Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №№40–41 (2014)
У нас новый звонок, Валдай на связи. «Отец Андрей, когда начинаешь исполнять заповеди, пытаться жить в лоне Церкви, чувствуешь, насколько это сложно. Даже Моисеевы заповеди не удается исполнять. Мне хотелось бы, при вашем опыте какого-то совета, где-то облегчить, что ли, жизнь. В финале фильма «Остров», помните, отец Анатолий молодому священнику на вопрос «А нам-то как жить?» говорит: «А живи, как жил, вообще грехов не делай». Если сможете что-то типа этого совета, типа успокоения, что ли, не только, может быть, для меня. Буду вам благодарен».
Попробую. Для начала скажу: то, что составляет ваш внутренний крест, мне хорошо известно. Когда ты пробуешь, ничего не получается. Сто раз пробуешь – сто раз не получается. И, не отчаиваясь, начинаешь сто первый раз. Сто первый раз тоже не получается. Это понятно. Скажу в утешение себе и вам, что труд по исполнению заповедей – это самая необходимая возможность и способ открыть человеческую немощь. Чему научается человек, исполняя заповеди? Немощи. Это такой святоотеческий интересный голос: по мере исполнения заповедей ты открываешь свое несовершенство. Человек будет спасен не за подвиги и не за труды, а за веру и смирение. А вот смирению он научается по мере познавания своей немощи, которая, в свою очередь, открывается от попытки исполнить заповеди. «Какое твое правило?», – спросили человека, который много лет прожил в серьезных трудах. Он говорит: «Были у меня разные правила, и большие, и маленькие. Когда я правило исполнял, я гордился. Когда я правило не исполнял, я унывал. Сегодняшнее мое правило – это «Господи, помилуй!».
Из всех молитв, какие знаю, пою в душе иль вслух читаю,
Такою дышит дивной силой молитва «Господи, помилуй!»
Уж близок я к последней грани и все с горячими слезами,
Хотя с увядшей тела силой, твержу я: «Господи, помилуй!».
Душа, окончив жизнь земную, молитву эту, не иную,
Тверди и там ты, за могилой, с надеждой: «Господи, помилуй!»
Видите, Бог не хочет гибели человека, наше несовершенство Он прекрасно понимает. Созерцание Христа Распятого и радость о Христе Воскресшем достаточно утешает измученную душу. То есть мы спасемся не по делам, а по милости. Это очень утешает человека. Господи, помилуй!
Москва на связи. Светлана: «Духовный отец, кто он? И как правильно обратиться к священнику с просьбой быть духовным отцом? Или это не делать? Я живу в Москве и уже 7 лет езжу в Подмосковье к батюшке, исповедуюсь, причащаюсь, считаю его своим духовным отцом. Правильно ли это или как-то надо озвучить эту просьбу?».
Я думаю, что не надо все непременно озвучивать и формализовывать. То, что вы уже делаете, вас может поставить в отношения духовного отца и духовной дочери без необходимости всякой формализации этого процесса, достаточно того, что есть. Вы, счастливый человек, у вас есть наставник, который примет вашу исповедь, причастит вас, подскажет, помолится за вас. Всего, что у вас есть, с избытком хватает на данном этапе, очень многие люди этого лишены. Видите ли, духовное отцовство важнее, чем физическое. Мы живем во времена такой серьезной безотцовщины, когда далеко не каждый ребенок живет в семье с тем мужчиной, который является его биологическим отцом. Без отца вырастает очень много людей. Я просто задаю вопрос себе и вам: если нормальное отцовство стало редкостью, или у ребенка есть отец и мать физические, а они должны быть и нравственные, и семейные, если такие простые вещи стали редкостью, то где же нам взять на всех духовных чад духовных отцов? Ведь духовное отцовство гораздо сильнее и серьезнее, чем отцовство простое, физическое. Так что духовная безотцовщина тоже присутствует. «Я хочу духовного отца!». А где ж ты его возьмешь, дорогой мой? Это девушка в 17 лет говорит: «Я еще не хочу замуж!», потом в 22: «Я пока еще не хочу замуж!», в 25: «Я хочу замуж!». Ну, так что ж ты думаешь? Как только ты захотела, ты сразу вышла что ли? А теперь найди себе хорошего мужа найди. Если бы в 17 захотела, может, до 25 лет и нашла, а в 25 захотела, то теперь не знаю, когда найдешь. Когда, где? Ну нету их! Где на всех набраться хороших, трезвых, работящих, разумных, мужественных, верующих мужиков? Где?! Так же и с духовными отцами. Где ты их возьмешь на всех?
В вашем понимании, каким должен быть духовный отец?
Дедушкой он должен быть. Не в смысле, что все простит, на коленки посадит и свисток вырежет, нет. Опыт его должен превышать опыт духовного ребенка на ту колоссальную разницу, которая существует между ребенком и реальным родителем. Кто такой родитель? Это человек, который в 2-3-4 раза масштабнее, чем рожденное от него чадо. Вот духовный отец должен быть масштабной личностью. Его внутренний опыт, опыт как духовный, так и бытовой, человеческий, житейский должен быть источником питания для тех, кто этого опыта не имеет. Он должен быть сострадателен опять-таки из опыта, он должен быть кающимся человеком, без гуруистских таких наклонностей, без веры в свою непогрешимость, он должен быть кающимся грешником. Лучше всего каяться в грехах в присутствии того, кто сам кается в своих грехах. Потому что, если человек уверен в своей непогрешимости, то перед ним каяться очень страшно, он тебя расплющит холодно своей ложной святостью. Я грешен, а он свят. Но это же ужасно! А если он говорит: «Я тоже грешник, ты не бойся, я такой же, как ты! Есть Один безгрешный Христос, Един Свят, Един Господь, Иисус Христос!». На коленях такого человека можно плакать. Духовник должен быть кающийся человек! (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-batyushkoy-efir-ot-19-avgusta-2014g
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.