Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (794) → «Иларион Оптинский». Серия «Жития Оптинских старцев»: В Пасхальной радости о Воскресшем Господе

«Иларион Оптинский». Серия «Жития Оптинских старцев»: В Пасхальной радости о Воскресшем Господе

№41 (794) / 3 ноября ‘14

Книжная полка

Преподобный Иларион Оптинский…Скитоначальник и духовник обители, смиренный ученик преподобных старцев Оптинских Льва и Макария. Многие годы он был келейником отца Макария, а после его кончины продолжил духовный путь старческого служения вместе с преподобным Амвросием. Его монашеское имя Иларион в переводе с греческого означает «тихий», «радостный». И оно определяет то главное, что было свойственно этому подвижнику: смиренную кротость сердца и постоянное пребывание души в Пасхальной радости о Воскресшем Господе.

Представленная книга продолжает серию «Жития Оптинских старцев», начатую Издательским отделом Введенского монастыря Оптина Пустынь в 2004 г. Жизнеописание содержит основную часть текста издания 1993 г. и неопубликованные архивные материалы, хранящиеся в фонде Оптиной Пустыни в отделе рукописей Российской Государственной библиотеки: наставления отца Илариона из писем, из келейных записок монаха Порфирия, материалы о старце, собранные для издания в 1880-е гг. В начале издания помещен впервые опубликованный в 1897 г. некролог, который содержит краткий обзор жизни старца. В том же году вышло и его первое жизнеописание, составленное письмоводителем и близким учеником его монахом Порфирием (Севрюгиным). С этим жизнеописанием мы и знакомимся сегодня.

В отдельную рубрику вынесены наставления преподобного, которыми пользовались насельницы многих женских монастырей. Старец вел с ними переписку, отвечая не только на вопросы духовной жизни сестер, но и вдумчиво рассматривая самые различные житейские обстоятельства, искушения, нужды. Его наставления, краткие и простые, всегда точны и мудры, они не утратили духовной значимости по сей день и могут быть полезны монашествующим и мирянам.

В подготовке издания участвовал иеромонах Флавиан (Маленков), которым были собраны воспоминания духовных чад батюшки. В приложение к изданию вошло несколько писем старца.

Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарев) родился в сельце Ключи Воронежской губернии в 1805 г., в Пасхальную ночь с 8 на 9 апреля. Во святом Крещении был назван Иродионом, в честь апостола Иродиона. В 1829 г. переехал вместе с родителями на жительство в город Саратов, где провел девять лет деятельной и плодотворной жизни. По званию купец, а по ремеслу портной и содержатель мастерской и магазинов готового платья, обуви и юфтяных товаров, Родион Никитич был ревностным исполнителем уставов Православной Церкви. Он и дома находил пищу своему благочестию, отечески наблюдая за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей своей домашней Церковью – артелью рабочих, которых содержал в страхе Божием. Но этой домашней деятельности было недостаточно для энергичной и даровитой натуры ревностного сына Церкви.

Тогда, по воспоминаниям монахини Магдалины (Арсеньевой), Родион Никитич познакомился с местным подвижником Семеном Климычем, к которому прибегали за советом и к которому имели доверие и архиереи, и многие духовные лица. Родион Никитич стал путешествовать, был в Сарове, где много беседовал с иеромонахом Иларионом, по совету которого он и обратился в Оптину Пустынь, к старцам Льву и Макарию.

Будучи и в миру примером для многих, Родион Никитич, поступив в обитель, подъял на себя спасительный крест послушничества, предав свою волю и помышления в подчинение обретенному им духовному отцу и наставнику старцу Макарию.

По словам издателей, старец Иларион был наделен благодатными дарами прозорливости и духовного рассуждения, а также «даром Исповеди» – обнаружения в человеке скрытых или забытых пороков, обличения их и последующего уврачевания болящей души. Старец был твердо убежден, что грехи забытые и никогда не исповедованные чаще всего являются причиной душевных и телесных болезней. Он особенно подчеркивал необходимость покаяния и Исповеди, прощения обид и оскорблений, примирения с обидевшими, возвращения долгов. Но даже вразумляя, прибегал к смирению. Обладая молитвенным даром, он так мог воздействовать на человека, что тот, чувствуя невидимое присутствие Всемогущего Господа, со всей откровенностью исповедовал старцу самые потаенные движения сердца.

После дневных трудов старца с посетителями случалось от него слышать: «Да, слава Богу, есть и в наше время истинные рабы Божии, ищущие душевной пользы и спасения. Даруй, Господи, чтобы все они, по вере их, достигли своей цели и, возвращаясь от нас с назиданием душевным, выносили чистые мысли, святые желания для совершения добрых дел, прославляя Бога, подающего нашему скудоумию слово к душевной их пользе».

Как уже было сказано, первое жизнеописание преподобного Илариона Оптинского было издано в 1897 г. В 1993 г. было выпущено репринтное жизнеописание, основная часть которого вошла в данную книгу; цель переиздания в том, чтобы современные читатели могли не только увидеть подвижническую жизнь преподобного и вслушаться в слова его наставлений, но и ощутить непрерывающуюся теплую молитву и отеческую любовь отца Илариона.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс