Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (805) → Пандус у храма и встреча со Христом

Пандус у храма и встреча со Христом

№4 (805) / 27 января ‘15

Зарисовка

У храма Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря полгода назад установили пандус. Раньше пандуса не было – и мамы с колясками, инвалиды и старики карабкались в храм по высоким ступеням. И у всех окружающих был повод проявить заботу и сострадание. Сейчас у них есть повод проявлять свои лучшие душевные качества другим способом. А тем, кому ступени были непреодолимым препятствием, храм стал доступнее и ближе.

Некоторые скажут, что это излишество – пандус возле храма. И вспомнят душещипательную историю о своей бабушке, которая с шести лет ходила в соседнюю деревню на службу за двадцать верст. И зимой, и летом, и в снег, и в зной – и ничего. Стала замечательным человеком, воспитала семерых детей и сорок внуков и умерла на Покров. Некоторые вообще с подозрением воспринимают такие слова, как «социальное служение Церкви». Какое-то оно некрасивое, недуховное что ли. Наше дело в храм ходить. Поститься. Молиться. В крайнем случае, слушать радио «Радонеж». А все остальное – от лукавого.

Вот начнет какой-нибудь батюшка социальным служением заниматься – и все. То в детский дом к сироткам, которым государство и так многие тыщи на содержание отваливает, то к слезливым ветеранам, которых хлебом не корми, дай батюшке душу излить, то в тюрьму к душегубам, у которых времени после кровавых дел сколько хочешь – они и рады с доверчивым священником лясы точить сутки напролет. А еще бывает, батюшка у себя на приходе трапезную для малоимущих устроит, так потом хоть в храм не заходи. Раньше было красиво, благолепно, ладаном вкусно пахло, а сейчас кругом неумытые плохо одетые люди с дурным запахом и отсутствием манер. Того и гляди шаль стащат. А что тут такого? Таким хоть храм, хоть кабак, лишь бы спереть что-нибудь. А батюшка, как назло, с этими все время проводит. Раньше с ним можно было о духовности поговорить, а сейчас только и видишь его, что на Исповеди или на службе. А много ли на службе наговоришь? Даже последние новости и то толком не обсудишь...

Есть и другая крайность. Людям либеральных взглядов, далеким от Церкви, наоборот, видится недопустимым присутствие священника, где бы то ни было дальше порога храма. Представляете, еду в метро, а там священник! Бородатый в рясе! Стоит, бессовестно за поручни держится, в руке портфель. Ужас-то какой! А еще священники в больнице, в армии и… школе. Представляете, в школе? И как после этого говорить детям о сексуальном просвещении? Скажите, как?

На этом фоне прозвучавшее некоторое время назад предложение помощника министра здравоохранения РФ Татьяны Клименко Русской Православной Церкви взять на себя ведущую роль в социальной реабилитации наркозависимых выглядит как светопреставление. Только представьте.

Приходит в школу батюшка, и допустим, врач-реаниматолог. Именно так: один священник и один врач. Батюшка рассказывает реальные истории из жизни, как он отпевал некрасиво умерших молодых людей, и как мамы плакали безутешными слезами, и девушки плакали, и все плакали. Любой священник встречает в жизни тысячи таких историй. А потом врач рассказывает, как он пытался спасти, но не смог. Потому что уже поздно…. И это будут реальные истории. И любой, самый отвязанный подросток поймет, что эти люди говорят правду. И призадумается, а стоит ли умирать так быстро и некрасиво? Одно дело – «баян» и «трали-вали», а другое, когда правда и все про нас. А напоследок брошюра, где популярным языком будет доходчиво рассказываться о причинах и следствиях наркомании во всех, в том числе и духовных смыслах. Вот это я называю современным социальным служением и реальной заботой о будущих поколениях. И что-то мне подсказывает, что время таких проектов пришло. На фоне умножающихся катаклизмов голос Церкви будет (должен) звучать все громче и сильнее. И это не вопрос церковной идеологии, это вопрос национальной безопасности и здоровья нации.

По этому поводу вспоминаю одну давнюю историю, когда я делал газету «Покров» в Миссионерском отделе Екатеринбургской епархии. Одна сердобольная женщина привела к нам замерзшую девушку-сектантку, которая раздавала листовки в центре города, призывающие вступать в секту корейского бога Муна. Его последователи бросали работу или учебу, переписывали на секту все свое имущество, и становились добровольными рабами хитрого корейца. Жили в квартирах по 20-30 человек, почти не ели, почти не спали, изнуряя себя на тяжелой физической работе и проповедничестве. Через полгода такой жизни человек терял все свои социальные связи и навыки и становился похожим на говорящий овощ с горящими праведностью глазами. Эта девушка приехала в Екатеринбург из Перми, и все свое время проводила на улице.

Она была истощена, плохо одета и простужена. Плохо понимала, что с ней происходит, и на все вопросы отвечала дежурными заученными фразами. В это время у нас гостили студенты из Уральского университета. Они окружили ее и с жаром стали доказывать, как плохо ходить в секту. Девушка слушала их, как Жанна д’Арк слушала своих обвинителей. А потом пришел руководитель миссионерского отдела отец Владимир Зайцев и сказал: «А давайте напоим нашу гостью чаем!» Он не говорил с ней о сектах и Муне, а просто угощал горячим чаем, печеньем и фруктами. Потом поинтересовался, почему она так легко одета и попросил сотрудниц отдела подыскать ей какие-нибудь теплые вещи. А напоследок спросил, когда она разговаривала со своими родителями? Узнав, что девушка не общалась с ними уже больше года, отец Владимир предложил немедленно им позвонить: «Просто скажите, что вы живы-здоровы, что у вас все хорошо. Знаете, как они будут рады вас услышать!» Он усадил ее перед телефоном и уговорил позвонить. А потом проводил до дверей, вручив на прощание пакет с продуктами и одеждой. Через какое-то время девушка снова пришла, чтобы поговорить с этим священником. А потом вообще ушла из секты, восстановилась в институте, познакомилась с хорошим человеком и стала любящей женой и счастливой мамой. На мой вопрос, что стало причиной таких перемен, она засмеялась и сказала: «Знаешь, когда отец Владимир вместо проповедей и увещеваний стал угощать меня чаем – это было что-то невероятное. Я ожидала, что меня сдадут в психушку, вызовут милицию или отругают, а тут чай с конфетами! Потом я думала об этой встрече, и вдруг ясно поняла, что все, что когда-то я слышала о Христе – правда. Что Бог – это любовь, и батюшка показал мне эту любовь. И когда я это поняла, моя жизнь изменилась».

Денис Ахалашвили,
ответственный редактор
издательства Свято-Пафнутьева
Боровского монастыря

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс