Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Если обратиться к святым отцам, мы увидим, что у них многократно говорится о важности духовного руководства. Если важно пользоваться советом опытных людей в житейских делах, тем более в духовной жизни, где много всяких подводных камней, подстерегающих опасностей, сетей. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что те, кто на себя надежду возложил – прельстились, они думают, что не имеют нужды ни в каком путеводителе. Хотя бы эти люди были весьма умны, но, самочинно проходя поприще духовной жизни, они легко претыкаются. Много претыкаются такие люди, попадают в ямы и в сети лукавого, во многие беды, и не знают они, какой конец их ожидает. Труды таковых людей бывают тщетными, особенно монашествующих.
Мы знаем, что подвижники в древности писали в основном для монашествующих, отсюда сетования, что так мало у нас наставлений людям семейным. Но мы можем к ним отнести много из того, что говорится монашествующим, только с поправкой, с учетом семейного положения. Но, тем не менее, это общие наставления, в том числе о необходимости духовного руководства, духовного наставничества. Святитель Игнатий сравнивает святых отцов со звездами единой природы, пусть с разной интенсивностью излучения, но единой природы. То есть святые отцы шли узким путем, основанном на покаянии и смирении, отсюда единство духовного опыта. Были какие-то разногласия, частные мнения в каких-то богословских вопросах, но в основном, в догматическом плане и в плане ориентиров для духовной жизни было единение. Поэтому мы можем черпать и черпать много из этого бесценного источника святоотеческой мудрости для нашей духовной жизни. Мы даже имена многих из подвижников не знаем, такое имя, как, например, Марк Подвижник. Более или менее нам знаком преподобный Дорофей со своими «Душеполезными наставлениями», Иоанн Лествичник с «Лествицей». А вот такие имена, как Игнатий и Каллист, неизвестны. Они наставляют: «Все делайте с советом, вопрошайте духовных отцов», и тогда, если жизнь уподобить равнине, с ямами и кочками, но благодатью Христовой за послушание духовным наставникам, за то, что смирив себя, обращаешься к ним за советом, то эта ухабистая местность покажется совершенно ровной и гладкой.
А у нас как бывает? До сих пор некоторые прихожане нашего храма, не один год пробыв в его стенах, сомневаются во всем, в том, как устроить свою жизнь, жениться или монашеский путь избрать, сомневаются в одном наставнике, в другом наставнике, в одном храме, в другом храме. Подобны они растению, не укорененному в почве. «Решимости не хватает современному человеку», – говорил преподобный Серафим Саровский. Как было раньше на Руси? Вот между постами, Рождественским и Великим, в эти полтора месяца делали рывок, решали личные проблемы. А у нас проходит год за годом, все сливается, содержание жизни одинаково и никаких подвижек. Мы привыкаем к такому своему состоянию и не желаем делать какие-то подвижки. Так бывает и в церковной жизни. Допустим, нашему храму, общине жить в своей скорлупе уютно и хорошо, но раз в год необходимо напрячься для проведения архиерейской службы на престольный праздник. И мы видим, что это расширение контекста нашего существования, что это моменты собранности, это вехи на пути, когда приезжают гости, архиерей. А так можно жить в своем мирке, все хорошо и уютно, но это не тот масштаб. Нужны активные действия, гармоничные, конечно, чтоб все было сбалансировано.
Нужно устраивать свою жизнь.
Бывает так – начинают допекать духовника в посты, на святках личными вопросами. Держишь оборону, призывая подождать, когда окончится пост или Святки. И, казалось бы, вот настало логичное время, чтобы этими вопросами заниматься – и затишье... Вывод такой, что мы выбились из ритма жизни в личном плане, в общественном, семейном и так далее, нарушен ритм жизни. Это один, может быть, из главных изъянов нашей жизни. Смешались в кучу праздники и будни, периоды воздержания и каких-то послаблений. Когда нужно праздновать – мы скорбим и работаем, когда нужно работать – мы расслабляемся в разных отношениях.
Важно войти в колею. Поражает глубина церковного ритма, церковный календарь задает ритм жизни, все сбалансировано, согласовано с физиологическими ритмами человека, согласовано с ритмами природными, хозяйственными. Как важно терпение проявить, чтобы из этого ритма не выбиваться, войти в этот ритм. Пост – воздержание, Святки – накопление сил, а потом новый период в жизни, в семейных отношениях и т.д. Смешение, которое начинается в храме на богослужении, когда случается круговерть, хаос, когда нет единого предстояния, как это предписано церковным Уставом, нет скрепы, которое на богослужении выковывается. Поэтому важно неспешно, но систематически, целеустремленно, шаг за шагом, не топчась на месте, не допуская затхлости болота, проводить свою жизнь. Какие признаки, по словам преподобных Игнатия и Каллиста, истинных духовных отношений между духовным наставником и чадами: полная вера, доверие к нему, открытость и искренность перед ним в своих словах и делах. Ничего стараться не делать по своему желанию и разумению, а всегда стремиться вопрошать, не прекословить и не спорить – это от гордости, от маловерия и неверия. И еще – чистое исповедание грехов своих и тайн сердечных, исповедание помыслов.
Только христианство охватывает всю полноту жизни человека. Никакая партия, никакая система, никакая инструкция не охватит огромный внутренний мир человека, только христианство говорит о важности всех нюансов, оттенков, помыслов и т.д. И это через отношения с духовником, через Исповедь. (Окончание следует)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.