Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Жизненный путь святителя Афанасия (Сахарова), исповедника и песнописца, неразрывно связан со Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. От Крещения носил он имя преподобного Сергия Радонежского. Впоследствии учился в Московской духовной академии, где в Покровском храме был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Будущий святитель окормлялся у духовника лаврской пустыни старца иеромонаха Серапиона. И всегда считал себя иноком лавры. Жизнеописание святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, составлено игуменией Сергией (Ежиковой) на основе обширных архивных, опубликованных и неопубликованных материалов, в том числе принадлежавших самому исповеднику Божию, проведшему в тюрьмах, лагерях и ссылках более тридцати лет жизни. В книге рассказывается и о литургических трудах святителя, составителя службы всем святым, в земле Российской просиявшим, и других гимнографических текстов, автора фундаментального исследования «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви».
По слову апостола, никто не мог разлучить святителя Афанасия «от любве Божия». Больше того, любовь о Господе он простирал на своих гонителей, соузников, неверующих и отпадших в расколы. Кроме дара «страдати» за Христа, епископ Афанасий имел дар проповедания слова Божия и особенно – литургический дар. Исповедничество он соединял с исповеданием, с хвалою Богу. Воистину, отмечает автор книги, преосвященный Афанасий мог сказать вместе с псалмопевцем: «Пою Богу моему, дондеже есмь», ибо литургическая жизнь была воздухом его души. Во всех обстоятельствах он не только неизменно хвалил и благодарил Бога, не только стремился к совершению богослужения, но и фундаментально исследовал дух богослужебного устава, незамедлительно откликался на нужды Церкви и Отечества, составляя новые богослужебные последования и редактируя уже существующие.
По словам архимандрита Матфея, Владыка Афанасий был литургистом от Бога, литургистом-харизматиком. Еще в Шуйском духовном училище он пытался составить особый тропарь Шуйской-Смоленской иконе Богоматери. Он стал достойным преемником известных литургистов, профессоров Московских духовных школ И.Д.Мансветова и А.П. Голубцова.
Литургическое наследие святителя Афанасия изучается в Московских духовных школах. Сам епископ Афанасий, будучи иеромонахом, по окончании академии преподавал литургику и гомилетику в Полтавской, а затем во Владимирской духовной семинарии. Ученики сравнивали его преподавание с ангельским пением хвалы Богу. Избранный членом Священного Собора Православной Российской Церкви 1917/18 годов, епископ Афанасий трудился там и в Отделе о богослужении, проповедничестве и храме. В связи с восстановлением Собором праздника всех святых, в земле Российской просиявших, он вместе с академиком Б.А. Тураевым составил службу на этот праздник.
Почти всю последующую жизнь, до 1955 года, большей частью в заключении, епископ Афанасий работал над усовершенствованием этой службы, гимнографического памятника его любви к Святой Руси. И не случайно полюбились православному русскому народу духоносные слова из этой службы: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение».
Всю жизнь он собирал службы русским святым, которые вошли в богослужебные Минеи, изданные Московской Патриархией в 1970-1980-х годах. В феврале 1923 года епископ Афанасий в Таганской тюрьме освятил антиминс для своего келейного походного храма в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших. Для этого храма им был составлен синодик о упокоении, содержащий около 3 000 имен «подвижников благочестия земли нашей... за веру Православную и за Русь Святую подвизавшихся, архипастырей и пастырей, строителей и правителей ея» с XI по ХХ вeк.
С 1922 года, почти 30 лет, жизнь епископа Афанасия проходила в заключении, ссылках и «горьких работах» в лагерях. Но и там, в невероятно тяжелых условиях, иногда едва живой, он неизменно стремился совершать богослужение, хотя бы и кратко, на память. Он говорил о себе, что его отрадой было богослужение, и именно его избрал Господь в жертву. А после окончательного освобождения с марта 1955 года до самой кончины ежедневное уставное совершение суточного богослужебного круга вновь становится основным правилом епископа Афанасия. Последними словами его были: «Молитва всех вас спасет».
В 1962 году, в день тезоименитства преподобного Сергия, в то время, когда святитель Афанасий, превозмогая болезнь, совершал молебен преподобному Сергию и мученикам Сергию и Вакху, он удостоился чудного видения. Святитель не открыл келейнице видения, но просил ее петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуиа» три раза, а затем тропарь и кондак Русским святым. Из чего можно заключить, что в день памяти печальника земли Русской аввы Сергия, которому он уподоблялся в молитвенном стоянии за Русь, ему явились Сам Господь и сонм Русских святых, прославлению которых он посвятил всю свою жизнь.
В последние годы жизни епископ Афанасий готовил сборник «Святая Русь», куда вошел месяцеслов особо чтимых на Руси праздников, святых вселенских и всех русских святых, с тропарями и кондаками и работал над порядком соединения служб русским святым, празднуемым в один день, с уставными заметками, что можно рассматривать как начало создания русского Типикона.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.