Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжаем рассматривать мессианские места Книги пророка Иезекииля, свидетельства о Пришествии в мир Иисуса Христа, о некоторых важных моментах, раскрывающих нечто важное в Пришествии Иисуса в этот мир.
Таких откровенных пророчеств в Книге пророка Иезекииля немного. В ней много, как я уже говорил, присутствует символики храма, и специалистам, знатокам храмовой жизни эти пророчества, наверное, что-то говорят. А в целом они очень таинственные и подробно рассматривать их не будем. Коснемся только одного. Это пророчество, используя определенным образом символику храма, раскрывает очень важные особенности и современной жизни, и христианского вероучения, раскрывающие некоторые факты домостроительства, спасения Божия.
Пророчество небольшое. Это глава 44, самое начало 1 – 2 стихи: «И привел Он меня обратно ко внешним вратам святилища, обращенным лицом на восток. И они были затворены. И сказал мне Господь: «Ворота сии будут затворены и не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены».
Для начала надо понять, что иудейский храм в городе Иерусалиме вратами был открыт на восток. Не так, как большинство наших храмов смотрят алтарем на восток, а именно вратами он смотрел на восток. В этом есть смысл, потому что ветхозаветный храм – это храм прообразовательный, храм, ожидающий Спасителя.
Если мы сейчас строим храм, который вмещает в себя Пришедшего Спасителя, то все храмовое богослужение ветхого Израиля устремляло человека на ожидание. Известно, что образы Ветхого Завета имеют продолжение в Новом Завете, в православном богослужении, в христианской поэзии, в мыслях, писаниях святых отцов о том, что Христос есть Восток. Об этом замечательный светилен Рождеству Христову «Посетил нас Восток свыше!» – Христос именуется Востоком и Солнцем. Если вдуматься, открывается очень красивая, величественная и очень глубокая картина. Во-первых, восток означает собой зарождение солнца, зарождение дня. То есть Пришествие в мир Христа понимается как зарож-дение нового дня. Фактически так оно и есть, ведь Пришествие в мир Христа начинает собой особую эпоху.
Мы с вами уже говорили, что на языке Священного Писания день Пришествия Христа в мир – это некое единое действие Божие, единое мгновение, которое только в истории растянуто на время, а само по себе это единое мгновение. И вот это Пришествие в мир Христа, начинающееся Его Рождеством в Вифлеемских яслях, и заканчивающееся Вторым Пришествием Его в мир, означает зарождение нового дня. На востоке встает солнце, и Он тоже – Восток, Он зачинает Собой новый день, новый век, новую эпоху, причем такой день, который никогда не закончится, никогда не склонится к западу. То есть Он – вечный Восток, подлинный Восток, который будет всегда. Это вечное восхождение дня, которому не будет конца. Вот такой красивый и очень глубокий образ.
И кроме того Он – Солнце. Не только Солнце правды, то есть Образец живой истины, но и в том значении, как о Нем сказано в Апокалипсисе, что Христос будет Солнцем. В самом буквальном смысле слова Он будет светом того дня, Он будет светить тем, кто войдут в новую жизнь, для кого будут соз-даны новое небо, новая земля. И Его свет будет светить ярче лучей солнечных. Действительно, никуда не денутся ни солнце, ни луна, но свет Христов будет просвещать всех всегда, будет светить ярче лучей солнца. Это будет новое Солнце, подлинное, во свете которого мы никогда не потеряем ни истины, ни себя, ни друзей, никогда не заблудимся, никогда ничего у нас не исчезнет. Наоборот, в этом солнце мы будем обретать все новые и новые пути жизни, все новые и новые возможности познания, все новых и новых друзей, все сильнее будет наше углубление в то, что называется «человек» и «человечество».
И все это именно потому, что сиять над нами, в нас, через нас будет Христос – Солнце незаходимое. Вот этот образ Христа как Востока, как Солнца, таинственно раскрывался тем, что врата храма ветхозаветного были развернуты на восток. Они ожидали, что когда в храм придет Восток, придет Солнце, тогда в храм войдет Спаситель и Мессия. После того как Он пришел и вошел в храм, исполнил то, что Ему надлежало исполнить, большая часть православных храмов стали ориентировать на восток. Нигде дог-матически это не определено, это просто традиция, обычай. Но в этом есть глубокий смысл. Они не развернуты на запад, потому что Христос уже пришел в мир, Он уже воссиял, Он еще не воссиял во всей полноте, но Он уже сияет и светит. И поэтому Христос говорит: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
Если бы действительно мы были осияваемы и делали бы все, чтобы в наших душах, умах, нашей жизни светил свет Хрис-тов, никто бы из нас не споткнулся, никто бы не заблудился. Полноту этого света являли святые отцы разных времен. Очень многие отцы говорили о том, что свет Христов, освящающий их жизнь, их ум и их сердце, не гас никогда.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.