Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Это духовная реальность, которую приходится в церковной практике наблюдать очень часто: когда человек, приступивший к Богу, но или не понимающий, что такое христианство, или не умеющий либо не знающий, что надо менять очень много в своей жизни, падает очень сильно. И его грех становится очевидным для всех и часто вызывает соблазн.
Важно обратить внимание в прочитанном отрывке на то, что апостол Павел советует сделать с этим человеком. Он советует предать его сатане. Это странно, ведь мы же говорим, что апостол Павел много говорит о любви, и именно в этом Послании, в 13-й главе, будет так называемый гимн любви. Как же он может говорить о том, чтобы предать его сатане? Это очень смущает людей, вообще то, как церковь иногда жестоко относится к людям. Но эта жестокость имеет основания, потому что Церковь свидетельствует: человек в этой жизни так или иначе пребывает в страданиях и скорбях, верующий он или неверующий, хороший или плохой. Скорби есть непрестанная часть нашей жизни. Но христианин в страданиях обретает смысл, страдания служат для него восхождением к Богу, так или иначе, жизнь эта кончится. Человек создан для вечности – и именно к вечности он должен приготовиться, поэтому скорби сами по себе ничего не значат. Сам Христос, подъявший эти скорби, апостолы, через скорби восшедшие к Небесам, мученики, преподобные, праведники, с I века по XX, все поднимались к Богу путем скорбей, и все они имеют право сказать, что скорби ничего не значат по сравнению со славой, с жизнью вечной, которая откроется за порогом смерти, всего лишь прекращающей непрерывные страдания человека.
И здесь апостол Павел говорит как человек, уже практически вкушающий не только скорби, но и радости горнего мира, и поэтому понимает, что скорби сами по себе незначительны, но они помогут спасти душу этого человека. Они, несмотря на его грех, помогут ему преодолеть греховный навык: по слову апостола Петра, страдающий плотью перестает грешить. Они избавят его, волей или неволей, от этого греха, но дух его, выдержавший страдания, спасется и обретет Бога и мир с Богом.
А что толку, если человек не будет никак наказан за падение и останется в этом грехе и умрет? Для него начнутся вечные страдания, ведь он так и не стяжал в жизни своей Бога. Мы знаем из текста следующих посланий апостола Павла, что община города Коринфа умолила апостола простить этого человека, тем более, что он оставил свой грех.
Продолжаем наши беседы по Первому Посланию апостола Павла к Коринфянам. Напомню, что мы остановились в прошлый раз на эпизоде, который вызвал возмущение апостола Павла, – очень неприятном, связанном с пос-тупком, неприличным даже для обычного человека, а тем более христианина, который в качестве, так скажем, наложницы имел жену отца своего. Апостол выразил возмущение равнодушием членов общины и призвал предать этого человека сатане, чтобы тот, изможденный бесом в плоти, в жизни сей мирской, обрел бы спасение, чтобы дух его, очистившись бы в этих очень тяжелых страданиях, спасся.
В этом варианте наказания церковное Предание усмотрело и норму отношения к людям, страждущим от бесовских одержимостей. Причин одержимости много, но Церковь учит, что терпеливое отношение к этим скорбям и страданиям – это дорога к обретению мира с Богом, в конце концов, милости Божией. И если даже Бог не благоволит даровать по каким-то причинам исцеление здесь и сейчас, то терпеливо вынесший эту скорбь надеется, что дух его спасен будет, и он обретет милость, так как нес наказание Господне терпеливо. Он некоторым образом уподобляется праведному Лазарю, который, весь в струпьях, истерзанный проказой, лежал много-много лет у дверей дома некоего богача.
Далее апостол Павел делает интересное заключение, о котором в данном Послании рассуждать не будет, но более глубоко и сильно эту тему раскроет в других.
Апостол Павел пишет: «Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины».
Несколько раз в небольшом фрагменте апостол Павел пов-торяет слово «закваска». Всем, наверное, понятно, какой образ здесь приводится. Закваска, по-нашему – дрожжи, используется для того, чтобы тесто скисло, чтобы оно было ввергнуто в некоторое состояние брожения. В результате появляется хлеб. Этот образ будет потом еще не раз использоваться апостолом Павлом. Он показывает, что впервые этот образ использует Сам Господь, когда предупреж-дает учеников Своих беречься закваски фарисейской.
Закваска есть некий элемент, который, будучи совершенно незаметным в общей массе теста, куда он брошен, оказывает удивительное действие – преображает всю эту массу. Может быть закваска Святого Духа, может быть закваска непорочности и чис-тоты, может быть закваска греха и порока, может быть закваска фарисейская. Какова та закваска, которая брошена в человеческий материал, в человеческую душу, тело, дух, в его жизнь, так и изменится жизнь человека.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.