Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Книга Владыки Илариона посвящена темам, которые волнуют каждого человека, независимо от его взглядов. Любой, христианин или мусульманин, буддист или иудей, верующий или неверующий, когда-либо задавался вечными вопросами: «Кто я в этом сложном и прекрасном мире? Откуда я пришел и куда иду? Что есть этот мир и каково мое место в нем?». Ответы на эти вопросы, раскрытые на основе Священного Писания и творений святых отцов Церкви, предлагает нам митрополит Иларион (Алфеев) в своей книге «Творение Божье: Мир и человек».
В предисловии Владыка Иларион пишет: «Есть люди, которые думают, что Бога нет, что мир, в котором мы живем, возник случайно – что-то где-то взорвалось, стало расширяться и расширяется до сих пор. Они не сознают того, что за всем многообразием мира видимого, за всей красотой Вселенной стоит ее Создатель. Есть люди, которые думают, что Бог – это Тот, Кто создал мир, но не вмешивается в его дела. Они не понимают, что мир не мог бы существовать, если бы движущей силой его не был Сам Господь. Весна не сменялась бы летом, лето – осенью, осень – зимою и зима – вновь весною, если бы за всем этим процессом из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие не стоял бы Сам Господь. Люди не появлялись бы на свет, и одно поколение не переходило бы в другое, если бы Господь не управлял этим процессом.
Вселенная существует, потому что Господь ее создал и ею управляет. И земля будет существовать до тех пор, пока это угодно Богу».
Идея творения, по словам автора, – это краеугольный камень христианской космологии. Церковная традиция всегда выступала против «безбожных еретиков», которые отрицают бытие Творца: по словам Кирилла Иерусалимского, они «хотя и видят телесными очами, но лишены душевного зрения». Святые отцы отвергали представление, что вселенная могла произойти сама собой, без участия высшего Существа, и что ею никто не управляет. Христианская идея творения зиждется на ветхозаветном Откровении о Боге как Творце мира и на учении Нового Завета о том, что Бог сотворил мир через посредство Своего Сына, дополненном представлением о том, что в творении участвовал Дух Святой; сотворение мира воспринимается в христианской традиции как творческий акт триединого Бога, в котором участвовали все три Лица Святой Троицы.
Говоря о человеке и его месте в окружающем мире, Владыка еще раз напоминает о главном содержании христианской антропологии – учении Церкви о человеке. Человек – венец творения, вершина творческого процесса трех Лиц Божественной Троицы. Прежде чем сотворить человека, Они совещаются друг с другом: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). «Предвечный совет» Трех был необходим – будучи абсолютно свободным и независимым от Бога, человек нарушит заповедь, отпадет от райского блаженства, и понадобится крестная Жертва Сына Божия, чтобы открыть человеку путь обратно к Богу.
Намереваясь создать человека, Бог видит его дальнейшую судьбу – от взора Божия ничто не скрыто: Он видит будущее, как настоящее. Даже когда мы грешим, Бог заранее знает об этом, но Божие предведение ничуть не освобождает нас от ответственности за грех. Вместе с тем милосердие Его так велико, что Он изъявляет изначальную готовность принести в жертву Самого Себя, чтобы искупить человечество от последствий греха.
Святые отцы называют человека «посредником» между видимым и невидимым мирами, «смесью» обоих миров. Они также называют его вслед за античными философами «микрокосмосом» – малым миром, объединяющим в себе всю совокупность тварного бытия. Именно о человеке говорится в Священном Писании, что Господь не много умалил его перед Ангелами, славою и честью увенчал его (Пс. 8, 6–7). Господь подал человеку все необходимое к спасению. Бог дал нам этот видимый мир, чтобы мы возделывали его. Он дал каждому человеку других людей для того, чтобы в общении с ними человек развивался духовно и передавал им то, что получает от Господа непосредственно или при посредстве ангелов.
Мы знаем из Священного Писания, говорит Владыка Иларион, что Бог создал человека, чтобы он наслаждался Его присутствием и теми обильными дарами, которые Господь дал ему, чтобы он проводил жизнь в радости, в блаженстве и в послушании воле Божией. Но человек нарушил заповедь Божию, и после этого жизнь его сопряжена со скорбями, трудностями, потерями и поражениями. Райское существование закончилось, и началась жизнь в трудах и заботах – грехопадение, которое произошло однажды с Адамом и Евой, и повторялось в каждом поколении людей, потому что ни один человек не мог прожить без того, чтобы не согрешить, не нарушить волю Божию, которая каждого человека ведет к спасению.
Чтобы спасти человечество, вернуть его на путь к вечной жизни, необходим был особый акт милосердия Божия. И он произошел тогда, когда Господь воплотился и стал Человеком, решив сойти на землю и жить среди нас, чтобы явить нам пример того, как мы должны жить, чтобы Своей крестной смертью искупить род человеческий от смерти и открыть ему путь к воскресению. Что означает для каждого из нас этот путь? Как говорит митрополит Иларион, мы должны всей своей жизнью и каждым ее днем, каждым своим деянием и помыслом готовить себя к встрече с Богом, которая каждому из нас уготована, главное только, чтобы человек сам желал этого, желал спасения.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.