элиты общества увозили в столицу государства-победителя и из них делали вельмож и высокопоставленных чиновников; таким образом завоеванная страна фактически обезглавливалась – те люди, которые могли впоследствии возглавить борьбу за национальное освобождение, убирались с этой территории. С другой стороны, завоеватели получали весьма одаренных в культурном и интеллектуальном отношении чиновников, вельмож. И эти вельможи по долгу своей службы волей-неволей были заинтересованы в укреплении империи, а не в раздувании сепаратистских настроений). Итак, Даниил вместе со своими друзьями в Вавилоне оказывается при дворе императора, царя Навуходоносора, ибо пленники поразили всех и своим внешним видом, красотой, и разумом. Их оставили при дворе, чтобы подготовить из них вельмож (каковыми они потом и станут). И питаться они должны были с царского стола, что считалось великой милостью.
Однако Даниил и его друзья отказались, они не захотели оскверниться этими яствами. Смысл не только в том, что там могла быть нечистая пища, которую запрещено было вкушать по закону израильскому. Важнее было другое. Всяческий пир начинался, разумеется, с молитвы и жертвоприношения. Очень часто пища кропилась идоложертвенной кровью, а иногда и просто бралась напрямую от жертвенника языческому богу, которому поклонялись вавилоняне. И вот, чтобы не оскверниться идоложертвенной пищей, Даниил и его товарищи решили не вкушать никакой пищи со стола царя. Они высказали свою просьбу надзирателю, который должен был за ними смотреть, и попросили, чтоб он им давал какие-то овощи, воду, разбавленное вино. В этой просьбе, очевидно, не было ничего предосудительного. Единственное, что смутило надзирателя: «Каков будет ваш внешний вид, если вы не будете тучно питаться, если не будете вкушать мясо. Вы же будете бледны, слабосильны, хилы, и меня накажут. Вы хорошо, красиво выглядели, когда вас взяли в плен, а теперь вы вдруг потеряете внешний вид, тогда все обличат меня, скажут, что я не кормил вас хорошо, я за вами не ухаживал, и я буду наказан».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.